Ссылки для упрощенного доступа

Сможет ли Китай в космосе догнать и перегнать Америку и Россию?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Алексей Завьялов и Андрей Шароградский.

Андрей Шарый: Рано утром сегодня Китай вывел на околоземную орбиту пилотируемый корабль "ШеньЧжоу-5". Управляет полетом "Священной ладьи" - так переводится название ракеты, первый китайский астронавт Ян Ливэй. Подробности о мировой перемьере Китая в пилотируемой космонавтике собирал корреспондент Радио Свобода Алексей Завьялов.

Алексей Завьялов: В 9 утра по пекинскому времени "ШеньЧжоу-5" успешно стартовал с космодрома Дзю-Цуан в северо-западной китайской провинции Гань-Су. Корабль был запущен с помощью ракетоносителя "ЧшаньДжень-2F", и через десять минут вышел в заданную точку на околоземной орбите. Главная задача "Священной ладьи" совершить 14 оборотов вокруг Земли, чтобы в пятницу утром благополучно вернуться обратно. Во многом успех предприятия зависит от первого китайского астронавта, которого зовут Ян Ливэй. Ему 38 лет, он подполковник военно-воздушных сил Китая. Авиационный институт Ян Ливэй закончил в конце 80-х годов и налетал с тех пор в качестве летчика-истребителя чуть меньше полутора тысяч часов. Нынешний полет Ливэя вокруг Земли должен продлиться всего 21 час. Теперь Китай стал третьим государством после России и США, которому удалось самостоятельно вывести своего космонавта в космос. Для этого Пекину потребовалось более 11 лет, но запуском человека в космос КНР ограничиваться не собирается. В ближайшие годы будут отправлены зонды к Луне и Марсу. Любопытно, что своих космонавтов Китай называет "тайконавтами" от китайского "тайкон" - "космос". Тайконавты проходили подготовку в российском Звездном городке. Сегодня, спустя сорок лет, один из них смог повторить подвиг Гагарина. Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил сегодня по этому поводу следующее: "Товарищи, долгожданный запуск "ШеньЧжоу-5" - это большой успех для нас. Космический корабль, который изготовила наша страна и который доставил на орбиту нашего астронавта, уже вышел в космическое пространство. Мы одержали первую победу в пилотируемой космонавтике. Китайцы сделали значительный шаг в развитии мировой науки и технологии".

Андрей Шароградский: Многие специалисты отмечают схожесть корабля "ШеньЧжоу-5" с советскими космическими кораблями серии "Союз". Кроме того, известно, что несколько претендентов на место в этом корабле проходили подготовку в Звездном городке. Можно ли тогда говорить о том, что Китаю удалось запустить собственный пилотируемый корабль благодаря собственным научным и техническим достижениям, или же основа успеха - в заимствовании иностранных технологий? Космонавт Анатолий Арцибарский, командир корабля "Союз-ТМ12", выведенного на орбиту в мае 1991-го года, уверен, что это прежде всего победа именно китайских специалистов.

Анатолий Арцибарский: Я считаю, что это действительно прорыв китайцев в космос и только так. Поскольку много других могли бы заплатить за это и отправить своего человека в космос, но, однако, не хватает технологий, не хватает знаний для того, чтобы отправить человека в космос. Более того, я уверен, что и в дальнейшем Китай быстро будет наращивать темпы освоения космического пространства.

Андрей Шароградский: А как вы считаете, Китай предпочтет идти своим путем в освоении космоса или он примкнет к международным космическим программам?

Анатолий Арцибарский: С моей точки зрения, очень оптимально сработали, и получили опыт наш, и опыт исследования космоса во всем мире, взяли лучшее и пошли дальше. Я думаю, что они будут работать и в международном сообществе по освоению космоса, но у них будет, с моей точки зрения, своя программа, которая будет нацелена на исследование луны и исследования других планет. Они в этом плане, как великая нация с великим будущим, и они этого добьются сами.

Андрей Шароградский: А освоение космоса для Китая имеет какое-то практическое значение?

Анатолий Арцибарский: С моей точки зрения, для них это такой эмоциональный подъем, может быть, нечто похожее когда-то у нас было с Гагариным. И сейчас у нас в России я не знаю ничего другого, что могло подвигнуть людей на лучшую учебу, на лучшую работу, а вот у них это произошло уже. Люди весьма удовлетворены тем, что у них человек улетел в космос. Именно сделан корабль и носитель руками китайских ученых.

Андрей Шароградский: А есть ли область в космической отрасли, в которой Китай является несомненным лидером уже?

Анатолий Арцибарский: С моей точки зрения, конечно - да, есть несколько направлений, где они пошли дальше, чем другие. По крайней мере, я не хотел бы детально останавливаться, наверное, я не готов сейчас к этом разговору, но это несомненно так. Я со своей точки зрения хочу сказать, что я пришел в космонавтику. Это было много лет назад, мне казалось, что все правильно. Но уже прошло много лет с тех пор, как я летал в космос, я могу сказать, что и Россия, и США несколько преждевременно отправили человека в космос, даже раньше, чем созрели до такого момента. Но, тем не менее, все обошлось благополучно. Китай в самое время отправил своего посланца в космос, когда действительно уже нет белых пятен в этом процессе выведения, работы на орбите, возвращения на землю. Я могу только пожелать успешного полета коллеге китайскому космонавту и надеюсь, что там будет все хорошо.

Андрей Шароградский: Декан аэрокосмического факультета Балтийского государственного университета в Санкт-Петербурге профессор Лев Калягин также полагает, что китайские ученые идут своим путем, хотя и пользуются иностранными разработками. Кроме того, профессор Калягин считает залогом будущих успехов китайской космической отрасли ее мощное государственное финансирование.

Лев Калягин: Это, конечно, очень большое достижение китайской науки и техники. Но и как любое достижение космическое, это разработки многих стран использованы, конечно, научные и технические разработки там имеются. Нельзя сказать, что заимствование. Но, тем не менее, разработки очень сходные в основном с советскими аппаратами. И Россия, и Соединенные Штаты пока находятся достаточно далеко от Китая, но при том мощном экономическом росте китайской народной республики, при тех средствах, которые они выделяют на космонавтику, вполне вероятно, что этот разрыв будет очень быстро сокращаться. Это объясняется еще и тем, что космонавтика - это такая отрасль науки и техники, которая практически не может существовать без государственной поддержки. И даже в такой рыночной стране как Соединенные Штаты Америки, когда готовились к запуску космического аппарата на Луну, была создана жесткая структура с плановой экономикой - НАСА, а вот это позволило тогда американцам осуществить этот запуск. Поэтому вот то, что китайцы при своей новой экономической политике сохраняют государственную поддержку такой отрасли как космонавтика, в отличие от нашей страны, им позволит быстро ликвидировать этот разрыв.

Андрей Шароградский: Что самое важное в полете китайского космонавта на околоземную орбиту? Для китайских лидеров – это прежде всего укрепление авторитета компартии, пропагандистская машина работает в эти дни в КНР на полную катушку, чтобы эффект от полета в этом отношении был максимальным. К примеру, долгое время говорилось об одном витке вокруг Земли, потом стало известно, что их будет 14. Соблюдены и пропагандистские меры предосторожности – транслировать запуск корабля в прямом эфире не стали, имя первого тайконавта держалось в секрете. Ставший недавно Председателем КНР Ху Цзиньтао может отмечать большой успех – ничего ярче, чем полет в космос человека для создания имиджа сверхдержавы не придумаешь. А от имиджа страны, производящей лишь дешевые электроприборы, текстиль и игрушки, - Китай, наоборот избавляется.

Для специалистов китайской космической отрасли – запуск "ШеньЧжоу-5" - несомненный рывок, который позволит обеспечить финансирование многих других программ в будущем.

Для их иностранных коллег – повод прислать поздравления в Пекин и задуматься о появлении реального конкурента на международном космическом рынке, конкурента, который пусть пока и уступает США и России, но уже в ближайшие годы может их опередить. Особенно, учитывая трудности, с которыми сталкиваются сейчас космические агентства этих стран.

Наконец, для простых китайцев полет Яна Ливэя – повод для большой радости, предмет национальной гордости. Подполковник Ян – счастливчик, почти в последний момент избранный из 14 претендентов – скоро вернется домой и его еще долго будут носить на руках. Китайцы очень любят своих героев и умеют по-настоящему гордиться своими достижениями.

Полет китайского космонавта, как и все по-настоящему китайское имеет китайский национальный оттенок. К примеру, Ян Ливэй, отправляясь на орбиту меньше, чем на сутки, взял с собой 20 разных блюд, в том числе – мясо в кисло-сладком соусе и цыпленка (соответственно приготовленных, разумеется). Но трапеза – внимание

И еще. Значение слова "небо" в истории, культуре и сознании жителей Поднебесной империи переоценить невозможно, преклонение перед небом не может истребить никакая идеология, небо ассоциируется с богом, китайские императоры считались наместниками неба на земле, но даже в императорском титуле был иероглиф "под". Ходящий "под небом".

Напомню еще раз, что сегодня в космос с космодрома в коммунистическом Китае отправилась в небо священная ладья. А Ян Ливэй стал не просто космонавтом. В глазах своих соотечественников, он стал китайцем, выше всех поднявшимся к небу.

XS
SM
MD
LG