Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке


Юрий Жигалкин: Бывший помощник президента по национальной безопасности уничтожает сверхсекретные документы. Америка вскоре не будет протестантской страной. Американцы покупают кубинские противораковые средства. Эти темы - в рубрике "Сегодня в Америке".

Во вторник стало известно, что бывший советник президента Клинтона по национальной безопасности Сэнди Бергер находится под следствием в связи с исчезновением из Национального архива США совершенно секретных документов. Бывший помощник президента работал с ними во время подготовки своего выступления перед комиссией по расследованию событий одиннадцатого сентября, он отчитывался об антитеррористической деятельности администрации Клинтона. Бергер признался в небрежности, но категорически отрицает обвинения в умышленной краже документов. Хотя обстоятельства этой истории породили самые разные предположения. С подробностями Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Сэнди Бергер был вызван для дачи показаний в независимую национальную комиссию, расследовавшую действия правительства по предотвращению террористической угрозы. Чтобы освежить свою память, летом и осенью прошлого года он трижды побывал в Национальном архиве, где читал документы, связанные с терроризмом. Вскоре после его последнего визита, в октябре, администрация архива хватилась нескольких пропавших бумаг. В ответ на просьбу поискать документы Бергер нашел некоторые из них у себя в офисе и вернул в архив. Однако часть бумаг наивысшей степени секретности бесследно исчезла. Архивному начальству ничего не оставалось, кроме как обратиться в Федеральное бюро расследований. Агенты ФБР провели обыски в доме и офисе Бергера, но ничего не нашли.

Через своих адвокатов Сэнди Бергер заявил, что унес документы вместе со своими записями случайно, по небрежности, а затем так же случайно некоторые из них выбросил. По словам адвокатов, их клиент был уверен, что держит в руках копии. Мы беседуем с Майклом Уоллером - вашингтонским журналистом, экспертом в области национальной безопасности и разведки. Насколько серьезен инцидент с Бергером?

Майкл Уоллер: Это очень серьезно! В тот самый момент, когда страна пытается понять и устранить проблемы, с которыми мы сталкиваемся в борьбе с терроризмом, бывший советник президента Соединенных Штатов по национальной безопасности похищает и уничтожает совершенно секретные документы, касающиеся решений, которые он принимал, получив шанс ликвидировать Усаму бен Ладена.

Владимир Абаринов: Дело Сэнди Бергера многие сравнивают сейчас с делом бывшего директора ЦРУ Джона Дойча, который едва не попал в тюрьму за нарушение правил обращения с секретными документами. Однако Майкл Уоллер считает эту аналогию некорректной.

Майкл Уоллер: Дело Джона Дойча не имеет ничего общего с этими случаем. Он допустил преступную небрежность с секретной информацией, нарушил существующие инструкции. Но никто не обвинял его в намерении скрыть или уничтожить информацию. В данном случае действия Бергера выглядят именно как попытка скрыть сведения.

Владимир Абаринов: Грозит ли бывшему советнику президента уголовное преследование?

Майкл Уоллер: Попробуйте украсть документ из Национального архива США или просто книгу из Библиотеки Конгресса - вы немедленно окажетесь за решеткой. А здесь речь идет о секретных документах, которые Бергер прятал в свой портфель, и персонал архива видел его за этим занятием.

Владимир Абаринов: Это был Майкл Уоллер - журналист, специалист по вопросам национальной безопасности и разведки.

Юрий Жигалкин: В ближайшие годы протестанты перестанут быть большинством в Соединенных Штатах. В последние десять лет число протестантов среди верующих сократилось до 52 процентов. При этом число неверующих выросло с 9 до 14 процентов - таковы результаты исследования, проведенного специалистами Чикагского университета. Число католиков осталось прежним - около 25 процентов американцев относят себя к этой конфессии.Что может сулить для страны, заложенной протестантами, выстроенной, по большому счету, на фундаменте протестантской этики, эта новая данность? Мой коллега Ян Рунов взял интервью у Патрика Фэйгена, сотрудника Вашингтонского фонда "Наследие".

Ян Рунов: Мистер Фэйген, как показывает недавнее исследование, Америка, суть которой составляли прежде всего белые протестанты, постепенно теряет своё лицо...

Патрик Фэйген: Да, некоторое смещение происходит в обществе прежде всего в сторону секуляризации. Протестантизм существенно изменился за последние 50-60 лет. С годами протестанты всё меньше придерживаются 10-ти заповедей, то есть моральных ценностей, и это прежде всего ослабило институт семьи. Наше общество переживает очень глубокий раскол, невиданный ранее. Можно называть это войной культур, политическим расколом, как угодно, но процесс поляризации общества, особенно в вопросах веры, этики, в сексуальной сфере очевиден. Изменились взгляды на внебрачную связь, аборты, однополые браки, сексуальное образование детей, то есть на все основы семьи, брака, сексуальных отношений. И надо сказать, что та же тенденция в большей или меньшей степени наблюдается почти во всех конфессиях.

Ян Рунов: Президент Буш не скрывает своей религиозности, и не всем это нравится. Как политические лидеры будут реагировать на новые тенденции, не изменят ли стиль?

Патрик Фэйген: Не думаю. Джон Керри, кандидат в президенты и оппонент Буша, не желая выглядеть безбожником и сам вывел идею веры на уровень политических дебатов. Политики понимают, насколько важно сохранять в обществе добродетели, моральные устои. Так что тема Бога останется важной в наших президентских выборах.

Ян Рунов: Америка построена на протестантской этике. Утрачивая ее, как это показывает статистика, страна меняется. Насколько пессимистично вы смотрите в связи с этим на будущее страны?

Патрик Фэйген: Будущее? Мне кажется, что новое поколение в США выбирает иной путь. Растет интерес к важным и крупным вопросам. Поиск ответов на них, как правило, ведет к религиозным книгам, к религиозным объяснениям. Готов держать пари, что уже лет через 10 в Америке дискуссий на религиозную тему станет не меньше, а больше.

Юрий Жигалкин: А теперь - о некоторых любопытных новостях дня в Соединенных Штатах.До президентских выборов остается еще несколько месяцев, но на уме у многих делегатов конференции Демократической партии, начинающейся через неделю, судя по всему, уже другие выборы - 2008 года, и другой кандидат - Клинтон, Хиллари Клинтон. Агенство "Ассошиэйтед Пресс" провело опрос делегатов партконференции. Большинство из них отказалось говорить о следующих президентских выборах, веря в победу Джона Керри. Однако менее убежденные поклонники Керри высказались, подавляющее большинство - 26 процентов - в пользу Хиллари Клинтон. Гораздо меньше - 17 процентов - предпочли бы Джона Эдвардса. Этот откровенный оппортунизм части делегатов партийной конференции, исходящих в своих оценках из проигрыша на выборах Джона Керри, - наверняка хорошая новость для сенатора Клинтон, которая, как уверены многие, вынашивает надежды стать первой в истории страны женщиной-президентом. Для нее победа Джона Керри в этом году ознаменовала бы крушение этих надежд, поскольку на ближайшие 8-12 лет она бы наверняка оставалась вне пределов Белого Дома.

Во вторник защитники прав животных призвали прокурора штата Западная Виржиния завести уголовные дела против работников одной из птицеферм по обвинению в издевательствах над птицей. Частный сыщик, нанятый группой, пропагандирующей этическое отношение к животным, снял скрытой камерой сцены, когда птичники и птичницы пинали курей, сплевывали на них табак, били их об стену. Видеопленка, помещенная на интернете, заставила ведущую американскую сеть быстрой еды "Кентакки Фрайд Чикен" отказаться от закупок курятины на этой ферме. Пытаясь предотвратить возмушение потребителей, корпорация заявила о том, что она направила на птицеферму для расследования инспектора, специализирующегося в вопросах человечного отношения к животным. Защитники животных, тем не менее, угрожают "Кентакки Фрайд Чикен" бойкотом и уголовным преследованием, заявляя, что они не успокоятся до тех пор, пока сеть не обеспечит уважение своими поставщиками законных прав животных.

Cовершили ли кубинские ученые значительный прорыв в борьбе с раком? Судя по всему, так считает и американская фармацевтическая фирма "Кансервакс", запросившая у Гаваны право на лицензию трех перспективных антираковых препаратов; и американское правительство, которое позволило американской фирме заключить договор с кубинцами, несмотря на американское эмбарго Кубы. Однако этот неожиданный эпизод американо-кубинского сотрудничества заставил поднять и тревожные вопросы о том, что происходит в стенах кубинских лабораторий. Мой собеседник - профессор медицины Даниил Голубев.

Профессор, судя по сообщениям кубинские препараты показали эффективность даже в лечении рака легких. Что, собственно, открыли кубинские ученые?

Даниил Голубев: Им удалось добиться специфического иммунологического воздействия с помощью антител данного организма, организма больного, на ключевые белки, обуславливающие процесс безудержного роста, размножения и трансформации клеток злокачественной опухоли. Это, безусловно, новаторский подход. Попытки воздействовать на трансформацию клеток, превращающих ткань в злокачественную, постоянно велись и ведутся, но при этом старались ограничить воздействие этих белков на рецепторы раковых клеток. А кубинские исследователи вырабатывают антитела в организме, которые нейтрализуют сам этот фактор роста, и таким образом эффективность воздействия намного возрастает.

Юрий Жигалкин: Профессор, а вы верите в этот парадокс: кубинцы перебиваются с хлеба на воду в то время, как страна ведет передовые и, видимо, дорогие исследования, которые не могут себе позволить иные развитые государства?

Даниил Голубев: Вы знаете, меня лично это не удивляет. Я был командирован на Кубу еще из Советского Союза и своими глазами видел биотехнологический и генно-инженерный центр, который был выстроен в те годы еще на Кубе в одном из районов столицы, Гаваны. Это первоклассное, оснащенное по последнему слову техники учреждение, в котором работает, по сути дела, интернациональный коллектив, получающих хорошие деньги от правительства. Это был любимый полигон производства биологически активных веществ, который курировал (и курирует, насколько мне известно, по сей день) президент Кастро.

Юрий Жигалкин: Профессор, вы едва не назвали лабораторию бактериологическим полигоном. А ведь известно, что американские спецслужбы считают, что Кастро именно из этих соображений и создавал этот центр. Как вы считаете, какие соображения двигали кубинским диктатором?

Даниил Голубев: У меня такое впечатление, что для него это предмет личного пристрастия, как для других дикторов - футбол, шахматы или еще какой-то вид деятельности. В данном случае, конечно, он имел в виду и получение валюты за те препараты, которые производятся в этом биотехнологическом центре, и элемент вот такого индивидуального престижа.

Юрий Жигалкин: А если предположить, что за этим проектом менее безобидные намерения?

Даниил Голубев: Я нисколько не удивлюсь, если в этих лабораториях производились и токсины, и другие биологически активные вещества, скажем так, двойного назначения. Проконтролировать это со стороны совершенно невозможно, потому что на одних и тех же центрифугах, в одних и тех же термостатах можно выращивать и то, и другое.

Юрий Жигалкин: О кубинских противораковых препаратах, которые могут стать первым кубинским экспортом в США мы говорили с профессором-вирусологом Даниилом Голубевым. Ну, а пока лишь один кубинский экспорт беспроблемно пересекает рубежи Соединенных Штатов - музыка.

XS
SM
MD
LG