Ссылки для упрощенного доступа

Последний день саммита ЕС


Программу ведет Кирилл Кобрин. Участвует лидер фракции европейских либеральных демократов в Европарламенте Грэм Уотсон.

Кирилл Кобрин: В Брюсселе сегодня завершается саммит ЕС. Вчера участникам не удалось разрешить разногласий по проекту конституции Евросоюза, не был также избран преемник Романо Проди - нынешнего руководителя высшего исполнительного органа ЕС – Еврокомиссии. По итогам первого дня саммита Берти Ахерн, премьер-министр Ирландии – страны, которая председательствует сейчас в ЕС – заявил:

Берти Ахерн: Вопрос с председателем Европейской комиссии достаточно прост - если кто-нибудь соберет большинство голосов - он будет избран. Но пока такого кандидата нет.

Кирилл Кобрин: В свою очередь, президент Франции Жак Ширак заявил, что 25 стран ЕС близки к соглашению по проекту Конституции - результаты вчерашнего обсуждения дают основания, по его словам, надеяться на компромисс. Напомню, что декабре прошлого года главам государств ЕС не удалось договориться по вопросу о порядке голосования в руководящих органах Союза. Ряд стран, в частности, Польша и Испания считают, что предложенная в проекте процедура голосования дает преимущества таким членам Евросоюза, как Франция и Германия. Мы попросили прокомментировать основные задачи, стоящие сейчас перед лидерами ЕС, Грэма Уотсона – лидера фракции европейских либеральных демократов в Европарламенте.

Господин Уотсон, как, по вашему мнению, результаты выборов в Европарламент повлияли на ход саммита в Брюсселе?

Грэм Уотсон: Я думаю, выборы действительно бросили тень на ход саммита – прежде всего, из-за низкой явки граждан европейских стран. Но я надеюсь, что это заставит правительства приложить усилия и сделать систему власти в Европейском Союзе более близкой людям. Я думаю, что большинство депутатов нового состава парламента, конечно, должны придти к согласию относительно кандидатуры нового главы Европейской Комиссии, так что результаты выборов окажут влияние и в этом смысле тоже.

Кирилл Кобрин: Как вы оцениваете перспективы принятия европейской Конституции, могут ли страны, вовлеченные в споры из-за нее, смягчить свою позицию?

Грэм Уотсон: Конечно, я надеюсь на это, но не думаю, что это может быть результатом выборов в Европарламент. Тем не менее, одна вещь очевидна - страны постепенно достигают согласия по поводу кандидата на пост нового председателя Европейской Комиссии и шансов договориться по поводу проекта Конституции становится значительно больше. Я бы призвал президентов и премьер-министров – принять весь пакет конституционных предложений, утвердить кандидатуру председателя Еврокомиссии и двигаться дальше.

Кирилл Кобрин: Ирландия предложила целый пакет предложений, призванных смягчить разногласия по Конституции. Как, по-вашему, поможет ли это решить проблему?

Грэм Уотсон: Я надеюсь, что да. Ирландское руководство продемонстрировало необыкновенное дипломатическое мастерство за последние полгода. После саммита ЕС в декабре, организованного господином Берлускони, ситуация вокруг Конституции казалась довольно безнадежной; а сейчас, похоже, мы можем договориться, хотя многое здесь еще предстоит сделать. Но я думаю, что вопрос о том, сколько в Комиссии должно быть членов и сколько депутатов – в парламенте, может быть пока оставлен открытым. Если мы должны сейчас подписать соглашение в целом, то к некоторым вопросам можно вернуться и потом.

Кирилл Кобрин: Саммит в Брюсселе должен также избрать преемника Романо Проди на посту председателя Европейской комиссии, уже названы несколько кандидатур, какую из них поддерживаете вы?

Грэм Уотсон: Я очень рад, что у нас есть три превосходных и высококвалифицированных либеральных кандидата: нынешний председатель Европейского парламента Пэт Кокс, датский премьер-министр Фог Расмуссен, бельгийский премьер-министр Ги Ферхофштадт. Последний, как мне кажется, обладает наибольшей поддержкой. Его поддерживают Франция, Германия и ряд других стран. Думаю, что он имеет хорошие шансы занять это место.

Кирилл Кобрин: Великобритания среди тех стран, которые противостоят планам реформирования Европейской комиссии, например, она не собирается соглашаться на отмену права вето, почему, разделяете ли вы эту позицию?

Грэм Уотсон: Конечно, я не поддерживаю эту позицию. Я надеюсь, моя страна будет более конструктивной и внесет больший вклад в строительство здания Европейского Союза. Думаю, эта проблема скорее психологическая. Мы всегда чувствовали себя полуизолированными от континента; на самом же деле – мы часть континента, у нас общая история, культура и даже география. Думаю, британцы вскоре в полной мере осознают это, что положительно скажется на наших решениях.

Кирилл Кобрин: Так что же это вечная борьба Британии за независимость от континента?

Грэм Уотсон: Надеюсь, не "вечная". Моя партия - либеральные демократы и она – "проевропейская" партия. Мы добиваемся все больших успехов на выборах, как в местные органы власти, так и в британский и европейский парламенты. Надеюсь, что в будущем мы сможем сформировать правительство Великобритании и изменить подход британцев к этой проблеме.

Кирилл Кобрин: Напомню, что кандидатами на пост главы Европейской комиссии - помимо названных Уотсоном Ферхофстадта, Кокс и Расмуссена – являются премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Жункер, член Еврокомиссии Антонио Виторино, Берти Ахерн и еще один член руководства ЕС Крис Паттен. Паттена поддерживают правоцентристы из Европейской народной партии, однако против его кандидатуры выступает Франция, чей претендент - Ферхофстадт. Как ожидается, решение будет вынесено поздно вечером сегодня.

XS
SM
MD
LG