Ссылки для упрощенного доступа

Замешан ли Джордж Буш в сомнительных финансовых операциях?


Ведет программу Андрей Шарый. Участвуют содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета профессор Маршалл Голдман и корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый: В Соединенных Штатах продолжается активная дискуссия о том, причастны ли бывшие руководители страны к финансовым нарушениям в рамках корпоративного закона. В четверг Радио Свобода рассказывало об обвинениях в адрес вице-президента Соединенных Штатов Ричарда Чейни. Сейчас речь пойдет о президенте страны Джордже Буше. Известно, что основная часть этих обвинений исходит из стана демократов - политических противников Джорджа Буша, которые собираются и пытаются набрать политические очки в игре против республиканцев. Насколько успешной может оказаться такая политика, и главное, насколько серьезны обвинения в адрес президента Соединенных Штатов? На эту тему - наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.

Ян Рунов: Вашингтонский корреспондент весьма уважаемого в деловых кругах Америки еженедельника "Бизнес Уик" Пола Дуайер пишет, что сейчас вторая по важности задача президента США Джорджа Буша – восстановление доверия к корпоративной Америке и возвращение инвесторам чувства надёжности фондовой биржи. Но может ли президент сделать это, если его сейчас преследует призрак его собственного прошлого? Более 10 лет назад, будучи директором корпорации "Харкен Энерджи", Буш практиковал такие же методы ведения бизнеса, как и руководители корпораций, которых сейчас обвиняют в мошенничестве, подтасовках, обогащении за счёт обмана вкладчиков. Буш был не только членом совета директоров, но, одновременно, и членом аудиторской комиссии корпорации "Харкен Энерджи", когда она вставила в финансовую отчётность доход, которого ещё не было, но который только мог бы быть. Этим была завышена стоимость акций компании. Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам "SEC" посчитала это ошибкой и потребовала исправления. Джордж Буш продал основную часть принадлежавших ему акций компании за восемь дней до того, как "Харкен Энерджи" показала, что на самом деле компания несёт огромные убытки, и что она хронически задерживала отчётности, предоставляемые Комиссии по ценным бумагам и биржам. Аналогичная практика привела теперь крупнейшие американские корпорации "Энрон", "Уорлдком" и другие к нынешнему краху. Сокрытие менеджерами правдивой информации о финансовом состоянии их компаний от держателей акций – вот главное обвинение, которому подвергаются руководители корпораций, в том числе бывшие, такие как Джордж Буш и вице-президент Чейни, ещё накануне прихода в Белый Дом возглавлявшего техасскую компанию "Халлибартон". Бухгалтерию этой компании сейчас расследует Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам. Либеральная общественная группа "Паблик Ситизен" потребовала создания независимой комиссии по расследованию возможного мошенничества, а другая общественная группа, консервативного толка, "Джудишиал Вотч" подала в суд на корпорацию "Халлибартон", на аудиторскую компанию "Артур Андерсен" и на вице-президента, прямо обвиняя его в причастности к неблаговидной финансовой практике.

Как сказал политолог из техасского университета Брюс Бьюкенен, Буш попал в очень неловкое положение. Его политические оппоненты из демократической партии тут же почувствовали слабое место республиканской администрации и стали требовать тщательного расследования и выяснения, использовал ли Буш внутреннюю информацию, скрытую от большинства, когда продавал свои акции? Почему он задерживал заполнение форм отчётности? Не помогло ли Бушу младшему то, что его отец был тогда президентом страны, а председателем комиссии по ценным бумагам – юридический советник Белого Дома Ричард Бриден? Вопросов много, пишет корреспондент журнала "Бизнес Уик", и ответы пока не удовлетворяют критиков.

Андрей Шарый: Насколько опасным для будущего Джорджа Буша может стать внимание прессы и его оппонентов к прошлому президента, к деталям некоторых его сделок в качестве бизнесмена? Ответ на этот вопрос ищет наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин в интервью с экономистом, профессором Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин: Профессор Голдман, что, по-вашему, лежит в основе этой серии разоблачений президента и вице-президента: серьезные подозрения относительно того, что они могли нарушить закон в бытность предпринимателями, или это больше политическая атака на популярных в стране президента и вице-президента?

Маршалл Голдман: Я не думаю, что в их действиях в прошлом были признаки финансовых преступлений. По крайней мере, в отношении президента Буша Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в свое время сделал однозначный вывод о полной законности его действий в качестве акционера. Вице-президенту и компании, главой которой он являлся до двухтысячного года, был только что предъявлен иск, обвиняющий, что фирма занималась приписками, но это пока лишь заявления истцов, которые могут и не соответствовать истине. Таковы факты. Кстати, история продажи будущим президентом своих акций не нова, она возникала и угасала несколько раз во время предвыборной кампании.

Сейчас все это обрело новые масштабы из-за уникальных обстоятельств, в которых оказалась американская экономика. Основная проблема для президента состоит в том, что сокращение государственного вмешательства в экономику и рынки всегда было его политическим кредо. Он верит в то, что предприниматели и рынок способны сами создать справедливые условия функционирования рыночной системы и контролировать их выполнение, и такой подход можно понять, особенно, если правительство издает слишком много инструкций, пытаясь держать под контролем все. Придя в Белый Дом Буш, например, сократил бюджет федеральной комиссии по ценным бумагам. Но падение фондовой биржи, сильно ударившее по карману многих американцев, вызвавшее под гнетом долгов банкротство нескольких ведущих компаний, привлекло внимание к бизнес-практике многих из этих фирм. Выяснилось, что большинство использовало пусть легальные, но сомнительные бухгалтерские стандарты, а некоторые прибегали к припискам. И это, без сомнения, стало серьезным поводом для политической атаки на президента, тем более, что он сам в прошлом воспользовался пусть легальным, но совершенно неприемлемым сегодня на взгляд большинства американцев, приемом.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, представляет ли эта история серьезеую политическую угрозу администрации Джорджа Буша? Чем она может обернуться?

Маршалл Голдман: Несомненно. В ближайшей перспективе это может привести к потере республиканской партией контроля в Палате представителей на осенних выборах, если демократы сполна воспользуются ситуацией. Республиканцы, вдобавок, наверняка не вернут контроль в Сенате. Естественно, многое будет зависеть от того, появятся ли в прессе новые разоблачения, от того, несколько будет эффективно действовать Джордж Буш, сможет ли он возглавить кампанию по изменению бизнес-практики, сможет ли он взять в свои руки законодательную инициативу. Если же ему не удастся этого сделать, и республиканцы потеряют большинство в Конгрессе, то в стране наступит политический пат, и президент не сможет ничего осуществить из своих больших планов. И это может стать ударом по его надеждам на избрание на второй срок.

XS
SM
MD
LG