Ссылки для упрощенного доступа

Насколько осуществима идея создания совместной системы противоракетной обороны России и Китая


Андрей Шарый:

Андрей Андреевич, насколько осуществима идея создания совместной системы противоракетной обороны России и Китая?

Андрей Пиантковский:

Я не слышал, чтобы это положение о совместной системе прозвучало в сегодняшнем заявлении. Там говорится скорее о совместном неприятии американских планов по развитию американской противоракетной системы. А в теоретическом плане эта идея может обсуждаться только на пропагандистском уровне. Потому что слишком разная стратегическая ситуация и России, и Китая, требуется совершенно другой уровень взаимодействия и доверия, которое отсутствует, несмотря на все красивые декларации. Но и кроме того, это безумно дорогое мероприятие.

Андрей Шарый:

А технологически это возможно?

Андрей Пиантковский:

Все это зависит, какой степени угрозы эта система должна парировать. Последнее испытание американской системы показало, что даже те скромные цели, которые ставят перед собой американцы - защита от одиночных террористических запусков, 20-30 боеголовок, это цели тоже вряд ли будут реализованы в ближайшем десятилетии. Вообще, на мой взгляд, вокруг этой системы и всей проблематики поднято слишком много политического пропагандистского шума. Богатые американцы хотят построить себе дорогую и, по всей видимости, бесполезную игрушку. Наши дипломатия и пропаганда воспринимают это как некий армагеддон, как последнюю битву добра и зла. Явное несоответствие угрозы воображаемой и политической реакции.

Андрей Шарый:

Вероятнее всего, то, что происходит, все эти политические дебаты вокруг систем противоракетной обороны следует ставить в общий контекст не простых, в общем, отношений между Россией и Западом Россией и Соединенными Штатами. И вот в связи с этим вопрос, Андрей Андреевич, в какой степени, на ваш взгляд, России удается использовать Китай, китайскую карту, разыграть ее в этом контексте отношений, если мы говорим о системе противоракетной обороны, получилось ли у Путина это?

Андрей Пиантковский:

Считать нашей задачей, типа борьбы за мир, создать максимальные политические трудности для Соединенных Штатов в осуществлении их планов по развертыванию противоракетной обороны, то разыгрывание китайской карты это, конечно, очень удачное и перспективное направление. Я объясню почему. На мой взгляд, как эксперта в области ядерной стратегии, американская система ни коем образом не угрожает российскому потенциалу сдерживания. Он измеряется количеством порядка тысячи боеголовок, в то время как эта система может парировать удар, скажем, десятка боеголовок. Но что касается Китая, китайскому потенциалу сдерживания она угрожает очень серьезно. То есть как ни парадоксально, вот эта проблема российско-американского договора, который изначально был советско-американским, это скорее всего проблема между Соединенными Штатами и Китаем. Поэтому Китай очень болезненно относится к этим планам, тем более, что часть правых республиканцев, близких к кандидату в президенты Бушу, не скрывают, что они хотели бы видеть развитие этой системы достаточно перспективной именно с приданием ей антикитайского потенциала.

XS
SM
MD
LG