Ссылки для упрощенного доступа

США намерены добиваться свержения Саддама Хусейна


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют: главный редактор Иракской службы Радио Свобода Камран Карадаги и корреспонденты РС: в Вашингтоне - Владимир Абаринов, и в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, он беседовал с бывшим представителем США в ООН Чарлзом Личенстайном.

Петр Вайль: Правительство Соединенных Штатов считает насильственное отстранение от власти Саддама Хусейна наилучшим решением иракской проблемы. Лидеры Конгресса разделяют это мнение. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Администрация США никогда не делала секрета из своего намерения тем или иным образом отстранить от власти Саддама Хусейна. С приходом в Белый Дом республиканцев эта позиция стала лишь еще более твердой. Вашингтон убежден, что багдадский режим, который упорно отказывается допустить в страну инспекции ООН, сохраняет запасы оружия массового уничтожения и возможности для их пополнения. Ирак значится в американском списке семи стран-спонсоров международного терроризма. По сведениям разведки, Саддам Хусейн поддерживает тесные связи с террористической сетью Усамы Бин Ладена и содержит базы подготовки исламских экстремистов. Ирак, как утверждают некоторые авторитетные источники, выплачивает денежные пособия семьям палестинских террористов-смертников. Наконец, багдадские власти систематически и грубо нарушают права человека в своей стране и занимают непримиримую позицию как по отношению к Соединенным Штатам, так и по отношению к Израилю.

Все эти обстоятельства делают режим Саддама Хусейна неприемлемым для Вашингтона. Администрация Буша оказывает щедрую финансовую поддержку иракской оппозиции и оставляет открытым вопрос о возможном силовом решении проблемы Саддама. Однако этим она не ограничивается. Как сообщила на днях газета "Вашингтон Пост", в начале этого года президент Буш подписал секретный приказ Центральному разведывательному управлению разработать и провести тайную операцию по устранению Саддама Хусейна. По словам анонимных источников газеты, приказ президента санкционирует физическую ликвидацию иракского лидера.

Президент Соединенных Штатов имеет право отдать приказ о проведении тайной операции в отношении главы иностранного государства, однако при этом он должен поставить в известность о своем решении лидеров Конгресса. Джордж Буш именно так и поступил. Лидер демократов в Сенате Том Дэшл подтвердил, что консультации администрации с Конгрессом имели место и выразил свою поддержку планам Буша, заявив в интервью телекомпании "Фокс Ньюс", что идея отстранения Саддама от власти пользуется "широкой поддержкой" законодателей, однако добавил, что вопрос о методах и сроках подлежит дополнительному обсуждению. Аналогичное заявление сделал лидер демократического меньшинства в нижней палате Дик Гепхардт.

Государственный департамент традиционно не комментирует темы, связанные с разведкой. Центральное разведывательное управление воздерживается от комментариев.

Иракская тема стала одной из главных в ходе зарубежного турне министра обороны США Дона Рамсфелда. На пресс-конференции в Кувейте он, в частности, сказал, что Вашингтон рассматривает режим Саддама как "дестабилизующий фактор в регионе". Он назвал ложью заявления Багдада о том, что у него нет никакого оружия массового уничтожения. По сведениям Рамсфелда, Ирак разрабатывает ядерное и биологическое и имеет на вооружении химическое оружие. Министр обороны однозначно заявил о том, что, по мнению правительства США, смена режима в Ираке была бы наилучшим решением. "Полагаю, большинство людей в регионе и в мире сознает, что мир стал бы лучше без этого режима", - сказал Дональд Рамсфелд.

Петр Вайль: Допустим, планы США осуществятся, и Саддам Хусейн будет низвергнут тем или иным образом - кто может прийти на смену его режиму в Ираке? Ведь ситуация очень сложна. Это не афганская ситуация, где оппозиция реально присутствовала в стране, на нее и опирались американцы и их союзники. В Ираке внутри страны реальной оппозиции нет. Кто же тогда будет править страной? Этот вопрос я задаю главному редактору Иракской службы Радио Свобода Камрану Карадаги:

Камран Карадаги: Единственный возможный ответ на этот вопрос в данный момент - никто не знает. Во-первых, нет у иракской оппозиции единого лидера. Во-вторых, как вы правильно заметили, в Ираке нет оппозиции такой, какая была в Афганистане. Конечно, это не относится к северу Ирака, где курды контролируют свои территории, имеют очень сильную организацию. Уже 40 лет они воюют против иракских режимов, в последние 10 лет они укрепились на своей территории, но это касается только курдов, не всего Ирака. Поэтому то, что сейчас говорят в Вашингтоне насчет свержения режима Саддама Хусейна путем военного вмешательства или покушения - это, конечно, пока не дает оснований предполагать, как дело пойдет дальше, кто может прийти к власти. Это все еще неизвестно, и мне даже кажется, что немножко преждевременно даже говорить о нем.

Петр Вайль: А все-таки, в стране реальной оппозиции нет, но она есть за рубежом. Можно ли ожидать, что какой-нибудь толковый, умелый харизматический лидер приедет в страну и возьмет власть в свои руки?

Камран Карадаги: Опять-таки, надо сказать, что все это зависит от того, каким путем или каким образом попытаются США реализовать свою цель свержения Саддама Хусейна. Если это будет просто военное вмешательство, чтобы сначала свергнуть или убить Саддама и только потом начинать внутри Ирака искать какого-то лидера, может, среди военных, может, сильного какого-то арабского лидера, который мог бы заменить Саддама Хусейна - это одна возможность. Вторая возможность - если США захотят осуществить этот план, заранее координируя его с иракской оппозицией за границей. Это тогда будет только вопрос - опять-таки проблема в самом деле в том, что в иракской оппозиции за границей нет единого лидера. Очень трудно этим оппозиционным группам договориться о едином лидере - до сих пор они не могли.

Петр Вайль: Операция по свержению Саддама Хусейна в контексте международных отношений. Этот аспект темы наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин обсуждает с бывшим представителем Соединенных Штатов в ООН Чарлзом Личенстайном:

Юрий Жигалкин: Господин посол, такое ощущение, что сейчас Белый Дом практически не заботит то, как на операцию по свержению Саддама Хусейна может отреагировать мир, представители администрации ничего не говорят, например, о привлечении Совета Безопасности к разрешению иракской проблемы, в то время, как наверняка любая операция подобного рода вызовет громкую критику ряда ведущих стран. Чем вы объясняете такую позицию администрации?

Чарлз Личенстайн: Я ожидаю, что публично многие страны, видимо, осудят подобную акцию, вне зависимости от американских объяснений, это неизбежно, кстати, и среди американцев наверняка найдется немало критиков, это хорошо понимают в Белом Доме, как, впрочем, там осознают и то, что в тиши кабинетов подавляющее большинство иностранных лидеров выразит облегчение относительно того, что кто-то взял на себя ответственность за удаление с международной арены фигуры, которая представляла угрозу безопасности многих стран. Своеобразие нынешнего момента состоит в том, что после 11 сентября Белый Дом однозначно готов взять на себя ответственность за шаг, который, выглядит, несомненно, двусмысленным в контексте существующих международных норм. Но любой объективный наблюдатель должен признать, что такая акция, к сожалению, необходима. Прямую аналогию можно провести с израильской бомбардировкой иракского атомного реактора в Осираке летом 1981-го года, которую тогда все, включая Соединенные Штаты, публично осудили.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, официально, американские дипломаты продолжают подспудно готовить своих визави по Совету Безопасности ООН к потенциальной военной операции против Ирака. Как вы думаете, какой может быть роль Совета Безопасности в преддверии такой акции?

Чарлз Личенстайн: Мы будем продолжать предоставлять Совету Безопасности и нашим союзникам свидетельства создания иракским режимом арсеналов оружия массового поражения. Я не сомневаюсь, кстати, что Россия будет среди тех, кто получит секретные разведывательные данные. В том же, что касается санкции Совета Безопасности на проведение операции, я почти уверен, что Белый Дом не видит в этом необходимости. Насколько я понимаю президента Буша, он намерен обеспечить соответствие любой операции по подрыву режима Саддама Хусейна американским нормам проведения международных операций, но он вряд ли уделит исключительное внимание публичной реакции на такую акцию.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, потребуется ли США чья-то помощь в проведении такой операции, в какой форме?

Чарлз Личенстайн: Прежде всего, обмен разведывательной информацией. Я, например, не сомневаюсь, что мы можем получить ценные сведения от России или Франции с их традиционными связями с Ираком. Они наверняка знают очень много об оппозиционных Саддаму группах, передвигаясь по Ираку, они могли получить и другие сведения, недоступные Соединенным Штатам. Помимо всего прочего, Вашингтон, конечно, надеется, что за вне глаз публики мы получим от ведущих столиц выражение поддержки нашим действиям, выражение одобрения.

XS
SM
MD
LG