Ссылки для упрощенного доступа

Россия и НАТО – точка зрения американского эксперта


Владимир Абаринов, Вашингтон: Рано или поздно Россия станет частью НАТО. Такое мнение высказал американский эксперт по вопросам безопасности, сотрудник вашингтонского Центра Карнеги Джозеф Сиринсьоне.

Доктор Сиринсьоне считает поворотным пунктом во взаимоотношениях России и НАТО террористическое нападение на США 11 сентября прошлого года, после которого президент России сделал выбор в пользу полномасштабного сотрудничества с Западом.

Джозеф Сиринсьоне: Он, и я полагаю, большинство граждан России, не ощущают больше угрозы, связанной с расширением НАТО, поскольку считают, что расширение будет продолжаться вплоть до включения, в конечном счете, и России. Они смотрят на этот процесс как на часть воссоединения России с сообществом европейских государств.

Владимир Абаринов: Владимир Путин заявил недавно, что Москва ждет от НАТО учета интересов российской безопасности. Что именно имеет в виду президент России?

Джозеф Сиринсьоне: Думаю, он имеет в виду интересы России, к примеру, в отношении Калининградской области. Существуют определенные опасения, которые могут усугубиться в случае размещения войск НАТО на территории новых членов. Этого не ожидается, и президент Путин этого не ждет, и он будет встревожен, если это все-таки произойдет. Кроме того, я уверен, что президент Путин подразумевает Чечню. Он рассчитывает на понимание странами НАТО российской озабоченности угрозами безопасности, исходящими из Чечни, и на то, что НАТО будет воздерживаться от каких бы то ни было попыток вмешаться в ситуацию, которую Россия считает своим внутренним делом.

Владимир Абаринов: Доктор Сиринсьоне считает, что время ломать копья вокруг расширения НАТО миновало.

Джозеф Сиринсьоне: Забавно, что, расширяясь, НАТО на самом деле теряет свое влияние. Одна из причин того, что расширение НАТО проходит столь спокойно, состоит в том, что интерес к этому вопросу утрачен, это не проблема, вызывающая острые споры, по крайней мере, здесь, в Соединенных Штатах. Да и европейцы гораздо больше увлечены расширением не НАТО, а Европейского Союза как основной многосторонней организации. Так что НАТО все чаще воспринимают не как военный союз, направленный против общего врага, а в большей мере - как структуру сотрудничества с европейцами, в рамках которой мы решаем, прежде всего, собственные внутренние проблемы: как нам повысить боеспособность стран-членов, как добиться наилучшего взаимодействия наших штабов, сможем ли мы создать общие силы быстрого реагирования. Мне представляется, что в дальнейшем будет все меньше и меньше споров о взаимоотношениях России и НАТО - гораздо чаще мы станем обсуждать вопрос, когда и каким образом Россия станет на деле частью НАТО.

Владимир Абаринов: Россия до сих пор не выполнила свои обязательства по Договору об обычных силах и вооружениях в Европе - она не вывела свои войска из Грузии и Молдавии. Джозеф Сиринсьоне полагает, что при неблагоприятном развитии событий это обстоятельство может сильно осложнить отношения Москвы с западными партнерами.

Джозеф Сиринсьоне: Разумеется, я ожидаю, что Договор будет выполнен. Россия выполняет его довольно медленно, но, думаю, все-таки сдержит свои обещания. Вопрос может обостриться только в том случае, если Россия решить предпринять какую-либо военную акцию против Грузии. Существуют признаки того, что Россия обусловила свое согласие на новую резолюцию Совета Безопасности по Ираку в обмен на предоставление ей Соединенными Штатами свободы рук при преследовании чеченских повстанцев на территории Грузии. Это было бы самым нежелательным вариантом развития событий. Такой сценарий способен вернуть нас, как минимум на время, в эпоху подозрительности и враждебности между Россией и Западной Европой.

XS
SM
MD
LG