Ссылки для упрощенного доступа

"Дело Поупа возвращает нас к эпохе "холодной войны"


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с американским экспертом, содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом о деле Эдмунда Поупа - американского бизнесмена, находящегося под судом в России и обвиняемого в шпионаже.

Юрий Жигалкин:

Если исходить из того, что известно об деле Эдмунда Поупа и судебном процессе, то можно ли сказать, что у российских спецслужб были серьезные основания для заведения дела против Поупа, и сможет ли, по-вашему, российский суд обеспечить непредвзятые слушания по этому делу?

Маршалл Голдман:

Если вы сверхчувствительны относительно всего, что касается ВПК, то тогда можно подвести основу под это дело. Не секрет, что ФСБ, основываясь на неопределенности трактовки понятия "государственный секрет", пытается предотвратить попадание в руки иностранцев любой информации о Вооруженных Силах, и тем более о вооружениях. Даже, если это вооружение открыто продается на международных рынках. Если верить тому, что торпеда, которой, якобы, интересовался Поуп, была продана за границу, и что эта история - лишь одна из серии попыток преследования за разглашение так называемых "государственных тайн" - вспомним хотя бы дело Никитина, то можно придти к выводу, что все, кто интересуются военными технологиями, особенно - иностранцы, являются заведомо виновными. В том, что касается того, сможет ли российский суд объективно разобрать это дело, то выводы, я думаю, делать рано. Сначала Поупу было отказано даже в вызове свидетелей, которые могли дать показания в его пользу. Сейчас, кажется, суд удовлетворил некоторые просьбы его адвокатов. Тем не менее, обстоятельства этой истории заставляют предположить, что, в конце концов, судьба Эдмунда Поупа, может быть, решиться в результате переговоров Билла Клинтона и Владимира Путина. Не исключено, что Москва захочет его обменять на кого-либо. Такая трактовка, на мой взгляд, наиболее правдоподобно объясняет непреклонное желание России, доказать его виновность.

Юрий Жигалкин:

Какие выводы могут быть сделаны из этого в США, которые пытаются предохранить своего гражданина от неоправданных преследований исключительными мерами - Конгресс, например, призвал Белый Дом прервать финансовую помощь России, если Поуп не будет освобожден?

Маршалл Голдман:

Это худшее, что может случиться для страны, пытающейся развивать рыночную экономику. Такие истории лишь утверждают реноме России, как места, где невозможно заниматься нормальным бизнесом. В этом смысле она стоит в ряду африканских стран. Очень трудно объяснить мотивацию поступков правительства, заявляющего о необходимости построения стабильной рыночной и правовой системы, и в то же время, видимо, поощряющего такие акции. Все произошедшее вряд ли прибавит новому американскому президенту желания теснее сотрудничать с Россией. Мне кажется очевидным, что если бы кто-то с российской стороны не хотел сделать с помощью этого дела политического заявления, что все уже рассосалось бы быстро, так как вина Поупа очень сомнительна. А так дело Поупа возвращает нас к эпохе "холодной войны".

XS
SM
MD
LG