Ссылки для упрощенного доступа

"Речь о подъеме людей на поверхность Баренцева моря, видимо, уже не ведется"


ует с корреспондентом Радио Свобода в Мурманске Андреем Королевым о судьбе потерпевшей катастрофу атомной подводной лодки "Курск". Беседа отражает ситуацию на 18.30. по московскому времени.

Андрей Королев:

Известно, что пока неоднократные попытки спасателей вновь проникнуть внутрь подлодки при помощи аварийных капсул "Приз" ни к чему не привели. Вторая попытка, с использованием глубоководного аппарата "Гестер" также не удалась, и едва не закончилась потерей самого аппарата. Я получил информацию о том, что его течением сначала отнесло на несколько десятков метров от места залегания субмарины, а потом вновь прибило течением же к борту. Крен корпуса лодки уже превышает 60 градусов. В течение ближайшего времени должно быть принято решение о подъеме лодки на поверхность целиком с помощью понтонов и бондажного оборудования.

Андрей Шарый:

Означает ли это, что утрачена надежда на то, что члены экипажа "Курска" остались в живых?

Андрей Королев:

Решительность руководства спасательной операцией сдерживает лишь вероятность того, что корпус "Курска" может не выдержать и развалиться на несколько частей. Первичный анализ результатов визуального обследования подлодки показывает, что у нее повреждена рубка и сорваны обтекатели двух ракетных шахт по правому борту, а сама лодка лежит на грунте с поднятым перископом. Также неясно, в каком состоянии сам корпус. Уже высказывались опасения, что в результате удара о грунт корпус мог дать трещину.

Андрей Шарый:

Российское военно-морское руководство делает довольно противоречивые заявления относительно причин и обстоятельств катастрофы подлодки "Курск". Выстраивается ли сейчас какая-то более-менее стройная версия?

Андрей Королев:

Да, мне удалось выстроить, проанализировав всю появляющуюся информацию, более-менее стройную конструкцию. Итак, 12 августа, во время учений Северного Флота, лодка готовилась к всплытию для выхода на связь, и, очевидно, находилась на безопасной глубине 40 метров. Это подтверждают и оценки экспертов экологической организации "Беллуна". А с учетом размеров подводной лодки: расстояние от киля до верхней оконечности рубки 18 метров, длина около 154 метров, а ширина корпуса около 10, под килем оставалось 40-50 метров. Скорость хода перед всплытием была около пяти узлов. Перед всплытием субмарина осуществляла предусмотренный правилами всплытия маневр. По неустановленным пока причинам лодка получила дифферент на нос и ударилась о грунт. По расчетам экспертов "Беллуны" при указанной глубине под килем и скорости лодки это могло произойти в течение 25-40 секунд. После этого последовал первый удар или взрыв, который был зафиксирован гидроакустиками норвежских судов, находившихся в районе учений.

При таком развитии событий первым действием экипажа, естественно, должна была стать продувка носовой группы цистерн главного балласта, что они очевидно и пытались сделать. Однако, в результате удара о грунт произошло разрушение или разрыв группы баллонов воздуха высокого давления на одном борту, находящихся между так называемыми "прочным" и "легким" корпусами лодки. Выход воздуха высокого давления из баллонов всегда сопровождается хлопком. В результате лодка получила крен, так как борт, на котором произошел разрыв баллонов воздуха высокого давления, не продулся. Вполне вероятно, что при разрыве баллонов произошло повреждение надстройки легкого корпуса в этом районе, а также цистерн главного балласта. Кроме этого. при ударе о грунт произошла расгерметизация передней, а, возможно - и задней крышек торпедного аппарата, в результате чего вовнутрь прочного корпуса стала поступать вода. Видимо, это и явилось причиной повреждения носовой оконечности лодки, что, в конце концов, было подтверждено официальными источниками, которые первоначально, как мы знаем, объясняли аварию столкновением с иностранной субмариной.

Из-за столкновения с грунтом сработала аварийная защита реакторов, они были автоматически заглушены, и субмарина лишилась основных источников электроэнергии. Через некоторое время из строя вышла аккумуляторная батарея. При этом командир корабля был не в состоянии запустить реактор, поскольку это привело бы к засорению донным грунтом расположенных на днище лодки трасс системы его охлаждения. К такому выводу приходят и эксперты "Беллуны". Тот факт, что реакторы были заглушены в нештатной ситуации, означает, что необходимо их дополнительное расхолаживание. Этот процесс мог быть затруднен отсутствием питания на подводной лодке. Однако, реакторы третьего поколения, которыми оснащены подлодки этого класса, имеют пассивную систему расхолаживания. То есть, для обеспечения циркуляции воды нет необходимости в питании.

Учения, в которых участвовала подлодка "Курск" начались 9-10 августа и продолжались для нее до 12 августа. Если атомная подлодка "Курск" была до этого на базе, то до момента затопления в субботу ее реакторы не могли сильно разогреться, и в случае, если пассивная система расхоложивания все-таки сработала, то опасность возникновения перегрева активной зоны, а также повышения давления в первом контуре и разрыва контура практически исключается. Так полагают эксперты норвежской экологической организации "Беллуна".

Андрей Шарый:

А есть ли какое-то объяснение причин, по которым члены команды не смогли покинуть лодку самостоятельно?

Андрей Королев:

К сожалению, сейчас все наблюдатели, которые так или иначе связаны с операцией по спасению "Курска", находятся в абсолютной растерянности. Никто не может более или менее конкретно ответить на поставленный вами вопрос. До сих пор неясно, скажем, почему экипаж лодки не воспользовался водолазными костюмами - они есть на лодке. До сих пор неясно, почему командование флотом изначально не оповестило Главкома ВМФ об этой аварии, и вообще, так поздно сообщила о ней. Вопросов масса, и пока внятных ответов на них нет. В течение трех суток, как мы знаем, на Северном Флоте скрывали факт гибели части экипажа в затопленных отсеках. Теперь склоняются к признанию того, что они становятся могилой, по крайней мере, для 75 моряков.

Андрей Шарый:

Известно, что в Североморск прибыли родственники некоторых членов экипажа "Курска". Удалось ли им встретиться с командованием Северного Флота, и где они находятся?

Андрей Королев:

Да, это так. В Североморске находятся родственники некоторых членов экипажа подлодки, которых разместили на пловучем госпитале "Свирь". Эти люди приехали из Курской, Смоленской и Архангельской областей, а также из городов Мурманской области. Они продолжают постоянно требовать немедленной встречи с командованием флота, однако, как известно, она до сих пор не состоялась. Одна из мурманских газет сегодня приводит слова супруги члена экипажа подлодки "Курск" капитана второго ранга Виктора Белагуня Галины, которая возмущена абсолютной закрытостью информации даже для ближайших родственников моряков. Виктор Белагунь занимает должность заместителя начальника электромеханической службы этой подлодки, и она всерьез опасается за его жизнь, хотя, как она говорит, вера ее не оставляет. Сейчас в Североморске работает телефон, по которому люди могут справляться о судьбе членов команды, но, по нашим данным, там тоже не располагают никакой информацией. И еще одна деталь: я созванивался с пресс-службой Северного Флота и спрашивал, где сейчас находится пловучий госпиталь "Свирь", и начальник пресс-службы ответил мне, что "Свирь" продолжает оставаться на базе в Североморске, и прибытие этого корабля на место аварии пока не предусмотрено. Речь о подъеме людей на поверхность Баренцева моря, видимо, уже не ведется.

XS
SM
MD
LG