Ссылки для упрощенного доступа

Развитие дела Ахмеда Закаева


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют обозреватель Радио Свобода Олег Кусов и датский журналист Владимир Пимонов.

Дмитрий Волчек: Министерство юстиции Дании пока не приняло решения по поводу задержанного в этой стране бывшего вице-премьера Ичкерии Ахмеда Закаева, которого российская сторона обвиняет в уголовных преступлениях и требует его выдачи. Срок пребывания Закаева под стражей истекает в конце нынешней недели. Рассказывает Олег Кусов:

Олег Кусов: Несмотря на скандальную историю с сотрудником отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отцом Филиппом, который публично заявил о том, что не имеет претензий к Ахмеду Закаеву, Генеральная прокуратура до сих пор не исключила этот эпизод из состава обвинения в его адрес. Отец Филипп, который по-прежнему фигурирует в деле как расстрелянный чеченцами человек, сделал несколько громких заявлений для прессы, из которых можно понять только одно: журналисты некорректно интерпретируют его слова. Но от главного он не отказывается и не собирается лжесвидетельствовать в отношении Ахмеда Закаева.

В первом интервью отца Филиппа газете "Известия" читаем: "Прокуратура пытается использовать меня в своих целях. Перед следователями поставлена задача: доказать вину Закаева". На следующий день после выхода газеты последовало эмоциональное заявление отца Филиппа, в котором утверждалось, что он очень недоволен журналистами и прекращает с ними общение. Но заявление это только запутало общую картину. За разъяснениями мы обратились к руководителю пресс-службы газеты "Известия" Алексею Шаравскому:

Алексей Шаравский: Насколько я помню то, что говорил отец Филипп на пресс-конференции, на следующий день - он говорил, что он не отказывался от своих показаний. Также он говорил, что интервью было с ним не согласовано, что правда, но интервью было, и было следующее интервью на следующий день. И уже из следующего интервью, на мой взгляд, понятно, что отец Филипп не может прямо указывать на Закаева, потому что он не видел Закаева среди похитителей. Насколько я понимаю, ситуация такова, что Генпрокуратура утверждает, что Закаев причастен похищению отца Филиппа. В одной из телевизионных программ отец Филипп был подан как главный, а возможно и единственный свидетель по этому делу. Сам Филипп в интервью "Известиям" сообщил, что он не может прямо указать, на мой взгляд, это вовсе не означает, что Закаев непричастен к похищению Филиппа. Это может означать, возможно, что у Генпрокуратуры есть какие-то дополнительные доказательства, о которых мы пока не знаем.

Олег Кусов: Член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов рассказал в интервью Радио Свобода, что пытался самостоятельно разобраться с инцидентом в январе 1996-го года на трассе Урус-Мартан-Грозный. Как утверждает Александр Черкасов, сказанное отцом Филиппом в первом интервью газете "Известия", в котором он обвинял Генпрокуратуру, а не Закаева, он слышал еще несколько лет назад:

Александр Черкасов: В "Известиях", в статье от 18 ноября Филипп лишь подтвердил то, что правозащитный центр "Мемориал" уже обнародовал ранее: нет свидетельств прямой причастности Ахмеда Закаева к похищению двух священников. 29 января 1996-гогода у села Урус-Мартан были захвачены два православных священника, настоятель храма Архистратега Михаила в Грозном отец Анатолий Чистоусов и сотрудник отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии отец Сергий Жигулин. Эти священники вели в Урус-Мартане переговоры с полевым командиром Ахмедом Закаевым - об освобождении российского пленного военнослужащего. Священники были похищены группой вооруженных лиц под непосредственным руководством известного полевого командира Доку Махаева, ранее присутствовавшего на переговорах в Урус-Мартане. То, что мы видели по телевидению, что мы читали в газете - печально. Человек, очень много страдавший в чеченском плену, подвергнутый пыткам, не получавший медицинской помощи, раненый осколками при обстреле этого концлагеря, уже своими же, он теперь оказался в двусмысленном положении. В своих последних заявлениях Филипп фактически вернулся к тому, о чем он говорил в 1996-м году, что он не может утверждать о причастности Ахмеда Закаева к своему похищению, что теперь будет делать российская прокуратура - неизвестно. Тем более, что сделанное на днях датской стороной заявление о наличии расхождений в английском и датском текстах обвинений, выдвинутых против Закаева, видимо, означает, что там написаны какие-то очень сильно разные вещи. Прокуратура нуждается в свидетелях, в достоверной информации, чтобы подтвердить выдвинутые обвинения, но это можно было бы сделать, если бы все предыдущие 6 лет шла интенсивная работа. Архимандрит Филипп уже к моменту своего освобождения мог бы сказать, что суд Божий над его похитителями и мучителями уже свершился, к тому моменту был мертв и похищавший его Доку Махаев, погиб - был убит одной бомбой с Дудаевым - его главный мучитель Магомед Жаниев.

Олег Кусов: Министерство юстиции Дании пока не приняло решения относительно дальнейшей судьбы Ахмеда Закаева, но российская Генпрокуратура уже продемонстрировала несостоятельность своих обвинений в отношении спецпредставителя Аслана Масхадова на сорванных переговорах с Москвой.

Дмитрий Волчек: О перспективах дела Ахмеда Закаева я попросил рассказать датского журналиста Владимира Пимонова:

Владимир Пимонов: Во вторник судья должен принять решение только по одному вопросу: продлить ли срок пребывания Закаева под стражей, или отпустить его на свободу. Подчеркну, что вопрос об экстрадиции его в Россию рассматриваться не будет, поскольку это решение - прерогатива Министерства юстиции. В свою очередь, Министерство юстиции предоставило России 30-дневный срок со дня ареста Закаева для передачи всех документов и доказательств его вины в Данию. Этот срок истекает 30 ноября. Если Россия предоставит в установленном порядке необходимые документы, то эти документы Министерство юстиции передаст для дальнейшего изучения в полицию. Что касается завтрашнего решения: есть два варианта - что судья отпустит Закаева под подписку о невыезде, у него, кстати, могут изъять паспорт, чтобы препятствовать его выезду из Дании, и второй вариант - это продление его срока содержания под стражей. Скорее всего, по оценкам наблюдателей здесь, срок его пребывания под стражей будет продлен, по одной простой причине, потому что срок предоставления документов еще не истек, поэтому вполне логично, что судья может оставить Закаева под стражей до того момента, пока Россия не предоставит все необходимые документы. Вот что произойдет дальше - непонятно. 30 ноября, это суббота, скорее всего мы об этом решении узнаем в понедельник на следующей неделе, Министерство юстиции Дании должно объявить, получило ли оно все необходимые документы с российской стороны, или нет. Совершенно понятно, что если Минюст заявит, что документы не представлены по установленной форме, то Закаева скорее всего придется отпустить. Если же документы будут приняты к рассмотрению - они будут переданы в полицию, и срок их изучения может занять несколько недель, если не месяцев.

Дмитрий Волчек: Владимир, как освещают дело Закаева датские журналисты?

Владимир Пимонов: Дело Закаева стало для местной печати поводом к освещению событий в Чечне вообще, этой забытой, как здесь ее называют, войны. О Закаеве пишут только, когда слушается его дело. На сегодняшний день это раз в две недели. Но после того уже, как Закаев был арестован, в Дании прошла еще одна конференция, на прошлой неделе, которая достаточно широко освещалась местной печатью. Эта конференция была посвящена Чечне, но организована она была не чеченцами. Инициатором этой конференции выступила Социалистическая народная партия Дании и Датско-чеченский общественный комитет. В последнее время в газетах в центр внимания попала так называемая торговая война между Россией и Данией. Появились сведения у журналистов о том, что на ряде таможенных терминалов в России задерживаются датские товары, то есть, они подвергаются дополнительному и длительному осмотру. И появилась версия, связанная с тем, что Россия якобы препятствует поставкам датских товаров. На эту тему выступили представители ряда крупных датских концернов, они заявили даже, что они отзывают свои контракты и прекращают торговлю с Россией. Хотя сегодня, в понедельник, появилась информация, высказывания представителя одной из крупнейших датских компаний "Данфосс", о том, что эти утверждения прессы якобы не соответствуют действительности. Здесь есть некоторое противоречие, потому что всего несколько дней назад представители того же концерна говорили, что срываются сроки поставок из-за таможенных проволочек, и что, якобы, эти таможенные сложности связаны с общим похолоданием отношений между Россией и Данией.

XS
SM
MD
LG