Ссылки для упрощенного доступа

Американский взгляд на развитие истории с ЮКОСом за последнюю неделю


Андрей Шароградский: В том, что касается России, всю прошедшую неделю главное внимание американской прессы привлекало дело Ходорковского и компании ЮКОС. Подробнее об американской реакции – наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.

Ян Рунов: 12 ноября «Интернешнл Геральд Трибьюн» сообщила, что, с одной стороны, пессимисты опасаются, как бы другие олигархи не последовали за Ходорковским и как бы не подверглась пересмотру сама программа постсоветской приватизации, с другой стороны оптимисты видят в случае с «Юкосом» не конец демократизацииРоссии, а начало второго срока правления Путина, когда реформы будут продолжены, но с акцентом на закон и порядок. 13 ноября газета «Крисчен Сайенс Монитор» поместила статью, где дело Ходорковского рассматривается как фактор предвыборной борьбы, в которой по разные стороны оказались Кремль и большой бизнес. При этом подчёркивается, что одновременно наступление продолжается и на независимые средства массовой информации. Журнал «Форбс» 13 ноября привёл в пример опасения Международного энергетического агентства, что арест главы «Юкоса» и связанные с этим последующие события могут затормозить увеличение поставок российской нефти. А в конце недели было немало сообщений о дискуссии по поводу Ходорковского, развернувшейся на российско-американском инвестиционном форуме в Гарвардском университете.

Чем объяснить столь пристальное внимание американцев к этому делу? Вот как ответила на этот вопрос директор нью-йоркского исследовательского Центра религиозных свобод и прав человека Ольга Хрубы:

Ольга Хрубы: Судя по тому, что мы читаем в американских газетах и по тому, что я узнаю из собственных источников информации, можно сделать вывод, что арест Ходорковского носит больше политический, чем экономический характер, скажу больше, расправа с Ходорковским похожа на политическую вендетту. Из некоторых сообщений печати о методах, какими действует прокуратура в отношении Ходорковского, создаётся впечатление, что дело вообще состряпано. Оно довольно странное и, возможно, не очень законное. Объяснить внимание Америки к делу Ходорковского можно целым рядом причин, главные из которых, на мой взгляд, следующие. Российская экономика занимает слишком важное место в мировой экономике, чтобы не обратить внимания на кризис в одной из крупнейших в мире нефтяных компаний, какой является «Юкос». Арест главы этой компании создал атмосферу нестабильности, и американские бизнесмены, вложившие немалые капиталы в российскую экономику, естественно, опасаются за свои деньги. Может пострадать из-за этого и торговля с Россией. Не менее важный аспект – политический. Западу очень уж хотелось, чтобы Россия стала демократической страной западного типа, чтобы вошла в мировое демократическое сообщество, и потому каждое отступление от намеченного сценария приносит большие разочарования. Ожидания со стороны Запада часто были преувеличенными, хотелось быстрого и бесповоротного перехода от тоталитаризма к демократии. Но так не получается. Эволюция – процесс медленный.

Ян Рунов: Это было мнение Ольги Хрубы, директора нью-йоркского исследовательского Центра религиозных свобод и прав человека.

С ней, в общем, согласен профессор Военного колледжа Американской армии в Пенсильвании Стивен Бланк:

Стивен Бланк: Мы следим за этим делом потому, что оно является критическим моментом для демократического развития России. Тот факт, что Путин и поддерживающие его силовики положили на лопатки Ходорковского, и то, как это было сделано, показывает, что до демократии в России ещё очень далеко. Одновременно есть основания для опасений, что Россия возвращается к неоимпериалистической внешней политике, оказывая сопротивление западным интересам и моральным ценностям.

XS
SM
MD
LG