Ссылки для упрощенного доступа

Власти Кубы освободили из тюрьмы диссидента, поэта и журналиста Рауля Риверо


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.

Андрей Шарый: Власти Кубы неожиданно освободили из тюрьмы известного в стране диссидента, поэта и журналиста Рауля Риверо.

Виктор Черецкий: Рауль Риверо, которому сейчас 59 лет, был осужден весной прошлого года вместе с другими кубинскими диссидентами. Он получил 20 лет за посягательство, как гласил приговор, "на независимость и территориальную целостность государства, за сотрудничество с Соединенными Штатами, получение от них материальных средств, а также за подрыв основ кубинской революции". Своим освобождением Риверо обязан давлению, которое оказывала международная общественность, в частности, испанская, на режим Фиделя Кастро. Освобожден кубинский правозащитник по состоянию здоровья, хотя чувствует себя хорошо.

Рауль Риверо: В первую очередь, я хочу выразить огромную благодарность за поддержку и солидарность коллегам-журналистам, писателям и всем тем представителям мировой общественности, которые не забывали обо мне в дни моего заключения. Я счастлив, что опять нахожусь в кругу семьи с моими детьми и моей матерью, и, разумеется, я счастлив, что свободен, что могу сейчас свободно разговаривать с вами.

Виктор Черецкий: Господин Риверо, что вы можете рассказать о своем пребывании в тюрьме?

Рауль Риверо: Первые 11 месяцев, почти год заключения, были самыми трудными. Я находился в штрафном изоляторе, условия содержания там очень суровые: я не мог ни с кем общаться, испытывал постоянный холод. Потом меня перевели в общий блок, где более 100 заключенных, там мне было значительно лучше. Я, к примеру, мог смотреть телевизор. В тюрьме, в которой я находился, не наблюдалось случаев издевательства над политическими заключенными. В других тюрьмах, говорят, такие случаи имеют место.

Виктор Черецкий: Что происходит сейчас на Кубе?

Рауль Риверо: Страна, сама действительность требуют перемен, коренных изменений. Мы требуем свободы. Я не знаю, готовы ли нынешние власти претворить все эти требования в жизнь. Жизнь меняется, она меняется и для кубинцев, несмотря не то, что наше общество продолжает оставаться довольно закрытым для внешнего мира.

Виктор Черецкий: Господин Риверо, вы намерены остаться на Кубе или уехать за границу?

Рауль Риверо: Меня освободили из тюрьмы без каких-либо условий. Мне ничего официально не сказали о том, должен ли я уехать или мне следует оставаться на Кубе. Правда, в последнем разговоре с представителями властей мне намекнули, что я мог бы остаться. Я хотел бы остаться на Кубе, но лишь в том случае, если я смогу работать в качестве журналиста, причем, работать в том ключе, в котором считаю нужным, то есть писать свободно, без указок сверху. Я хочу жить свободно и иметь право уезжать и приезжать на Кубу, когда хочу, ведь последние 15 лет мне было запрещено покидать остров. Я не мог участвовать в международных конгрессах, встречаться с иностранными друзьями. Часть моей семьи живет за границей. Я даже никогда не видел внучки: ведь уже более 10 лет не общаюсь со своей старшей дочерью. Если мне позволят вести нормальную жизнь, я никогда не уеду с Кубы. Это моя страна. Это минимальные требования гражданина.

Виктор Черецкий: Рауль Риверо считается одним из лучших кубинских поэтов. Он автор сборников "Роль человека", "Поэзия на земле", "Общественная поэзия" и других произведений. Риверо является лауреатом ряда международных литературных премий. До середины 90-х годов, когда ему запретили писать в государственных средствах информации, он активно работал в качестве журналиста. В частности, в 70-е годы Риверо был корреспондентом кубинского информационного агентства "Пренсо-латино" в Москве. Проблемы с властями начались в 91-м году, когда журналист подписал так называемую Декларацию кубинской интеллигенции, в которой содержался призыв к властям провести свободные парламентские выборы и освободить политических заключенных. С тех пор он неоднократно подвергался арестам и допросам. В марте прошлого года Риверо выступил в поддержку кубинских правозащитников, арестованных в результате массовой кампании по борьбе с инакомыслием. Его осудили вместе с другими диссидентами. 75 человек получили тогда до 28 лет тюрьмы.

XS
SM
MD
LG