Ссылки для упрощенного доступа

Провал миссии британского космического зонда "Бигл-2"


Ян Рунов, Нью-Йорк: Первая полностью европейская космическая миссия потерпела провал. Надежд на то, что британский космический зонд "Бигл-2", зонд величиной не более раскрытого зонтика, обошедшийся в 375 миллионов долларов, удачно приземлился на поверхности Марса, почти не осталось.

Контакт с зондом восстановить не удается. Первое разочарование пришло, когда cпутнику НАСА "Одиссей" на орбите вокруг Марса не удалось принять сигнал от "Бигла-2" сразу после запрограммированного приземления. Затем 76-метровый радиотелескоп "Ловелл" в Великобритании тоже пытался найти сигналы от "Бигла-2", и тоже не получилось. Причины могут быть разные. Например, антенна зонда может быть направлена не в нужную сторону. Но более вероятно, что технология мягкой и плавной посадки не сработала, и космическая лаборатория развалилась в результате жесткого приземления, либо авария произошла еще при прохождении аппарата через марсианскую атмосферу.

Вот что думает по этому поводу американский эксперт в области космических исследований, представитель Федерации Американских ученых Чарлз Вик:

Чарлз Вик: Я должен признать, что это большая неудача – потерять связь с "Биглом" до того, как он опустился на поверхность Марса. Нам опять не удалось получить важные научные данные. Это не просто неудача, а очередная неудача, что особенно обидно. И все же мы не теряем надежды. Впереди еще несколько попыток. К Марсу летят космические лаборатории с задачей либо выйти на орбиту вокруг Красной планеты, либо опуститься на нее, а затем и начать там сбор информации. Вероятная потеря "Бигла" – очередной урок, который указывает на то, что все-таки сначала надо выйти на орбиту вокруг Марса, хорошо поработать там, и только потом, в качестве следующего этапа, опуститься на поверхность Марса. Другими словами, не надо спешить. Нетерпение понятно, но научный процесс в данном случае должен быть замедленным. Тогда мы лучше подготовимся к процедуре приземления на Марсе и повысим вероятность успеха. А пока необходимо, видимо, внести значительные технические усовершенствования и потратить больше денег.

Ян Рунов: Какие еще могут быть причины неудачи?

Чарлз Вик: Единственное, что приходит в голову, это какие-то просчеты в процессе приземления. Либо что-то вдруг появится во время инженерно-технического анализа... Но, повторяю, каждый должен извлечь для себя уроки, прежде чем вновь планировать запуск зонда на поверхность Марса. Иначе просчеты в процедуре приземления приведут к новым неудачам. Но я все-таки хочу быть оптимистом. Мы много надежд связываем с программой исследования Марса. По крайней мере, у нас есть британская космическая лаборатория на орбите Марса и летящие к Марсу другие космические аппараты. Конечно, здесь больше надежды на авось: повезет -не повезет. Но хочется верить, что мы должны, так или иначе, добиться успеха на этом пути. Не напрасно же мы потеряли несколько лабораторий в последние годы. Думаю, нам все же удастся приземлить на Марсе хоть один из аппаратов.

Ян Рунов: В задачу зонда "Бигл-2", в случае удачного приземления, входили анализ геологического и химического состава поверхности Марса на участке приземления в течение 6 месяцев и поиски признаков жизни на Марсе в настоящем или в прошлом. Удастся ли "Биглу" выполнить эту задачу? Об этом мы сможем узнать только, если контакт с зондом "Бигл-2" удастся восстановить.

XS
SM
MD
LG