Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Террор и неожиданная реакция российских властей. Провал американского космического эксперимента. Китайский фильм завоевывает большой американский экран


Юрий Жигалкин: Террор и неожиданная реакция российских властей, провал американского космического эксперимента, китайский фильм завоевывает большой американский экран. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Каковы намерения российских властей? Этот вопрос начали задавать американские наблюдатели после того, как в среду из Москвы прозвучали заявления о том, что она готова нанести упреждающие удары по базам террористов в любой точке Земли, и предупреждения о том, что российско-американские отношения пострадают, если Вашингтон будет поддерживать контакты с чеченскими противниками России. Эти комментарии стали особенно заметны на фоне небывалой волны солидарности с Россией, прокатившейся по Соединенным Штатам.

Что может стоять за раздражительной реакцией Москвы? Вопрос профессору Маршаллу Голдману, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета.

Маршалл Голдман: Они попросту не знают что делать. Кремлю нужны виновные, он осознает, что должны полететь чьи-то головы, но чьи? Как говорят мои знакомые в Москве, согласно логике, ответственность за происшедшее должен бы понести начальник ФСБ Патрушев, чьи подчиненные доказали свою некомпетентность и во время захвата заложников в театре на Дубровке и сейчас, но это исключено, поскольку Патрушев - друг Путина. Можно, конечно, поискать кандидатов на увольнение и в, как считается, коррумпированных структурах Министерства внутренних дел, но время не ждет. От Кремля требуются безотлагательные акции и он, я думаю, пытается отвлечь внимание от этого. Помимо этого, понятно желание российских властей воспользоваться моментом, чтобы излить негодование по поводу того, что Запад, якобы, не поддерживает их до конца в антитеррористических усилиях, что Вашингтон разделяет тех, кто терроризирует Россию, и чеченских сепаратистов, требующих независимости.

Юрий Жигалкин: Профессор, как к этой риторике может отнестись Белый Дом? Как вы считаете, готов ли он, так сказать, воспринять близко к сердцу призывы Кремля?

Маршалл Голдман: Без сомнения, в ближайшее время, время эмоционального сочувствия, Соединенные Штаты проявят полную солидарность с российскими властями, точнее с Россией, это понятно и необходимо. Но администрация Буша верит в то, что без решения чеченской проблемы России не избавиться от проблемы терроризма. Российские же власти, по-видимому, считают, что единственный выход из этой ловушки - уничтожение миллиона чеченцев. В таком подходе им не найти солидарности на Западе. И если уж говорить о двуличии, то почему бы не вспомнить об отношении Москвы к южноосетинской или абхазской проблемам. Ведь Грузия предъявляет российскому президенту почти те же претензии, что он сейчас предъявляет Соединенным Штатам.

Юрий Жигалкин: Интересно, что в среду вице-президент Чейни еще раз четко продемонстрировал позицию Соединенных Штатов по деликатной теме. Он заявил, что террористические акции в России свидетельствуют о глобальной опасности терроризма, но, по словам вице-президента, свидетельств прямой связи между группами, терроризирующими Россию, и «Аль-Каидой» пока нет.

Американские ученые потерпели серьезную неудачу в одном из самых многообещающих космических экспериментов. В среду около полудня над пустыней в штате Юта должен был показаться космический аппарат «Генезис» с бесценными частичками солнечной субстанции на борту. Спускаемый контейнер должны были подхватить в воздухе вертолеты и осторожно, дабы не растрясти содержимое, доставить его на базу. Однако под прицелом телевизионных камер падающий с неба аппарат вонзился в землю.

Ян Рунов: Космический аппарат «Генезис» с капсулой-накопителем на борту почти три года вращался вокруг Солнца, собирая данные, которые могли бы помочь разгадать тайну происхождения и эволюции Солнечной системы. Но при приземлении тормозной парашют не раскрылся, и капсула с бесценными научными данными врезалась в землю. Пока не известно, всё ли пропало из того, что с 2001 года в прямом смысле по крупице попадало в коллекторы «Генезиса» и должно было оказаться на земле в герметически закрытых контейнерах, дабы солнечные частицы не смешались с воздухом.

Более 6 лет работы и 260 миллионов долларов - всё ушло в никуда. «Такого не должно было случиться», - с горечью говорит физик из Лос-Аламосской национальной лаборатории Роджер Уинс, конструктор накопителя атомов в капсуле. Специально отобранные мастера высшего пилотажа и трюковых голливудских съёмок должны были с вертолётов подцепить парашют с капсулой. В ней находились накопители, в которых хранились миллиарды атомов - крупинок солнца, собранных из солнечного ветра. Важно было не допустить удара капсулы о землю, дабы капсула величиной с холодильник и весом около 200 кг не развалилась на куски. Но парашют почему-то не раскрылся, и капсула наполовину вошла в землю на пустынной территории в штате Юта.

Впервые за более чем 30 лет после доставки на Землю образцов лунной породы была сделана попытка собрать и доставить частички внеземной материи, но на последней стадии эксперимент сорвался. Об этом говорили участники программы «Генезис» на пресс-конференции НАСА.

«Научные образцы были доставлены на землю. Но мы не знаем, в каком состоянии, - говорит представитель НАСА Эндрю Дантцер. - Мы узнаем об этом в ближайшие часы или дни».

Крис Джонс, директор исследований Солнечной системы НАСА, сказал...

Крис Джонс: Капсула врезалась в землю со скоростью 300 км в час. Содержимое капсулы не представляет никакой опасности для жизни или здоровья людей.

Ян Рунов: Чувства учёных выразил менеджер проекта «Генезис» Дон Суитнэм...

Дон Суитнэм: Я, наверно, работал над проектом дольше других - с 1997 года, когда только разрабатывалось научное предложение... Это очень трудный момент для меня... Я столько раз в уме проигрывал все этапы исследования. И по сценарию всё должно было быть отлично. И было, за исключением самых последних двух-трёх шагов...

Ян Рунов: И всё же учёные не теряют надежды исследовать хотя бы несколько атомов, которые удастся добыть из разбитой капсулы, и таким образом определить химическое происхождение Солнца и планет Солнечной системы.

Юрий Жигалкин: А сейчас вкратце о других новостях дня в Соединенных Штатах.

Память о событиях одиннадцатого сентября глубоко врезалась в подсознание американцев. Возможность теракта, опасение стать его жертвой стоят первыми в списке тревог американцев, вкупе с боязнью потери работы и ограбления дома. Таковы результаты опроса, проведенного информационным агентством "Ассошиэйтед пресс". Почти сорок процентов опрощенных признались, что они постоянно думают о том, что они могут оказаться жертвой террористов и ничего не могут с этим поделать. Эти страхи может возбудить звук пролетающего самолета, вой сирены спецавтомобиля или неприятные новости о ситуации в Ираке. На вопрос о том, кто повинен в атаках одиннадцатого сентября, подавляющее большинство отвечает «террористы», но семеро из десяти также винят ЦРУ и ФБР за неспособность их предупредить. Однако эти инстинктивные страхи, судя по всему, почти не отразились на жизни американцев, что, кстати, доказывает как никогда бурная вечерняя и ночная жизнь Нью-Йорка. Менее пяти процентов опрошенных изменили своим привычкам из соображений безопасности.

Один из популярнейших и старейших антибиотиков может стать причиной смерти сердечных больных. Эритромицин, более пятидесяти лет прописываемый врачами в качестве средства от десятков инфекций – от воспаления горла до сифилиса, принимаемый в связке с некоторыми другими лекарствами, может превратиться в яд и привести к внезапной остановке сердца. Эти данные были получены американскими врачами в результате многолетнего масштабного исследования нескольких тысяч пациентов. В результате исследования выяснилось, что опасность эритромицину придают лекарства от повышенного кровяного давления, замедляющие абсорбцию антибиотика. Это приводит к повышенной концентрации соли в сердечных клетках, которая и влечет потенциально фатальную аритмию сердца. Такую же реакцию может вызвать прием эритромицина с виноградным соком. Американские врачи рекомендуют пациентам, страдающим повышенным давлением избегать популярного антибиотика, заменив его другими подобными средствами, и всегда советоваться с врачами в случае одновременного приема нескольких лекарств, которые могут потенциально превратиться в смертельные средства.

Последним сюрпризом завершившегося летнего кинематографического сезона стал китайский фильм "Герой". Собрав за первый уик-энд 18 миллионов долларов, он вышел на первое место в прокате, которое до сих пор и удерживает. На сегодняшний день картина с бюджетом в тридцать миллионов принесла такую же сумму в виде кассовых сборов.

Об этом фильме мы беседуем с Александром Генисом.

Александр Генис: Вы, Юра, не упомянули самую важную деталь - фильм идет на мандаринском языке, то есть с титрами. Это обстоятельство и делает успех нового китайского кино в Америке сенсационным. Титры всегда считались главным препятствием для иностранного фильма в США. Скажем, "Русский ковчег" Сокурова собрал около 3 миллионов, что считалось огромной удачей. Китайцы же сумели пробиться на широкий экран. "Герой" вышел сразу по всей стране, его показывают более чем в 2000 залах.

Юрий Жигалкин: И это понятно. Дорогу новой картине проложил боевик Энга Ли про тигра и дракона, который тоже шел на китайском языке, не так ли?

Александр Генис: Бесспорно. Эти фильмы связаны с жанром боевика. Оба они смогли привлечь в залы и тех зрителей, которые обычно пренебрегают костоломными лентами. Но в остальном две картины вовсе не похожи. Энг Ли снимал психологическую версию неразделенной любви, где поединки были своего рода брачным балетом, этакий Фрейд от кун-фу. С "Героем" дело обстоит иначе. Сюжет его напоминает "Расемона": нам показывают вереницу противоречащих версий несостоявшегося покушения на первого императора Китая, зловещего Ши Хуанди. Он не только объединил страну, но и зарыл в землю конфуцианских ученых, решив начать историю с себя.

Мораль фильма весьма патриотична, лояльна к Пекину и своевременна. Герой приносит себя в жертву ради единства страны. Впрочем, все главное происходит за пределами фабулы, в том магическом кинематографическом пространстве, которое создает лучший режиссер Китая Чжан Имоу. Чжан - автор "Красного Гаоляна" и "Поднимите красные фонари" - мыслит не словами, а цветом. Каждый эпизод в его новом фильме снят в своем колорите. "Герой" - утонченное, даже декадентское кино бесподобной красоты.

Юрий Жигалкин: Что не мешает "Герою" оставаться боевиком…

Александр Генис: Именно. Рукопашные схватки, как в Пекинской опере, способ наглядного разрешения драматического конфликта. Это общепринятая в Китае условность и соблазняет западного зрителя, причем, как мы видим, американского зрителя.

Юрий Жигалкин: На днях стало известно, что на американские экраны скоро выйдет самый популярный русский боевик - "Ночной дозор". Может ли его ждать такой же успех в США?

Александр Генис: Сомневаюсь. "Дозор" отпочковался от западного триллера. "Герой" же глубоко укоренен в китайскую традицию, это символическая интерпретация философии даосов. Главного персонажа, например, называют Безымянный, что, собственно, и означает "дао". Именно такой сложный, как слоенный пирог, культурный артефакт и способен, по-моему, добиться успеха. Пресыщенную американскую публику может завоевать только по-настоящему другое кино.

XS
SM
MD
LG