Ссылки для упрощенного доступа

"Терек" возрождается


Олег Кусов: В конце прошлого года российские власти окончательно отвергли идею политических переговоров в Чечне. В Москве появилась новая концепция чеченского урегулирования - референдум вместо переговоров. Но в возможность проведения референдума без серьезных нарушений не верят многие политики, в том числе и зарубежные.

Бывший глава группы содействия ОБСЕ в Чечне Йорма Инке считает, что условий для проведения подобного референдума в республике по-прежнему нет. По его словам, ОБСЕ вряд ли признает его результаты. Однако, по некоторым прогнозам, референдум в Чечне может состояться весной нынешнего года. Если на референдуме будет принята конституция Чечни, то в конце 2003-го года могут пройти выборы президента республики. По всей видимости, эти выборы должны положить конец дискуссии о легитимности президента Аслана Масхадова. Политолог Сергей Арутюнов считает, что в борьбе за пост чеченского президента столкнутся интересы нескольких политических группировок.

Сергей Арутюнов: Форсирование вопроса о референдуме и выборах имеет под собой несколько оснований. Явно, что есть две соперничающие силы. Один человек - Кадыров, который не имеет широкий круг поддержки, реально его поддерживают только его собственный клан и сопряженные с ним какие-то группы лиц, которые, однако, очень заинтересованы в нем и, очевидно, сумели заручиться поддержкой правительственных кругов, кремлевской поддержкой, наверное, в какой-то степени. Им очень хочется, чтобы перспективным кандидатом был бы Кадыров, причем на тех условиях, на которых ему и этому клану это выгодно. С другой стороны, депутат от Чечни Аслаханов представляет собой другую группировку, которая пользуется более широкой поддержкой, но преимущественно в кругах диаспоры. Если Кадыров более-менее управляемый человек, не хотелось бы употреблять термин "марионетка", то Аслаханов человек более независимый, имеющий свою позицию, которая необязательно будет совпадать с позицией правительства, с позицией Кремля. Силы, которые заправляют в Кремле, в правительстве, они более заинтересованы в Кадырове, нежели в Аслаханове, и они хотели бы ему дать более определенную фору. Кроме того, спешная ликвидация, невзирая на морозы, на крайне неподходящую погодную остановку, палаточных городков, возвращение беженцев в Чечню... По-видимому, получены установки провести это дело в кратчайшие сроки. Мало ли кто потом может вмешаться, и мало ли какие возникнут форс-мажорные обстоятельства, которые могут этому помешать. Если Кремль не поменяет кардинальным образом своих позиций, то эта ситуация не будет принципиально отличаться от нынешней. То есть это опять-таки будет видимость какой-то законности, пропагандистские декларации о соблюдении законности, конституции, прав человека и так далее. Практически сплошное, огульное нарушение всех законов Российской Федерации и всех положений о правах человека и свободах, о чем угодно, недействующее правительство и продолжающаяся партизанская война. Нужно различать партизанскую войну и террористические акты, но будет иметь место и то и другое.

Олег Кусов: Непростым выдался 2002-й год для калмыцкого лидера Кирсана Илюмжинова. Он в третий раз принял участие в выборах президента республики. Победить на выборах Илюмжинову удалось только во втором туре. В свое время по инициативе Илюмжинова Калмыкия первой из российских республик отказалась от конституции. Мне была интересна позиция трижды избранного президента Калмыкии по отношению к другой радикальной идее - укрупнению российских субъектов. Можно ли, на его взгляд, объединить в один субъект регионы Южного федерального округа?

Кирсан Николаевич, как вы считаете, не пришло ли время на Северном Кавказе смыть границы?

Кирсан Илюмжинов: У меня сын, ему 13 лет сейчас, спокойно заходит в интернет и спокойно общается и с японцами, и с австралийцами, и с американцами, и с французами, и с соседями по Южному федеральному округу. Для молодого поколения не то что административных, уже нет никаких преград, границ.

Что касается по нашему округу, вопрос уже сейчас не так стоит, потому что говорить об этом не то что рано, а слишком поздно. Даже внутри Южного федерального округа у нас между территориями есть спорные вопросы, а если сейчас, с 27-го января, вступит в действие закон "О земле", тогда не то что соседи по округу, уже с соседями по даче иногда могут возникнуть напряженные отношения. Поэтому сейчас говорить о границах слишком поздно, нужно было раньше, в 91-м году, договариваться об этом. Сейчас Южный федеральный округ у нас один из самых нормальных регионов. У нас принята целевая программа "Юг России", все 13 территорий, входящих в Южный федеральный округ, участвуют в этой программе. Самое главное, будем поднимать экономику всех регионов, в целом уже мало кто будет вспоминать о каких-то границах. В Европе спокойно переезжаешь из одной страны в другую и не замечаешь (только по говору) пограничников. У нас тоже в Южном федеральном округе и границ как таковых нет. Самое главное, чтобы каждый заботился о своем доме, о подъезде, в котором живет, чтобы чисто было, чтобы лампочки выбитые не были, чтобы деревья перед домом были посажены, чтобы улица была чистая.

Олег Кусов: Насколько для Калмыкии ощутима проблема чеченских беженцев?

Кирсан Илюмжинов: Это в социальном отношении на нас немного давит, потому что социальные выплаты, те же детские пособия, пенсии и так далее. Конечно, влияет на рост безработицы, потому что своих надо устроить. Все россияне заинтересованы в том, чтобы мир, спокойствие и стабильность возобладали в этой соседней с нами чеченской республике.

Олег Кусов: Кирсан Николаевич, шахматы могут прокормить Калмыкию?

Кирсан Илюмжинов: Судя по тому, сколько рабочих мест дает шахматная федерация. В штаб-квартира ФИДЕ десятки наших молодых людей работают. На чемпионатах мира, сейчас в Словении была всемирная шахматная олимпиада, там наши молодые ребята из Калмыкии работали программистами, компьютерщиками. Например, в 98-м году во время Всемирной шахматной олимпиады в Элисте мы подсчитали: городской бюджет получил свыше одного миллиона долларов наличными, потому что полторы тысячи журналистов в течение трех недель кушали, ездили, где-то платили. Бюджет получает не в виде прямых отчислений, а в виде косвенных налогов.

Олег Кусов: Надо добавить, что Кирсан Илюмжинов с 1995-го года является президентом Международной шахматной федерации.

2002-й год стал для Северного Кавказа годом природных катастроф. После разрушительных наводнений в Карачаево-Черкессии, Чечне, Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях произошла природная катастрофа в Геналдонском ущелье Северной Осетии. Ледник Колка накрыл собой селение Нижний Кармадон и несколько баз отдыха, всего около 30-ти километров вдоль ущелья. Погибли девятнадцать человек, пропали без вести сто восемь. Через месяц поисково-спасательных работ власти фактически умыли руки. Двухсотметровую толщу льда, грязи и снега с тех пор пытаются пробить близкие и родственники пропавших без вести.

В середине прошлого года своего апогея достиг российско-грузинский кризис, который уже в открытую стали называть холодной войной между двумя соседними странами. Москва обвинила Тбилиси в пособничестве чеченским террористам, российские военные настаивали на проведении спецоперации и нанесении бомбовых ударов по Панкисскому ущелью. У абсурдных российско-грузинских взаимоотношений 2002-го года получилась такая же абсурдная развязка, она наступила неожиданно, словно в грузинской кинокомедии. Внезапно, во время принципиальнейшего футбольного матча между сборными Грузии и России, а его называли не столько спортивной, сколько политической битвой, на стадионе погас свет. Доиграть второй тайм журналисты не смогли. На банкете после неудавшегося матча грузинские и русские политики поднимали бокалы за многовековую дружбу между двумя соседними народами.

О курьезном футбольном матче на тбилисском стадионе "Локомотив", о грузинских болельщиках и политиках размышляет наш постоянный автор Юрий Вачнадзе.

Юрий Вачнадзе: Перефразируя известное выражение, можно сказать, что футбол в Грузии больше, чем футбол. По крайней мере, так было в советские времена. На футбольные матчи ходили чуть ли не целыми семьями, среди зрителей было много женщин. И это несмотря на то, что грузины болеют ни чуть не сдержаннее, чем знаменитые тиффози, а непарламентские выражения создают определенную ауру на трибунах. Но даже самые отборные непечатные реплики всегда включали в себя элементы искрящегося народного юмора. И почему-то всякий раз, как правило, наряду с персонами необъективного судьи и неудачливых футболистов, без очевидной взаимосвязи упоминались родные матери власть предержащих. Стоп, здесь надо подумать. При социалистическом строе с легкой руки великих вождей все люди были винтиками, а общество фактически выполняло роль миманса в театре, правда, в особом, политическом. Миманс - это мимический ансамбль, у него нет текста, он беспрекословно выполняет все указания режиссера. В общем, народ, который безмолвствует.

А вот на стадионе, на игре, где сливались в экстазе служащие и ремесленники, врачи и сапожники, дворники и министры, все со всеми; позволялось высказывать, вернее, выкрикивать все, что думаешь. Ведь тем же кагэбешникам на стадионе в момент футбольной истины были не чужды и патриотизм, и критическая оценка ситуации. Даже в общегосударственном масштабе они просто превращались в рядовых болельщиков. Возникало этакое пространство свободы, величиной с футбольное поле, точнее, с футбольный стадион. Гнев в отношении несправедливых судей, надо признать, очень часто перерастал в недовольство всей имперской политикой центра, Москвы. Судьи ведь, за редким исключением, в основном были российские. И здесь просматривалась завязка многих проблем взаимоотношений Старшего брата с Младшим. Так было. В конце концов, империя, слава Богу, развалилась, Грузия добилась независимости. Футбольное пространство СССР распалось на отдельные куски. Изможденному гражданской войной, военными конфликтами в Абхазии и Южной Осетии молодому независимому грузинскому государству было не до футбола. Вопрос стоял ребром: выстоять или сломаться под давлением внешних и внутренних противников. Усилиями многих доморощенных политиков постепенно сформировался концентрированный образ внешнего врага в виде России. Надо сказать, что неоценимую помощь своим грузинским коллегам в этом оказали их некоторые московские визави. Но оставим политику.

Главное было в том, что грузинское общество, несмотря на все, сохранило чувство дружбы к народу России. Ни один проживающий на территории Грузии русский человек не почувствовал хотя бы малейшего изменения отношения к себе со стороны окружающих, грузинская толерантность работала как прежде. Общность религии, тесные связи в науке, культуре и искусстве, схожесть многих обычаев, родственные узы, наконец, оказались во сто крат сильнее политики. Истерические призывы некоторых грузинских околополитических деятелей перед футбольным матчем сборных Грузии и России в начале октября в Тбилиси сражаться не на жизнь, а насмерть, не нашли отклика в сердцах грузинских болельщиков. Уж что-что, а толк в футболе, несмотря на его нынешнее плачевное состояние в стране, болельщики знают. Надо играть, а не сражаться, и главное здесь - техническая оснащенность игрока. Матч Грузия-Россия, как известно, был прекращен после первого тайма из-за проблем с электричеством на грузинском стадионе "Локомотив". Некоторые российские СМИ со злорадством писали тогда о том, что после недоигранного матча грузинские болельщики кидали в окна автобуса российской сборной различные предметы, стекла салона дали трещины. Но это всего лишь полуправда. А правда в том, что различные предметы и камни тбилисские болельщики бросали и в автомашины грузинских спортивных чиновников, а президента страны проводили оглушительным свистом. Ведь Его Величество Футбол получил пощечину от разгильдяев из государственных структур, все остальные же просто-напросто попались под горячую руку разочарованных и оскорбленных зрителей. К великому сожалению, все эти волнения стоили жизни замечательному человеку, известному спортивному комментатору и драматическому актеру, мэтру футбольного репортажа - Котэ Махарадзе. Сразу после матча у него случился инсульт, от которого он не оправился.

Матч Грузия-Россия так и не превратился в спортивное событие года, зато стал важной вехой во взаимоотношениях грузинского и русского народов. На уровне слащавой сентенции это приблизительно выглядело бы так: "Дружба выдержала испытание политикой". Но отложим сомнительные сентенции в сторону. Вот что сказал мне один из коренных тбилисцев на второй день после злополучного матча: "Я сам в момент начала матча, где-то за полчаса до этого, находился на небольшом расстоянии от стадиона. Проехала машина, застряла в пробке, из нее вышел молодой парень, размахивал огромным российским флагом. Все были довольны и были счастливы. Вы понимаете, в душах людей осталось все: старые взаимоотношения, взаимоотношения родителей, предков".

Я сохраню эту запись в своей фонотеке.

Олег Кусов: Минувший год стал успешным для футбольной команды "Терек" (Грозный). Чеченские футболисты вышли в первую лигу отечественного чемпионата. Команда была фактически воссоздана два года назад, игры проводила на стадионах Ставропольского края. Власти Чечни обещают в 2003-м году отреставрировать стадион в Грозном. О перспективной грозненской команде подготовила материал наш корреспондент Лада Леденева.

Лада Леденева: Футбольный клуб "Терек" (Грозный) был основан в 1958-м году и первоначально носил другое название, "Нефтяник". Позднее футбольную команду решили переименовать в честь реки Терек, протекающей не только по территории Чечни, но и по соседствующим с ней республикам Северного Кавказа. Футбол в Чечне всегда был в почете. Однако в 1994-м году клуб временно прекратил свою деятельность, игрокам пришлось искать работу в других спортивных клубах, каждый из футболистов устраивался как мог. В 2000-м году власти Чеченской республики поддержали инициативу руководства команды. Рассказывает пресс-атташе футбольного клуба "Терек" (Грозный) Казбек Хаджиев.

Казбек Хаджиев: Есть люди, которые взялись за возрождение команды, в числе первых Роман Садыков, нынешний генеральный директор футбольного клуба "Терек". Он обратился с этой инициативой к главе республики Ахмаду Кадырову. Было дано добро, и Роман начал обзванивать всех футболистов, которые в связи с началом военных действий в Чечне, в связи с тем, что команда "Терек" была снята, были вынуждены искать новую работу. Сразу же большинство воспитанников нашего футбола, они играли в командах первых, некоторые в командах высшей лиги, но, тем не менее, они откликнулись и вернулись в команду.

Лада Леденева: По началу на Кавказских Минеральных Водах команда испытывала определенные трудности. Местные власти в рамках небезызвестного стереотипа отношения к выходцам из Чечни не хотели принимать в Кисловодске грозненский "Терек".

Казбек Хаджиев: У нас с дисциплиной все в порядке, но это надо было доказать. И вот, по истечении двух лет, сегодня это доказано. К нам очень прекрасное отношение и в Кисловодске, и в Лермонтове, и в Ставрополе, и в Минеральных Водах. Болельщики Кавминвод нас полюбили, приезжают на наши игры. Домашние игры проводили в Черкеске, а со второго круга в 2000-м году уже власти города Лермонтова предоставили нам свой стадион.

Иса Байтиев (тренер команды): Честно сказать, мы немножко даже удивлены. Тепло встречали, хочу поблагодарить всех наших соседей ставропольских, краснодарских, ростовских, наших земляков.

Лада Леденева: Футболисты "Терека" прекрасно понимают, что команда на выезде в любом из российских городов - визитная карточка Чечни.

Казбек Хаджиев: Мы считаем, что мы добились этого, что возродили футбол для нашего народа. Мы показываем и доказываем, что чеченцы умеют в большей степени заниматься созидательным делом. Мы бываем в разных регионах России, мы останавливаемся в разных гостиницах. Первое впечатление у людей - ощущение опасности. А потом, когда мы отыграли, уезжаем, прощаемся с ними, - "Ребята, приезжайте еще".

Лада Леденева: В 2001-м году возрожденный грозненский "Терек" в первом своем сезоне сразу же занял пятое место в турнирной таблице второго дивизиона зоны "Юг". В ноябре этого года футбольная команда "Терек" (Грозный) вышла в первую лигу, уверенно победив за пять туров до окончания чемпионата. Поэтому у себя на родине футболисты получили заслуженные награды: ценные подарки и 25 автомашин "Волга". Совсем недавно в команде сменился главный тренер.

Казбек Хаджиев: "Терек" возглавил новый главный тренер Вахи Талгаев. Вахи Талгаев возглавлял сборную Казахстана, проходил стажировку в амстердамском "Аяксе". Очень опытный, грамотный специалист, и мы надеемся, что с его приходом мы решим очень важную для нас задачу в первом дивизионе.

Лада Леденева: С первого января нового года с помощью издательства "Кавказская здравница" команда начнет выпускать собственную газету "Наш футбол". Весь тираж - 999 экземпляров - из Кисловодска будут отправлять в Чечню. Как рассказали мне футболисты, чеченским болельщикам очень важно почувствовать, что любимая команда жива, находится в прекрасной спортивной форме, завоевывает призы и медали, а в скором будущем, возможно, вернется в Чечню.

Иса Байтиев: Наша задача, чтобы, когда мы возвращались, наша команда вернулась в премьер-лигу.

Олег Кусов: Среди спортивно-зрелищных событий 2002-го года особое место принадлежит рекорду махачкалинца Омара Ханапиева. Его рекорд можно считать мировым. Дагестанский мастер силовых трюков необычным способом двигает тепловозы и корабли. Об уникальном спортсмене рассказывает наш корреспондент в Махачкале Тимур Салимов.

Тимур Салимов: Своими спортивными традициями Дагестан известен давно. По неофициальным данным, республика входит в первую десятку государств по количеству олимпийских чемпионов и призеров на душу населения. А если учесть чемпионов мира и Европы во всех возрастных категориях, то страна гор может оставить далеко позади гораздо более крупные и известные в спортивном отношении государства. В этом славном ряду достойное место занимает 37-летний силовой атлет, выходец из селения Хунзах Омар Ханапиев. Как и большинство дагестанских парней, он прошел школу вольной борьбы, но настоящее свое призвание нашел в силовых трюках, которые демонстрирует сейчас на гастролях по всему миру. Коронный трюк - заплетание в косички стомиллиметровых гвоздей. На праздновании 850-летия Москвы он в течение минуты вбил ладонью в дюймовую доску шесть гвоздей, выдернул их зубами, связал узелками и подарил членам жюри. Но всероссийскую известность Омар получил в ноябре прошлого года. Тогда за двое суток он установил сразу несколько рекордов. 7-го ноября, ухватив зубами трос, привязанный к 135-тонному локомотиву, он протащил его на расстоянии в десять метров. Отдохнув около получаса, он тем же манером оттащил на 12 метров 140-тонный электровоз. Еще через два дня Омар Ханапиев установил новый рекорд - ухватив зубами трос, он перетянул на 15 метров 600-тонный корабль, стоявший в рыбном порту Махачкалы. Последний рекорд Ханапиева был установлен в сентябре нынешнего года. В махачкалинском порту он уже привычным для себя способом сдвинул на 11 метров корабль весом в одну тысячу сто тонн. Сам Омар в своих трюках не видит ничего сверхъестественного, говорит, что его достижения это результат упорных тренировок и здорового образа жизни. Свои рекорды он посвящает друзьям и землякам. Именно для этого он каждое лето приезжает на родину, которая, кстати, пока никак не оценила его достижения.

Олег Кусов: 2002-й год принес много событий на Кавказ. Немало здесь еще проблем, человеческого горя. Но кавказские люди и в таком положении не теряют крепости духа, выдержку и оптимизм. С такими качествами пропасть нельзя.

XS
SM
MD
LG