Ссылки для упрощенного доступа

Президент Буш назначил руководителей комиссии по расследованию ошибки разведки относительно иракского оружия массового поражения


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: В пятницу президент Буш объявил о составе независимой комиссии, которая должна изучить причины провала американской разведки, утверждавшей, что режим Саддама Хусейна располагал оружием массового поражения. Для оппонентов Джорджа Буша официальные заявления о том, что американские специалисты не смогли найти в Ираке оружие массового поражения, стали мощным инструментом для предвыборных атак. И хотя никто в открытую не берется обвинять Белый Дом в том, что он приложил руку к манипуляции разведданными, на такой подтекст, не смущаясь, указывают обозреватели либерального крыла американской прессы.

В конце концов, президент Буш, отметавший несколько месяцев подряд идею независимой комиссии, считая, что специального расследования Конгресса, которое велось полгода, будет достаточно, уступил давлению обстоятельств и назначил комиссию под председательством бывшего сенатора-демократа Чарльза Роба и бывшего судьи Лоренса Зильбермана. Всем федеральным службам дано указание безоговорочно сотрудничать с новой комиссией. Она должна вынести свой вердикт к марту будущего года. Что ожидают от этой комиссии американские эксперты? Мой собеседник Майкл Раду - глава центра по изучению терроризма Филадельфийского института внешней политики.

Майкл Раду: Если учитывать то, что я не знаю ни одного человека, включая демократов в Конгрессе, кто бы утверждал, что администрация Буша пыталась манипулировать разведданными или разведслужбами, а уважаемый всеми глава инспекторов Дэвид Кей пришел к выводу, что ЦРУ ошибалось в своих выводах, то трудно представить себе, что Белый Дом действительно пытался выдать желаемое за реальное. Обвинения в адрес администрации без сомнения мотивированы политически, мы должны учитывать, что это год президентских выборов. Кроме того, какая из ведущих разведок мира - британская или французская, плюс комиссия ООН не соглашалась с тем, что Саддам, скорее всего, продолжает прятать секретные арсеналы? Вся эта история, на мой взгляд, еще раз напоминает нам, что разведка - это не наука, а искусство.

Юрий Жигалкин: Какой в таком случае можно из этого извлечь урок? Не доверять спецслужбам, считающим, что, скажем, у Северной Кореи есть атомное оружие?

Майкл Раду: Мы обязаны очень осторожно относиться к любой информации. По сравнению с Ираком Северная Корея - закрытое государство. Вашингтон и его союзники должны набраться смелости и признать, что у них нет достоверных сведений относительно того, что происходит в КНДР, и строить свою политику исходя из этого.

Юрий Жигалкин: Что же касается новой независимой комиссии по оценке деятельности американской разведки, то мало кто ожидает от нее сенсационных разоблачений. Скорее всего, в адрес ЦРУ будут брошены традиционные упреки в местничестве, отсутствии квалифицированных аналитиков, неспособности внедрить и поддерживать агентурную сеть в арабском мире.

XS
SM
MD
LG