Ссылки для упрощенного доступа

"Америка должна оставаться добрым партнером и верным союзником Европы"


Выдержки из выступления президента США Билла Клинтона в Аахене на торжественной церемонии вручения ему премии имени Карла Великого

Ведущий программы "Континент Европа" Елена Коломийченко:

Мы приводим в нашей программе выдержки из выступления президента США Билла Клинтона в Аахене на торжественной церемонии вручения ему премии имени Карла Великого. Перевод подготовили Сергей Данилочкин и Ефим Фиштейн.

Выдержки из выступления Билла Клинтона:

В январе 1994-го года впервые в качестве президента США я посетил Европу, с двоякой целью - отметить новое рождение европейской свободы и безопасности, и создать нечто конструктивное на этой почве. Тогда я говорил о новой концепции европейской безопасности, основанной не на разделении на оборонные блоки, а напротив, строящейся на принципах политической, военной и культурной интеграции. Эта новая идея безопасности потребовала, как уже отмечалось, чтобы трансантлантический союз сделал для востока Европы то же самое, что мы сделали для ее запада после Второй Мировой Войны. Мы совместно приступили к осуществлению этой задачи. Мы снизили торговые барьеры, поддержали молодые демократии, подготовили НАТО к новым вызовам и расширили наш союз, преодолев старые разделительные рубежи в Европе. Мы дали ясно понять, что двери НАТО остаются открытыми для новых членов. За этот период в НАТО вступили три новых члена, что подготовило почву для переговоров с десятком других кандидатов.

Был создан единый рынок с единой валютой. Мы поддержали Россию, борющуюся за создание демократии, и открыли путь к партнерству между Россией и союзом НАТО, а также между Украиной и НАТО. Мы защищали стержневые ценности нашего представления о неразделенной Европе, добиваясь прекращения этнических чисток в Боснии и созидая там порядок, который как мне кажется, принесет длительный мир этому региону. Мы активно действовали в Косово, и это был один из лучших моментов в истории нашего союза. Год назад в Германии мы создали Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы. Мы стояли плечом к плечу с борцами за терпимость и свободу из Хорватии, Словакии, Сербии... Мы также поддерживаем восстановление дружественных отношений между Турцией и Грецией.

Конечно, за минувшие 11 лет были и некоторые отступления. Но, без всякого сомнения, сегодня Европа привержена идеалам единения, демократии и мира, как никогда прежде. Гордиться этим должны как сами европейцы, так и американцы. А сколько за это время произошло перемен! Границы, построенные для противостояния танкам, сейчас едва справляются с нашествием туристов и грузовых фургонов. Самые энергично развивающиеся экономики Европы находятся по ту сторону бывшего "железного занавеса". В штаб-квартире НАТО развеваются флаги 19 стран членов союза и еще 27 его партнеров. В Центральной и Восточной Европе ставшие вполне реальными мечты о вступлении в ЕС и НАТО привели к решению практически всех застарелых этнических и пограничных споров. Наконец, наш друг Вацлав Гавел провел в конечном счете на посту президента больше времени чем в коммунистической тюрьме.

В Юго-Восточной Европе продолжается борьба между боснийцами, но теперь уже с помощью избирательных бюллетеней. Хорватия стала демократической страной. Военнослужащие практически из всех европейских стран, включая бывших ярых противников, вместе следят за поддержанием мира в Косово. В прошлом году, когда немецкие войска проходили по балканским проселкам, их встречали как освободителей. Какое прекрасное завершение ХХ столетия! Россия тем временем осталась на пути демократии, несмотря на то, что ее жители страдали от тяжелых экономических невзгод, политического и криминального насилия, и трагедии войны в Чечне, которая может обернуться пирровой победой из-за огромных потерь среди мирного населения. Но все же Россия вывела свои войска из стран Балтии, признала независимость своих соседей и завершила первый демократический переход в своей тысячелетней истории.

Европейское единство действительно создает нечто новое в мире. Это - общие институты, преодолевающие ограниченность национальных государств, а также передача демократической власти на более низкий уровень. В Шотландии и Уэльсе теперь есть свои парламенты. На этой неделе в Северной Ирландии, куда уходит корнями моя семья, восстановлено новое правительство. Повсюду в Европе вновь слышатся старинные названия: Каталония, Пьемонт, Ломбардия, Силезия. Трансильвания... и делается это нее ради сепаратизма, а в духе здоровой гордости и поддержания традиций. Национальный суверенитет обогащается живыми местными голосами, делая Европу безопаснее в ее многообразии, утверждая наши общие человеческие ценности, уменьшая возможность того, что европейская разобщенность ввергнет Европу и Америку в еще один большой конфликт.

К счастью, одна вещь осталась неизменной. Безопасность Европы остается крепко связанной с безопасностью Америки. Когда она подвергается угрозе, как это было в Боснии и Косово, это касается и нас. В дело ее укрепления мы тоже всегда будем вносить свой вклад. Мир в Европе дает впечатляющий пример другим частям света, которые остаются разобщенными этническими, религиозными и национальными границами. Даже сегодня в Европе сохраняются внутренние споры относительно фундаментальных вопросов суверенитета, политической власти и экономической политики. Споры эти не менее весомые и значимые, чем конфликты, в которых люди в других частях света до сих пор воюют и гибнут. Тем не менее, европейцы теперь решают их не на поле кровавой брани, а в Брюсселе, в духе сотрудничества и взаимного уважения.

Конечно, несмотря на все положительные сдвиги и наши добрые чувства сегодня работа по строительству Объединенной Европы еще не завершена. Важно не увлекаться самовосхвалениями. Вместо этого нам следует сконцентрировать внимание на двух незавершенных делах и одном остающемся вызове времени. Первое из этих незавершенных дел - полностью окончательно и бесповоротно превратить Юго-Восточную Европу в неотъемлемую часть Объединенной Европы. Это -единственный способ установить мир в этом чрезвычайно разделенном регионе. Второе незавершенное дело касается России. Мы должны стремиться к такому партнерству с Россией, которое служило бы укреплению ее стабильности, углублению демократии и расширению всесторонних связей с Западом, равно как и ее полноправному включению в глобальные институты. Время покажет, какую роль в Европе в конечном счете призвана сыграть Россия. Мы пока не можем с уверенностью сказать, удастся ли ей сохранить с таким трудом завоеванные свободы. Мы пока не знаем, будет ли она определять свое величие в духе вчерашнего или завтрашнего дня. Решать это - дело российского народа. Но хотя трансформация России не завершена, есть все основания для того, чтобы считать обнадеживающим тот замечательный путь, который Россия проделала в последние годы - путь от диктатуры к демократии, от коммунизма к рынку, от империи к национальному государству, от враждебности, к партнерству в деле снижения угрозы массового уничтожения.

Именно потому, что ставка столь велика, мы обязаны посильно способствовать становлению новой России, безусловно преданной демократии, и в то же время, единой в своем разнообразии; России, усматривающей свое величие не в господстве над соседями, а в партнерстве с ними и в замечательных достижениях своего народа; России, которая должна, скажу сильнее, обязана стать неотъемлемой составной частью Европы. А это значит что все двери должны быть открыты для России - как в НАТО, так и в ЕС. Ибо в противном случае нас ждет изнурительная борьба между Россией и остальной частью Европы, что положит скорый конец нашим грезам о неразделенном континенте.

Принимая премию Карла Великого в 1956-м году Уинстон Черчилль сказал: "Подлинное единство Европы немыслимо без участия России". Разумеется, может стать, что Россия не захочет формально присоединиться к европейским или трансатлантическим институтам. В таком случае нам следует позаботиться о том, чтобы восточные границы ЕС и НАТО и после их расширения оставались гостеприимно открытыми для России и не препятствовали развитию торговли, туризма и сотрудничества в области безопасности. Следует выстроить систему институциональных отношений с Россией, как это и начал делать союз НАТО. Это, конечно, дело не простое, так как еще не вполне преодолено недоверие и страх быть обманутым другой стороной. Но добиться этого можно, и, главное, абсолютно необходимо. Необходимость сделать Юго-Восточную Европу и Россию составной частью европейского единства лишь подчеркивает важность трансатлантического союза, как для Европы, так и для Америки.

Центральный вопрос, который стоит сегодня на повестке дня: как сохранить и даже упрочить наше союзничество в процессе дальнейшего объединения Европы. Да, мы выработали общие принципы и заложили фундамент. Но творимое нами будущее окажется весьма непохожим на все то, что мы знали прежде. Предвижу, что уже при жизни следующего поколения ЕС будет включать в себе я не менее 30 государств - членов - от Балтики до Балкан и далее - до Турции. Возникнет сообщество невиданного культурного, политического и экономического разнообразия, и жизненной силы. Это будет Европа размеров несравнимых с теми, о которых мечтал Карл Великий. Воплотится в жизнь наша вера в то, что Европа, в конечном счете, не только и не сколько географическое понятие, но и объединяющая идея. Это - вечно растущий континент, населенный различными народами и объединенными общей судьбой, живущими по одним и тем же законам, и исповедующим одни и те же истины: что этническая и религиозная ненависть неприемлемы, что права человека неотторжимы и универсальны и что наши различия - источник силы, а не слабости, что конфликты должны разрешаться с помощью аргументов а не оружия.

Да, можно указать и на разногласия, которые между нами существуют. Многие собственно так и делают. Иногда и я так делаю, когда не в настроении. Но нельзя забывать, что большое видится на расстоянии. А вот вам несколько газетных заголовков об американо-европейских спорах. "Союзники жалуются на самоуправство Вашингтона". "Франция о НАТО - спасибо не надо". "США объявляют союзникам торговую войну". "Демонстрация протеста против американских планов по перевооружению", Первый заголовок относится ко временам Суэцкого кризиса 1956-го года. Второй - к 1966-му году, когда Франция вышла из системы военного командования НАТО. Третий - к 1981-му году, когда разразился кризис вокруг сибирского нефтепровода. Четвертый - к 1986-му году, когда остро обсуждался вопрос о размещении в Европе ракет средней дальности... Да, какие-то разногласия между нами были и, скоре всего, будут, ибо мы всего лишь люди - существа бренные и несовершенные. Но поскольку Европа в нашем понимании это не только территория но и идея, постольку и Америка остается частью Европы, связанной с ней пуповиной родственных связей истории и ценностей. Европа и Америка должны черпать силу в нашем трансатлантическом союзничестве, Европа не должна воспринимать его как угрозу, а Америка не должна прислушиваться к тем, кто зовет ее идти своим путем в одиночку. Америка должна оставаться добрым партнером и верным союзником Европы.

XS
SM
MD
LG