Ссылки для упрощенного доступа

США причисляет к террористическим чеченские группировки


Дмитрий Волчек: В пятницу Госдепартамент объявил о внесении в список террористических трех чеченских групп, имевших, по словам представителя Госдепартамента отношение к захвату заложников в театральном центре на Дубровке. Первым прямым результатом этого решения станет замораживание счетов этих групп в Соединенных Штатов. Об иных возможных последствиях этого шага Вашингтона наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин: Профессор Голдман, скорее всего, многие в России воспримут это решение Госдепартамента как долгожданное выражение солидарности в борьбе с тем, что официальная Москва называет чеченским терроризмом. На ваш взгляд, можно ли за этим демаршем усматривать перемену отношения Соединенных Штатов к конфликту в Чечне, иными словами, получила ли Москва дипломатически завуалированный знак о том, что Вашингтон отныне на ее стороне?

Маршалл Голдман: Нет, я не думаю, что России стоит ощущать себя вне критики за свои действия в Чечне, но решение Госдепартамента без сомнения отражает и новые реалии. За последний год градус американской критики поведения российской армии в Чечне заметно снизился. Эти перемены стали во многом результатом событий одиннадцатого сентября. США не могли, например, пропустить мимо внимания связь некоторых чеченских групп с Бин Ладеном, США не могли закрыть глаза на захват заложников в московском театре, США, в конце концов, не могли не заметить серьезных жестов Владимира Путина, одним из первых позвонившим президенту Бушу после терактов и Нью-Йорке и Вашингтоне и предложившим полную поддержку в антитеррористической борьбе. Нельзя не заметить и еще одного важного, на мой взгляд, фактора: объявляя об этом шаге, накануне принятия важных решений по Ираку, Соединенные Штаты наверняка рассчитывают на взаимность, на больше понимание со стороны России в иракском вопросе.

Юрий Жигалкин: Что такое решение Госдепартамента означает для чеченской стороны?

Маршалл Голдман: Оно наверняка добавит ощущения безысходности чеченским противникам России. Отныне им вряд ли приходится рассчитывать на тот уровень поддержки со стороны США, на который они надеялись. Это, кстати, признал представитель Масхадова, который находится в Соединенных Штатах, с ним мы встречались в четверг. Он предупредил, что такая ситуация может спровоцировать чеченских бойцов на отчаянные акции и предсказал, что после кровопролития последних месяцев трудно представить перспективу ведения мирных переговоров с российскими властями.

Юрий Жигалкин: Это был профессор Маршалл Голдман. Между тем, представитель Госдепартамента, объявляя о решении внести в список террористических три чеченских группировки, сделал специальный акцент на том, что Соединенные Штаты продолжают верить, что единственным решением чеченского кризиса могут стать мирные переговоры.

XS
SM
MD
LG