Ссылки для упрощенного доступа

Джон Малкович: быть Джакомо Казановой


Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте перед московской премьерой "Вариаций Джакомо"
Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте перед московской премьерой "Вариаций Джакомо"
В рамках фестиваля "Черешневый лес" 25 мая и 26 мая сыграют "Вариации Джакомо". Премьера состоялась в январе в венском театре "Ронахере". Музыкальный спектакль о Казанове поставил Михаэль Штурмингер. В главных ролях заняты Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте.

В прошлом году Джон Малкович показал в Петербурге на фестивале "Звезды белых ночей" "Адскую комедию" (пьесу для барочного оркестра и пяти сопрано) в режиссуре Михаэля Штурмингера. В этом году Малкович и Штурмрингер привезли и в Петербург, и в Москву второй спектакль - "Вариации Джакомо".

Это камерный оперный спектакль, положенный на музыку Моцарта в исполнении оркестра "Wiener Akademie". У драматических актёров Дапкунайте и Малковича есть вокальные "двойники": на каждого певца приходится по шесть партий. В Вене оперные партии исполняли баритон Флориан Беш (Florian Boesch) и сопрано Софи Клуссман (Sophie Klussmann). В Москве Флориана Беша заменяет Андрей Бондаренко.

Возраст Джона Малковича не должен никого смущать - в пьесе Казанова тоже немолод. Ничего особенно общего между Казановой и Вальмоном, роль которого Малович сыграл в фильме по "Опасным связям" Шодерло де Лакло, артист не видит.

– С Джакомо Казановой я не был знаком - я только читал о нем или читал его, - говорит Джон Малкович. - А воспоминания свои он начал писать, когда ему было где-то 65-66 лет. Это были воспоминания - отражение его уже прожитой жизни. Но говорят, он практически ничего не придумывал в своих записях, поскольку всегда возил с собой дневники и всегда записывал все свои похождения. Я думаю, что жизнь его была достаточно счастливой, - полагает Джон Малкович.

По сюжету Джакомо пробует соблазнить графиню Изабеллу и бахвалится тем, что он "на дружеской ноге" с либреттистом опер Моцарта - Лоренцо да Понте. По мере развития действия Казанова преображается в героев опер Моцарта - в Дона Жуана, графа Альмавиву, Фигаро или Лепорелло. Подчиняясь его замыслу, Изабелла оказывается Донной Эльвирой, Сюзанной, Церлиной, Розиной... На вопрос, поняла ли Ингеборга Дапкунайте в ходе работы над спектаклем секрет привлекательности Казановы, актриса ответила:

– Я исхожу из того, что происходит здесь и сейчас. А так как это играет Джон, то оправдать то, что женщины в него влюбляются, очень легко.

Встречу с постановочной группой вел президент фестиваля "Черешневый лес", владелец торговой марки "Bosco di Chiliegi" Михаил Куснирович. Он постановил разыграть в лотерею два последних билета на спектакли, но один билет отдал Дапкунайте (за этот ответ). Второй билет достался журналистам, хотя по справедливости его следовало отдать Джону Малковичу. На вопрос о том, мнение кого из российских коллег ему важно будет услышать после спектакля, Джон Малкович признался, что толком никого не знает – но, вместо обычного в таких ситуациях имени Никиты Михалкова, назвал Евгения Миронова и продолжил:

– Я почти не ищу чьей-либо оценки. Это моя работа, ежедневная работа. И мне всегда есть над чем работать. Я так думаю, что если бы спектакль был совершенен, то люди, приходившие на него, умирали бы на нем. Но этого не происходит. Ничто не совершенно. Нам не нужно одобрения... Я бы так, наверное, сказал - не надо думать, что скажут другие. Во всяком случае, не для этого нужно ставить спектакль. Может быть, стоит прислушаться к хорошему совету, к хорошему предложению, что можно улучшить в спектакле. Но такой совет чрезвычайно трудно дать, потому что для этого нужно очень хорошо знать пьесу, очень хорошо знать спектакль, - уверен Джон Малкович.

Джон Малкович известен всему миру как киноактер, лауреат многих премий, в том числе "Оскара". Но он никогда не оставлял театральную сцену. Сперва Малкович сотрудничал с театральной компанией "Степпенволф" как актер, потом поставил несколько спектаклей как режиссер. В 1984 году получил за роль в "Настоящем Западе" по пьесе Сэма Шепарда. Тогда Дастин Хофман пригласил его в бродвейскую постановку "Смерти коммивояжера" Артура Миллера. На вопрос обозревателя РС, почему он не отказался от театра ради кино, Джон Малкович ответил:

– Театр - это мой дом, кино для меня - это как если бы пианиста попросили поиграть на саксофоне: хорошо – но это не то, чему меня учили. Театр - это мир, из которого я родом. Я люблю театр. Наверное, мне больше нравится самому ставить спектакли, чем играть в них. Но играть на сцене мне тоже нравится. Я даже представить не могу, чтобы какая-то еще работа была лучше, что есть что-то более совершенное, чем ежедневные репетиции с интересными и талантливыми людьми, что есть что-то лучше возможности сидеть в темном зале и наблюдать за игрой хороших артистов или хороших певцов. Я не могу вообразить лучшей жизни - зачем же мне было от этого отказываться?
XS
SM
MD
LG