Ссылки для упрощенного доступа

"Разговор на тему будущего века. Разговор о том, как мы все будем жить"


Что хотел сказать российским депутатам Билл Клинтон?

Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют Директор Московского Бюро Радио Свобода Савик Шустер и корреспондент Радио Свобода в Москве Владимир Долин.

В конце программы Савик Шустер также делает важное сообщение о ситуации в Центральной Азии.

Петр Вайль:

Депутаты и гости Государственной Думы России оценили речь президента Клинтона в соответствии со своими партийными пристрастиями. Их мнения собрал Владимир Долин:

Владимир Долин:

Несмотря на дружественные аплодисменты, которыми депутаты вознаградили речь Билла Клинтона, оценки выступления президента США в кулуарах Думы носили совершенно полярный характер. Владимир Жириновский вообще заявил, что вовсе и не депутаты аплодировали:

Владимир Жириновский: Сидели чужие люди и хлопали ему, и Клинтон думает, что его приветствует Государственная Дума России, а она его вовсе не приветствовала.

Владимир Долин:

Сергей Иваненко из фракции "Яблоко", напротив, выступление Клинтона оценил высоко:

Сергей Иваненко: Он очень хорошо выступал, его внимательно слушали, были представлены лидеры всех фракций, политических сил, большинство депутатов.

Владимир Долин:

Лидер пропрезидентской фракции "Единство" Борис Грызлов в соответствии с провозглашенным его партией принципом центризма был предельно взвешен в оценках.

Борис Грызлов: Есть и положительные моменты, есть и отрицательные моменты. Тот тон, с которым выступал Клинтон - тон проповедника, явный тон человека с более превосходной степенью, во-первых, наверное, отвечает внутренней ситуации, которая есть в США, то есть ситуации предвыборной борьбы - он явно играл на возможного своего будущего преемника Гора...

Владимир Долин:

Лидер "Яблока" Григорий Явлинский считает, что речь Клинтона является программной для российско-американских отношений, независимо от того, кто победит на предстоящих в США президентских выборах:

Григорий Явлинский: По вопросам внешней политики расхождения в США между республиканцами и демократами носят больше предвыборный, чем содержательный характер, поэтому в основных своих принципиальных позициях то, что говорит сегодня уходящий американский президент - это в значительной степени будет иметь большое значение и роль и для будущей администрации, даже если это будет администрация республиканцев, а не демократов.

Владимир Долин:

Коммунист, губернатор Тульской области Василий Стародубцев не услышал в речи Клинтона того, что хотел, и поэтому выступлением американского президента остался недоволен:

Василий Стародубцев: Сегодня эта речь вызывает к меня чувство того, что с нами обращаются как с колонией, унижают нас, они пытаются еще раз нас унизить. Казуистика слов всяких, вот это все хорошо, во имя того-то и того-то. Во имя чего нас раздели, разули и ограбили? Это -главный вопрос, и на него не было ответа.

Владимир Долин:

Первый заместитель лидера фракции СПС Виктор Похмелкин так оценил значение первого в истории выступления президента США перед депутатами Думы:

Виктор Похмелкин: Важно то, что была отдана дань уважения России, понимания того, что без укрепления, развития и углубления российско-американских отношений невозможна стратегическая стабильность в мире и невозможно решение глобальных проблем, в частности, проблем борьбы с терроризмом, с организованной преступностью, с коррупцией, которые сегодня волнуют все человечество.

Владимир Долин:

Большинство депутатов положительно оценили стремление американского партнера к поиску компромисса в вопросе развертывания систем ПРО. Говорит Борис Грызлов:

Борис Грызлов: Положительно то, что и по результатам переговоров с Путиным, и в сегодняшнем выступлении прозвучала мысль, что национальная ПРО, о развертывании которой говорят уже несколько месяцев в США - эти вопросы должны обсуждаться и должен быть найден компромисс - это принципиальное важнейшее решение. Были сказаны в адрес Думы слова по поводу ратификации СНВ-2 и Договора ВЗЯИ. Сегодня позиция президента США говорит о том, что он прислушался к нашим высказываниям и будет искать компромисс.

Владимир Долин:

Но большинство фракций отвергло критические замечания Билла Клинтона по Чечне. Вот мнение Бориса Грызлова:

Борис Грызлов: Ситуация, которая была поднята по вопросу Косово и Чечни, явно резала слух нашим депутатам Во-первых, нельзя эти две кампании - нашу антитеррористическую операцию и, в общем-то, нападение на суверенное государство ставить на одни весы. И Клинтоном было упомянуто, что 800 тысяч жителей покинули свои места проживания, но почему-то он не упомянул, что 500 тысяч и русских и чеченцев покинули Чечню как раз до проведения антитеррористической операции и США не предполагали вмешиваться в эту ситуацию. Я считаю, что это очень неправильное сравнение, оно показывает, что все-таки не очень глубоко разбираются в нашей ситуации.

Владимир Долин:

Председатель Комитета по обороне генерал Андрей Николаев оценил высказывания Клинтона по чеченской проблеме по-военному кратко:

Андрей Николаев: Это - частное мнение одного гражданина США.

Владимир Долин:

Не выбивались из общего хора и оценки правых. Говорит Виктор Похмелкин:

Виктор Похмелкин: Я не могу согласиться в целом с подходом США к решению проблем Чечни. Да, защита прав человека - важная вещь, есть, конечно, необходимость корректировать нашу политику на Северном Кавказе, но вместе с тем нельзя не видеть того, что сама военная операция была вызвана серьезнейшими и тягчайшими терактами, и нельзя недооценивать этот факт, то, что все-таки в Чечне федеральным силам противостоят вооруженные преступники. Мне кажется, что этот фактор несколько недооценивается, и это, конечно, препятствует нормальному диалогу,

Владимир Долин:

И только депутаты от "Яблока" разделяют критические оценки Клинтоном действий российских властей в Чечне.

Сергей Иваненко: То, что говорил президент США - обоснованно. Позиция "Яблока" хорошо известна. Мы давно говорили о том, что необходимо искать пути политических переговоров и недопустимо превращать контртеррористическую операцию и войну с боевиками, которая, безусловно, необходима, в широкомасштабную войну против народа. В этом смысле я думаю, что это безусловно в наших интересах, а не в интересах США.

Владимир Долин:

Похоже, что каждый из депутатов услышал в речи Клинтона то, что хотел услышать. Многое из того, что важно и для России, и для Америки, депутаты услышать и понять не захотели.

Петр Вайль:

С 29 мая в группе журналистов, сопровождавших Билла Клинтона в его европейском турне, был наш специальный корреспондент, Директор Московского Бюро Радио Свобода Савик Шустер. Он присутствовал и при выступлении Билла Клинтона в Государственной Думе. Савик, ваши основные впечатления от речи президента Клинтона в Думе:

Савик Шустер: Петр, вы и все наши слушатели познакомились с мнением депутатов. Мои впечатления более положительные, чем отрицательные, о которых говорили депутаты, особенно, от фракции "Единство" и левее. Я скажу такую вещь: во-первых, я убежден, что если бы Владимир Путин приехал выступать в Конгресс США, а это в будущем не исключено, то, по крайней мере, телекомпания CNN показывала бы это в прямом эфире. То, что не было прямой трансляции из Государственной Думы первого в истории выступления президента США в Федеральном Собрании - главном законодательном органе Российской Федерации - меня это, честно говоря, удивило, потому что как-никак США сегодня являются лидером в очень многих - почти всех областях экономики и вообще развития гражданского общества. И услышать мнение президента США, который был у власти 8 лет и привел США к минимальному показателю безработицы, привел к социальному и финансовому благосостоянию, привел к определенному уровню в области образования и вообще - всех передовых технологий, которые сегодня разрабатываются и внедряются в США... Мне кажется, что каждому молодому человеку в России было бы интересно услышать, что думает Билл Клинтон.

Этого не было. Были какие-то выдержки, притом перевод, который был в зале, был очень быстрым и не всем депутатам не совсем понятный. К примеру, мы слышали критику в адрес слов президента Клинтона по Чечне. Нет, президент Клинтон не так говорил. Он говорил: "Есть разногласия. В частности, вы - россияне, критикуете нас за Косово, а мы вас критикуем за Чечню". С его точки зрения, это -две разные ситуации. И его точку зрения можно разделить. Он никого не поучал, и, что интересно, не говорил о Чечне много. Все в пресс-центре американской делегации ожидали, что он скажет больше и о Чечне, и в частности, о свободе слова. Нет, его главный, если можно так сказать, удар был сосредоточен на экономике. Он попытался сказать российской Государственной Думе и Совету Федерации, что он думает о нынешней ситуации в мировой экономике и о месте России в ней. Он был очень благожелателен, и сказал, что без России он не представляет себе экономику XXI века, но надо кое-что сделать. И здесь он был очень открыт и даже где-то резок.

Я понимаю, что выступление одного президента перед парламентом совсем другой страны - это всегда событие, событие неординарное и поэтому это событие воспринимается по-разному. На это можно смотреть не столько, как на политическое событие, а на это можно смотреть и как на философско-социальное событие. В этом смысле президент Клинтон, мне кажется, сказал очень правильные слова в адрес российских законодателей. Он сказал, что эпоха экономической помощи прошла и наступила эпоха инвестиций. Инвестиций в достаточно благоприятной ситуации в российской экономике, в том смысле, что высоки цены на нефть. Это, конечно, очень улучшило всю бюджетную ситуацию, и сегодня говорить о бездефицитном бюджете можно только, потому что высоки цены на нефть, но на это полагаться в долгосрочной перспективе нельзя. Все естественные материи, такие, как нефть, газ и так далее - они все когда-то заканчиваются. Не заканчивается человеческий потенциал. Вот этот человеческий потенциал надо высвободить. Он и создает экономику, предпринимательство.

В этом контексте президент Клинтон отметил некоторые вещи. Он сказал, что если стремиться к современной экономике, которая не зависит от цен на нефть или газ, а зависит от настоящего людского потенциала экономики, надо, во-первых, принять, чтобы сделать экономику современной,законы, которые будут защищать собственность. Это - очень широкая сфера - защита собственности. Экономика должна быть открытой, прозрачной и подотчетной не только чиновникам государства, но подотчетной мировой общественности в том смысле, что мировая общественность поддерживает те международные финансовые институты, которые потом выделяют кредиты, и это очень важный момент.

Далее: надо принять закон о налогах, которые позволит привлекать инвестиции. "Вот такая экономика, - сказал президента Клинтон, - держала бы российский капитал в России, сдерживала бы его утечку в зарубежные страны". Во-вторых, надо бороться с преступностью и коррупцией. Это надо делать серьезно. Иначе всегда все предприниматели - международные, иностранные, интернациональные, они всегда будут предпочитать более спокойные и безопасные места для своего капитала. Поэтому нужен очень сильный закон против "отмывания денег". Такой закон, который был бы на уровне международных стандартов. При таких обстоятельствах Россия может стать частью экономики XXI века.

"Пора думать о том, что надо входить в Международную Торговую Организацию", - сказал президент Клинтон. Там уже Китай, Бразилия, вся Европа, естественно США, там все проблемы решаются совместно. Нет двусторонних решений споров, которые всегда пагубные, потому что они длинные и ничем не заканчиваются. А для того, чтобы войти в эту организацию, как раз надо привести собственную экономику в соответствие с международными стандартами...

Это была очень сильная, поучительная, если хотите, речь, и в каком-то смысле она могла бы даже где-то казаться оскорбительной, в контексте "Чего вы нас учите. Мы и сами понимаем". Но не так сегодня в экономике обстоят дела. Если она глобальная, если ты обращаешься в МВФ, в Мировой Банк, если тебе нужны кредиты, то ты в самом деле должен играть в игру, в которую играют все, и правила одинаковы для всех. Вот что попытался сказать сегодня российским законодателям Билл Клинтон, и это больно, но правильно. А что касается самого тона, то мне кажется, что тон и манера были выбраны очень правильно, потому что несколько раз Билл Клинтон подчеркнул, что россиянам все это надо решать, что он только со стороны может что-то заметить, что-то посоветовать, исходя из своего опыта и опыта других стран, с которыми США в близких отношениях. Много раз он сказал, что двери открыты, что Россия будет решать, по какому пути она пойдет, и что никто никому ничего не навязывает. Это был такой свободный, спокойный, серьезный разговор на тему будущего века. Разговор о том, как мы все будем жить.

А еще я бы сказал, что есть одна новость, которая меня очень сильно обеспокоила. Она с южных границ бывшего СССР. Начинаются настоящие трения между Узбекистаном и Афганистаном, то есть между талибами и Узбекистаном, талибы говорят о бомбежках, о тех бомбежках, которых мы опасались после визита Владимира Путина в Узбекистан, а это та ситуация, которую прямо и не драматизируя можно назвать взрывоопасной. Не дай Бог, талибы не получат ответа от ООН, и на границе начнутся трения. Тогда мы в самом деле перед настоящей бедой.

XS
SM
MD
LG