Ссылки для упрощенного доступа

Споры вокруг архивов "Штази" в Германии


Евгений Бовкун, Бонн: Скандал вокруг писателя Гюнтера Вальрафа, обвиненного в сотрудничестве со "Штази", вызвал неожиданные последствия. Руководительница государственного ведомства в Берлине по обработке архивов "Штази" Марианна Биртлер признала, что в ее учреждении в качестве экспертов работают бывшие сотрудники "Штази". Она упрекнула германские СМИ в том, что те мало интересуются проблематикой бывшей агентуры "Штази", которая все еще представляет опасность для ФРГ.

Кельнский писатель Гюнтер Вальраф решительно отвергает обвинения, выдвинутые Марианной Биртлер, нынешней "хозяйкой" архивов "Штази". В то же время, он не хочет судиться с ее ведомством, поскольку оно "выполняет важную общественную функцию просвещения и поисков правды". А между тем, конфликт назревает у него как раз с ведомством Марианны Биртлер. По ее словам, адвокат Вальрафа два года назад неправомерно получил от сотрудников этого учреждения справку – "отмывочный лист", позволяющий снять с подозреваемого основную часть упреков. Произошло это без ведома руководства. Подозревают, что выдали упомянутую справку адвокату бывшие сотрудники "Штази", работающие в ведомстве Биртлер в качестве консультантов и экспертов. Правозащитники давно пытались обратить внимание германской общественности на этот факт. Бывший писатель-диссидент ГДР Юрген Фукс, работавший в ведомстве, которым руководил тогда Йоахим Гаук, в 1998-м году ушел из архива в знак протеста против присутствия в нем бывших агентов "Штази".

Политики западных земель на протяжении всех этих лет не придавали значения подобным эксцессам. Считалось, что эксперты с опытом работы в "Штази" находятся под контролем и никому не могут нанести ущерба. Скандал вокруг Вальрафа неожиданно представил это обстоятельство в новом свете. Западные политики, деятели науки и культуры, имевшие в прошлом хотя бы и незначительные контакты с восточногерманской спецслужбой, переполошились, осознав, насколько опасным может оказаться для них "досье Розенхольца". Пример Вальрафа убедил их, что далеко не все неприятные документы в свое время были уничтожены.

Марианна Биртлер удивляется, как мало интересуются германские СМИ подробностями процессов против бывших агентов Штази на Западе. Сотрудники ее ведомства проверили, например, после 11 сентября 2001-го года на предмет возможных контактов исламских террористов с бывшими агентами "Штази", семнадцать тысяч личных дел бюргеров, имеющих отношение к воздушному транспорту. Минимум в пяти случаях искомая связь была обнаружена. Газеты не написали об этом ни строчки. Биртлер предлагает расширить проверку политиков и персонала государственных учреждений и фирм с помощью "досье Розенхольца".

XS
SM
MD
LG