Ссылки для упрощенного доступа

Новый поворот сенатских слушаний в деле о провале спецслужб США


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: В среду потенциально сенсационные обрывки информации просочились из-за плотно закрытых дверей звукоизолированного зала в здании Конгресса, где проходит заседание. Стало известно, что в распоряжении сверхсекретного Агентства по национальной безопасности, самой большой разведывательной структуры страны, были записи разговоров членов "Аль-Каиды", перехваченные накануне терактов 10 сентября. В этих разговорах проскочили две фразы, зловещее значение которых стало очевидно днем позже. Один из участников разговора говорит о том, что "на завтра назначен крупный матч". Другой упоминает, что "грядущий день станет часом отсчета". Эти разговоры были переведены с арабского на следующий день после террористических атак, и никто из аналитиков, по-видимому, не обратил внимания на гигантскую значимость кодированных фраз. Но эти сведения явно добавили тревожных фрагментов к картине серьезнейших сбоев в сборе и обмене, и интерпретации развединформации многочисленными спецслужбами. Причем в потенциальном провале впервые было уличено суперагенство - сверхсекретное Агентство по национальной безопасности, чей бюджет в несколько раз превышает бюджет ЦРУ и ФБР, электронные возможности которого, как считается, практически безграничны. Подозревается, что вся система глобальных коммуникаций находится под колпаком у агентства. Ему, например, требуется больше компьютерных мощностей, чем ядерным лабораториям, его компьютеры безостановочно обрабатывают миллионы компьютерных и телефонных переговоров, выискивая ключевые слова и обороты в надежде напасть на разговоры, которые могут представлять интерес для американской разведки.

Однако, утечка информации о деятельности суперсекретной структуры тут же вызвала резкую реакцию Белого Дома. В четверг представитель президента Буша заявил, что просачивание подобных деталей в прессу подвергает риску национальную безопасность. Специалисты говорят, что обнародование подобной информации о перехвате телефонных разговоров Усамы Бин Ладена в 1998-м году заставило его отказаться от услуг сателлитного телефона, отобрав у спецслужб возможность плотного наблюдения за Бин Ладеном.

Президент Буш с самого начала был против идеи организации специальной комиссии для расследования действий спецслужб. И, в конце концов, он согласился с условием, что ее участниками будут лишь члены сенатской Комиссии по разведке, люди, привыкшие к работе с секретами и понимающие их вес. Такая предосторожность, как мы видим, оказалась недостаточной. Тем не менее, как говорят защитники комиссии, этот инцидент лишь шире приоткрывает глубину проблемы, с которой придется столкнуться и администрации, и Конгрессу в их планах реорганизации системы разведки и контрразведки, учреждения нового министерства внутренней безопасности, которое, как надеются, будет более успешно в предупреждении будущих терактов.

XS
SM
MD
LG