Ссылки для упрощенного доступа

Станут ли американо-российские отношения жертвой иракского конфликта?


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: Станут ли американо-российские отношения жертвой иракского конфликта? В среду заместитель министра иностранных дел России Георгий Мамедов заявил о том, что Москва не поддержит то, что он назвал опасным прецедентом смены режима в Ираке, а посол США в России Александр Вершбоу предупредил, что российская оппозиция планам разоружения Саддама Хусейна нанесет урон двусторонним отношениям.

В среду Джордж Буш позвонил Владимиру Путину. По сообщению пресс-службы Белого Дома, президенты подчеркнули принципиальное значение развития позитивных стратегических перспектив в двусторонних отношениях. Звонок в Кремль совсем недавно был рутинным событием для президента Буша, но на этот раз оно было акцией знаковой. Дело в том, что президент Буш, например, давно не звонит французскому и германскому лидерам, чья позиция относительно Ирака выглядит в глазах многих в американском политическом истеблишменте если не прямой изменой, то крайне недружественным жестом, после которого межгосударственные отношения не могут оставаться прежними. Однако, Россия случай иной, ибо для Джорджа Буша тесные отношения с Владимиром Путиным исключительно важны, и по чисто геополитическим причинам, и потому, что они - символ его серьезного внешнеполитического успеха. Иракское противостояние подвергает эти отношения серьезнейшему испытанию, но Белый дом наверняка сделает все, чтобы их сохранить. Россия же, вопреки надеждам Вашингтона, твердо примыкает к лагерю его оппонентов. Насколько такая позиция отвечает интересам самой Москвы? Что она приобретает и теряет, бросая вызов Соединенным Штатам? Я задал этот вопрос содиректору центра Российских исследований Гарвадского университета Маршаллу Голдману.

Маршалл Голдман: Россия пустилась в серьезную игру, ей предстоит сделать трудный выбор. Если она примкнет к США, это грозит трудностями в отношениях с Европой, а там у нее сейчас гораздо более серьезные экономические интересы. Отказ в поддержке Вашингтону в трудную для него минуту также приведет к финансово-экономическим потерям. Москве вряд ли удастся соблюсти свои интересы в послевоенном Ираке, у нее будут трудности со вступлением во Всемирную торговую организацию. Словом, это очень тонкая ситуация. Многое сейчас будет зависеть от персонального выбора Владимира Путина, который до сих пор шел против инстинктов военно-дипломатического истеблишмента России, стремительно сближаясь с США. Я думаю, что до сих пор Путин вполне разумно ставил на союз с Соединенными Штатами, зная, что, в конце концов, близость с США принесет России крупные геополитические и экономические выгоды. Надо признать, что до сих пор российский президент вел себя тонко, примкнув, но не до конца, к Франции и Германии, сохранив открытую дверь для добрых отношений с США. Однако, теперь пришло время решения. Президент Буш наверняка будет исключительно благодарен ему за поддержку. Но дилемма, стоящая перед Владимиром Путиным, очень сложна. У него нет ясного выбора.

Юрий Жигалкин: Совершить этот выбор Москва будет вынуждена в ближайшие дни, поскольку представители Белого Дома объявили, что они поставят на голосование в Совете Безопасности свою резолюцию на этой неделе.

XS
SM
MD
LG