Ссылки для упрощенного доступа

Наводнение на Ставрополье


Ведущая Марина Катыс

Артем Шадрин: В ночь с 20 на 21 июня на Ставропольский край обрушилось наводнение огромной разрушительно силы. В зоне стихийного бедствия оказались 39 населенных пунктов, в которых было затоплено более 8 000 домов. Пострадали более 80 000 человек, более 13 000 были эвакуированы из зоны затопления. Паводком повреждено более 8 километров газопроводов, километры водопроводных сетей, 40 километров автодорог и десятки железнодорожных и автомобильных мостов.

Рассказывает наш ставропольский корреспондент Лада Леденева.

Лада Леденева: Такого разгула стихии на Ставрополье не знали более 100 лет. Не только специалисты (гидрологи, метеорологи и служба МЧС), но и местные жители сошлись во мнении: ни выпавшая за считанные часы месячная норма осадков, ни усугубившее разливы горных рек таяние ледников не могло спровоцировать паводок подобных масштабов. Как оказалось, всему виной мощные сбросы воды из водохранилищ, одно из которых, Усть-Джигутинское, располагается в соседней с краем Республике Карачаево-Черкессии, другое, воды которого хлынули в города Кавказских Минеральных Вод, неподалеку от Кисловодска.

По мнению органов прокуратуры, сотрудники Большого ставропольского водоканала поступили правильно, сделав аварийный сброс воды из Усть-Джигутинского водохранилища, которое, переполнившись из-за ливневых дождей, угрожало прорвать дамбу. В этом случае под водой оказались бы все близлежащие жилые районы. Однако двухметровая волна из Усть-Джигутинского водохранилища пошла в старое русло реки Кубань и, докатившись вниз по течению до Кочубейского района Старопольского края, полностью затопила несколько населенных пунктов. Это случилось около 5 часов утра, когда жители прибрежных районов, которых никто не предупредил о надвигающееся угрозе, еще спали.

Именно поэтому в Кочубеевском районе края погибло такое количество людей. Только в станице Барсуковская, которая полностью ушла под воду, жертвами наводнения стали 22 человека.

На Кавказских Минеральных Водах подобного числа жертв удалось избежать потому, что волна из водохранилища пошла на поселки во второй половине дня и затопила дома около 8 часов вечера. Было еще светло, и практически всем удалось спастись. Серьезно пострадали только те, кто не смог самостоятельно выбраться из вод горной реки Подкумок, разлившейся местами на 200-300 метров. Некоторые - в основном, пожилые люди - по 10-15 часов просидели в затопленных домах, держась за газовые и водопроводные трубы в несущейся с огромной скоростью ледяной воде. Позже этих людей госпитализируют с признаками переохлаждения и воспалением легких. Другие, спасаясь, взбирались на деревья и крыши домов. Некоторых из них спасут только на вторе сутки.

- Затопило нас, все позавалилось. Много разрушено. Которые стоят, они тоже непригодны. Все улица, набережная.

- Внутри стены пообвалились, и крыша уже вот так вот держится. А сейчас песком завалено по самые окна прямо.

Вещи все - вон они там. И диван, и кровати, и все постельное белье... Ну, та же печка, тот же холодильник, тот же телевизор. Ну, что человеку нужно было, к старости мы собирали вот это все.

Теперь ни документы, ничего мне... Вчера бегала - позор! Домовую книгу заставили меня покупать за 32 рубля. Никогда так не было, чтобы Подкумок так сам шел. Мой сын сидел всю эту... на чердаке. Да он сидел, все это видел.

- Поток воды, бушующий, с ног сбивал. Мы уже выходили - по грудь. Если бы только дожди, нас бы так не затопило. Я здесь прожила 33 года. Затапливало огород, поднималась где-то на 20 сантиметров вода там. Больше нет. Это видимо, где-то спустили, говорят, что водохранилище прорвало, или плотину, или шлюзы не выдержали. И вот это нас затопило. Нам никто ничего не объяснял.

- Я это... глянула - во дворе Подкумок, а я одна. Не знаю, что мне хватать, паспорт один взяла и выскочила. Не знаю, не знаю, как я уцелела. Ой, детка. Не дай Бог это видеть, не дай Бог! Все осталось в доме, все, все, что нажили за всю жизнь.

- А вот здесь была бабушкина спальня, вот там она висела у нас на трубе 15 часов, на газовой. Не могла выйти. Ее не могли спасти, потому что вода шла где-то метра 3, понимаете, горная река. Людей сбивало с ног.

- Белый Уголь, там три дома снесло, как будто они и не стояли. Понимаете, трехэтажные три дома, как будто бы они не стояли.

- Там пионерлагерь снесло. Там много, очень много. Почему? Потому что там же низина.

- Конечно, кто смог, там плавали, те удержались. А остальное-то, конечно, погибли. Все же затопило, и эти саманные хатки и завалились.

- Телевизоры плыли. Холодильники плыли, я видела. А сколько людей на крышах сидело!

- Даже по телевидению и то страшно смотреть, а так, естественно, еще страшнее.

Лада Леденева: В результате паводка вышли из строя практически все системы жизнеобеспечения, были разрушены сотни мостов и километры дорог. Люди остались без газа, электричества, а главное, без воды. Практически повсеместно в крае питьевая вода была объявлена технической. Ливневые и канализационные стоки попали в размытые системы водозаборов, и из кранов пошла грязная, необеззараженная вода.

Паводком была смыта значительная часть урожая зерновых, под водой оказались сотни гектаров овощей и кормовых растений. По данным министерства сельского хозяйства Ставропольского края, ущерб, причиненный паводком отрасти в целом, составил порядка 350 миллионов рублей. В затопленных городах и селах погибло огромное количество домашних и диких животных. Горные реки несли из верховий домашний скот и птицу, смывая все новых животных на своем пути. Утки, гуси, кролики и нутрии погибали прямо в загонах и клетках, животные покрупнее пытались спастись, перепрыгнув через ограду. Только в первые дни после наводнения специальные бригады собирали ежедневно до 20 тонн павших животных. Крупные туши вылавливали из рек баграми, мелкие - палками. Сгребали лопатами, складывали в многотонные грузовики и свозили в специально вырытые для этого ямы.

Как сообщили в краевом эпизоотическом отряде, водой были затоплены несколько скотомогильников с животными, погибшими от сибирской язвы, в Минераловодском и Кочубеевском районе Ставропольского края. При этом один из них в селении Канглы Минераловодского района, был полностью размыт. Паводковая вода затопила скотомогильники в селениях Ульяновка, Первомайское, Ленинское, близ станиц Барсуковская, поселка Новокубанский. Любопытно, что, по различным официальным данным - краевого центра госсанэпиднадзора, ветеринарных служб и министерства здравоохранения Ставропольского края, в зоне затопления оказались от одного до 18 природных очагов сибирской язвы.

Первоначально на дезинфекцию размытых захоронений было потрачено 5 тонн хлора, затем с этой целью решили приобрести еще 20 тонн. По словам заместителя главного санитарного врача Ставропольского края по эпидемиологическим вопросам Ирины Ковальчук, скот, павший от сибирской язвы, утилизируют по специальной схеме. Строят специальный саркофаг, который размещается в шахтном колодце, затем туда укладывают павших животных, которых засыпают дезинфицирующими препаратами, в том числе и хлором. И даже если вода смывает с такого скотомогильника почвенный слой, споры сибирской язвы на поверхность не попадают, а значит и угрозы заболевания нет и не может быть.

Однако совершенно иное мнение на этот счет у специалистов-биологов. По их мнению, споры сибирской язвы вполне могли попасть в размытую почву, и любое животное, пощипав траву в районе такого скотомогильника, может заразиться опасным заболеванием.

Говорит преподаватель биологии одной из пятигорских школ Евгений Рогожин.

Евгений Рогожин: Возможны всякого рода инфекционные заболевания. Дети - все равно им же всем не объяснишь. Вот вода немножко упадет, полезут купаться. А чего там сверху несет, трудно сказать, потому что и нутрии, и коровы, и свиньи, и чего только тут не было.

А то, что, конечно, будут разлагаться, будут там всякого рода бактерии размножаться, и что потом пойдет возможность этих кишечных заболеваний и всего прочего - это однозначно.

Вот, а то, что эти скотомогильники, как правило, не оборудованы... Яма в степи где-то, в лесополосе. Стаскивают туда эту самую дохлятину. Там никаких очистных, никаких дренажей, ничего нету. У нас же громадное количество этих птиц, которые кормятся на этих скотомогильниках. Вот это фактор, который мы не учитываем никогда, а те же там вороны, грачи, сороки, они же эту дрянь разносят - клещей у нас, эту гиморрогическую лихорадку... Проблема, однако. У нас зимой сотни тысяч ворон, которые их разносят. На вороне на одной находили до 200 этих самых личинок клеща. А их у нас тут только в районе Пятигорска по 150-200 тысяч каждую зиму.

Зимы теплые, клещи активные. Это проблема.

Численность их с каждым годом возрастает, и сейчас у нас по краю гнездится порядка 2 000 000 птиц, осваивают новый ареал свой очень активно. Как разносчик всякой дряни, она очень большую роль играет.

Лада Леденева: Говорит эколог Нина Черленевская, экс-глава Фонда по сохранению природного и культурного наследия городов Кавказских Минеральных Вод.

Нина Черленевская: У нас по Подкумку уже уйму понастроили дач, а они же все с туалетами, все обрабатывались эти дачи, естественно, и огороды всеми пестицидами. И все это при разливе смыло, и все это в воде сейчас. Вся эта химия в воде ядовитая, которая убивает все живое и в то же время травит человека.

Все это идет в Геогиевск, первую очередь. Это питьевая вода Георгиевска.

И все эти туалеты, и все это, конечно, теперь все в Подкумке.

Лада Леденева: Большая вода помешала естественным процессам и в мире насекомых. Самки иксодовых клещей, переносчиков конго-крымской лихорадки, вместо того, чтобы уйти под землю для кладки яиц, остались на поверхности и продолжают нападать на выживший домашний скот и людей. Как следствие - сегодняшнее число заболевших лихорадкой на несколько процентов превышает прошлогодний показатель в целом (25 человек против 20 за весь минувший год). Резко увеличилась популяция комаров.

Рассказывает заведующий Пятигорской эколого-ботанической станцией Ботанического института имени Комарова Российской академии наук доктор биологических наук Анатолий Михеев.

Анатолий Михеев: Комары выводятся в воде, по сути дела, в сырых местах. Вот в связи с наводнением и создалась такая вот, комариная, обстановка, которая вот характерна для таких мест, как вот сибирские многие места.

Лада Леденева: Говорит ученый-биолог Евгений Рогожин.

Евгении Рогожин: У нас проблема малярии может возникнуть с этой самой комариной угрозой. Сразу после войны у нас малярией очень много народу здесь страдало. Комар кусает больного человека переносит его здоровому. Здоровый заболевает, следующий комар, и так далее по цепочке.

Сейчас вот, допустим, из Дагестана, Азербайджана вспышки малярии. Ну, те же самые больные азербайджанцы привозят абрикосы, всякие фрукты... Вот комар наш укусил, вот он уже "заряжен", и теперь поехал распространять малярию.

Но они у нас живут наравне с обычными. Малярийный комар отличается от остальных тем, что когда садится обычный комарик, который не представляет опасности, у него параллельно телу (будем так говорить) брюшко располагается. А у малярийного конец брюшка задран вверх, к примеру, под 45 градусов.

Лада Леденева: По словам специалистов, в результате наводнений на Ставрополье пострадали популяции некоторых видов растений, особенно малочисленные, редкие, занесенные в Красную книгу. Вода погубила множество деревьев, кустарников и трав. В районах затопления уничтожены плантации лекарственных растений, что для городов-курортов Кавказских Минеральных Вод с их лечебным потенциалом немаловажно.

Говорит доктор биологических наук Анатолий Михеев.

Анатолий Михеев: В долине Подкумок близ Ессентуков, там мы находили такие редкие виды... Один даже впервые для этой территории нами найден. Это ятрышники. Вот это ятрышник кроваво-красный и ятрышник мясо-красный, орхис-инкарнато. Они занесены в Красную книгу России в целом. Популяция была небольшая. Нам известная, она небольшая была.

Зачатки растений, которые там остались, конечно, травянистая часть, она погибла, безусловно, а там же клубеньки остаются, они могут не пробиться вообще.

Это вот Георгиевский, да и наш вот Предгорный район, тоже такие случаи я знаю. Вот мне звонили из Георгиевска, в частности.

Как-то восстановить надо зачатки новых растений в виде семян, других частей.

Что касается вот таких декоративных, лекарственных растений, мы можем и помочь. Ценные лекарственные растения - ну, например, вот, золотой корень, аналог женьшеня. Он такими свойствами, укрепляющими иммунитет, обладает.

Лада Леденева: Поскольку с момента наводнения прошло совсем немного времени, специалисты пока затрудняются дать оценку вреда, причиненного паводком дикой природе. Местами реки еще не вошли в свои берега. В низинах по-прежнему стоит вода. К примеру, довольно трудно подсчитать, како ущерб причинило наводнение популяциям птиц: сколько размыто гнезд, погибло молодняка.

Говорит Евгений Рогожин.

Евгений Рогожин: Где-то примерно около 180-240 видов, гнездящихся, в целом вот, на земле. Ну, все куриные, потом разного рода жаворонки, а затем славочки (некоторые виды славок на земле гнездятся), коньки на земле гнездятся и на внешнем ярусе. А какие из них могли пострадать... Фазаны, молодняк, погиб. Это однозначно. Утят унесло водой. Замокли гнезда перепелов, там, перепелов молодняк погиб, частично, конечно.

Лада Леденева: Главную опасность последствия паводка могут таить для курортов Кавказских Минеральных Вод. Продукты разложения и загрязненные стоки через поверхностный слой почвы могут попасть в подземные воды, через них - в минеральные источники.

Говорит ученый-биолог Евгений Рогожин.

Евгений Рогожин: Ну, конечно, конечно, у нас же здесь много разломов почвенных, куда эта поверхностная вода фильтруется. Она там потом насыщается солями, давление создается, и она уходит наверх. Но ведь эта вода может быть заражена.

Потом, не забудьте, что вот минеральная вода, она какую-то часть своего состава получает за счет биогенных элементов, то есть размываемых тех же самых корней растений, погибших животных, то есть какой-то органикой она насыщается. А в микродозах органика участвует в формировании вот этого самого минерального состава.

И если туда попадает какая-то дрянь, не забудьте, что у нас на Кавминводах добрая толика источников, которыми раньше пользовались, она закрыта из-за бактериального заражения. То ли это стоки с разного рода сельхозпредприятий, то ли там еще что-то - канализационные системы и все прочее. У нас закрыты эти источники для пользования, потому что они бактериально заражены.

Лада Леденева: Таких масштабов ущерба от наводнения вполне можно было избежать. Отчасти в случившемся виноваты соответствующие службы, вовремя не предупредившие жителей о надвигающейся опасности.

- Никаких предупреждений нигде не было. Пешком шла, еле доползла, и чуть-чуть поток не сбил. Вот уже минута еще, и... а если бы я знала, что ожидается какой-то... я бы из дому не пошла никуда.

- Эти не говорили.

- Почему молчат метео наши, действительно? Ну, если бы предупредили, меньше было бы вот такого...

- Откуда? Не известно было. Сообщений нет.

Лада Леденева: Отчасти виноваты сами жители прибрежных районов, где изначально не рекомендовалось строить дома. Кроме того, что берега ставропольских рек все же были застроены жилыми домами и дачами, были проведены работы по изменению, выпрямлению русла горных рек.

Говорит Нина Черленевская.

Нина Черленевская: Это вот выпрямление, вот это бетонирование Подкумка поспособствовало. Много писали, предсказывали из Ессентуков. Говорили, что в случае паводка это случится. Нельзя выпрямлять русло, река будет очень бурно, очень... И что все, что вот случилось, все это будет.

Потому что резко возрастает скорость при выпрямлении русла. Потому что там были заводи, растительность была, которая задерживала скорость реки.

Большая степень вины человека в том, что случилось. Природой все создано так, чтобы этого не случалось, а когда человек вмешивается, это всегда и происходит.

В экологии, по-моему, самое главное должно быть - не навреди, не вмешивайся в природу. В природе все уравновешено, и все предусмотрено.

Лада Леденева: В палаточных лагерях, куда из затопленных домов эвакуированы люди, круглосуточно работают несколько десятков медицинских бригад - проводится профилактика вирусных заболеваний. Перед каждым приемом пищи люди получают специальные препараты, предупреждающие развитие кишечных инфекций.

Правительство края выделило 4 миллиона рублей на закупку вакцины против гепатита А. Всего же в край поступило 33 000 доз этой вакцины, около 10 000 человек уже получили прививки. Повсеместно налажен круглосуточный лабораторный контроль за качеством воды, поступающей в водопроводную сеть, однако врачи рекомендуют перед употреблением воду отстаивать и кипятить даже там, где не было затопления, а еще лучше - использовать бутилированную воду. Служба санэпиднадзора регулярно информирует население о том, что в ряде территорий произошло разрушение очистных сооружений, и в реки Подкумок, Кума, Кубань, Зеленчук поступают неочищенные канализационные стоки, что может привести к распространению инфекций, в том числе и особо опасных. Поэтому купаться в этих реках и использовать их воду на хозяйственные нужды пока нельзя.

Артем Шадрин: Рассказывала наш ставропольский корреспондент Лада Леденева.

В настоящее время в крае ведется расследование - выясняются обстоятельства, ставшие причиной гибели десятков людей. Прокуратура Ставропольского края уже возбудила два уголовных дела по статье, предусматривающей ответственность должностных лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Распоряжением губернатора края освобожден от занимаемой должности глава Кочубеевского района Геннадий Скарга. Как выяснилось в ходе следствия, никто не проинформировал жителей района о приближающемся наводнении. Если бы людей заблаговременно предупредили об экстренном сбросе воды из водохранилищ, такого количества жертв можно было бы избежать.

XS
SM
MD
LG