Ссылки для упрощенного доступа

Результаты визита Билла Клинтона в Европу и Россию. Будущее Договора по ПРО будет решаться после президентских выборов в США


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с американским политологом Дэвидом Кремером.

Юрий Жигалкин:

На какие результаты надеялся президент США Клинтон накануне визита в Европу, и чего, как вы считаете, ему удалось достичь?

Дэвид Кремер:

Когда Борис Ельцин накануне Нового Года внезапно ушел в отставку, Белый Дом, я думаю, ощутил, что появилась возможность для быстрого улучшения двусторонних отношений, которые в прошлом году стабильно шли по ниспадающей - от одного кризиса к другому. Косово, история с отмыванием денег в "Банке Нью-Йорка", Чечня, поэтому, когда несколько месяцев назад дипломаты начали готовить встречу в верхах, американская сторона, судя по всему, питала надежду на то, что ей удастся подписать принципиальный договор в области разоружения. Наиболее вероятным казалось согласие России на пересмотр Договора по ПРО в обмен на более радикальное сокращение стратегических арсеналов двумя сторонами. Однако, однозначный отказ Москвы модифицировать Договор об ограничении систем ПРО, я думаю, положил конец всем надеждам на достижение серьезных соглашений. Договоры об уничтожении оружейного плутония и организации в Москве Центра слежения за запусками ракет - важные документы, но это - явно не то, на что, по большому счету, рассчитывала администрация.

Юрий Жигалкин:

В газете "Нью-Йорк Таймс" известный авторитетный американский публицист Уильям Сефайр пишет, что "Владимир Путин в известном смысле одержал верх в переговорах с Биллом Клинтоном, вынудив американского президента еще раз подтвердить, что будущее договоров о сокращении ядерных арсеналов неразрывно связано с соглашением о ПРО". Тем самым, по мнению Сефайра, Москва связала руки будущему американскому президенту, который теоретически мог бы и вовсе выйти из Договора по ПРО. Вы согласны с тем, что Путин добился на встрече большего, чем Клинтон?

Дэвид Кремер:

Это во многом зависит от того, кто станет будущим президентом. Если им станет Альберт Гор, то обещание Билла Клинтона может стоить многого. Если же на выборах побелит Джордж Буш-младший, то ситуация в области ядерного разоружения может в корне измениться. Джордж Буш недавно объявил, что он готов отказаться от выполнения Договора по ПРО и построить более обширную, чем предлагает Билл Клинтон, систему ПРО, и вкупе с этим радикально сократить американский ядерный арсенал. Единственное, что могло бы в какой-то мере помешать Бушу осуществить эти идеи - новое соглашение между Москвой и Вашингтоном, предусматривающее пересмотр Договора по ПРО. Но, как мы видим, это вряд ли произойдет, если судить по результатам саммита.

Юрий Жигалкин:

Судьба Договора по ПРО стала основной темой переговоров президента Клинтона в Европе. Причем близкие европейские союзники США, особенно - Германия, выразили беспокойство относительно американских планов создания ограниченной системы ПРО, Как вы считаете, насколько серьезны эти разногласия и сумеют ли союзники по НАТО их безболезненно преодолеть?

Дэвид Кремер:

Часть проблемы заключается в том, что вопрос создания ПРО не был в серьезной мере обсужден в США. Мы пока не пришли к единому или преобладающему мнению относительно того, что мы собираемся сооружать. Билл Клинтон, например, предлагает ограниченную систему, которая, по словам его критиков, слишком ограниченна. Более твердо этот вопрос будет решен после президентских выборов, и тогда можно будет говорить и об окончательной реакции союзников по НАТО.

XS
SM
MD
LG