Ссылки для упрощенного доступа

"Антресоли, с которых чуть более, чем из Москвы, будет видно, что происходит в каждом из регионов..."


Значение Указа президента России о создании 7 федеральных округов.

Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют: корреспонденты Радио Свобода: Владимир Долин, Артур Асафьев и Игорь Келин, и Николай Петров - заместитель председателя Научного Совета Московского Фонда Карнеги. Приводятся точки зрения писателя Александра Солженицына и президента Ингушетии Руслана Аушева.

Савик Шустер:

В субботу вечером внезапно мы узнали, что в России новое федеральной устройство - 7 административных округов, а не 89 субъектов федерации. Тем не менее, губернаторы и президенты национальных республик - все в один голос заговорили, что план прекрасный, или скажем так, почти все - подавляющее большинство. Мы собирали материалы, разговаривали с людьми на местах, и картина не такая уж простая. Тему начинает корреспондент Радио Свобода Владимир Долин.

Владимир Долин:

Первая реакция губернаторов на президентский указ была одобрительной. В автономных республиках власти не спешат с комментариями нового указа. Лишь президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что не видит в президентском указе угрозы своей власти. Зато оппозиция в национальных республиках указ Владимира Путина одобряет. Об этом материал нашего корреспондента из Башкирии Артура Асафьева.

Артур Асафьев:

В Башкирии по-прежнему не наблюдается какой-либо реакции местных властей на указ Владимира Путина о новом территориальном устройстве России, а также его письменные требования привести местное законодательство в соответствие с федеральным. Официальные органы власти республики, а также подвластная им пресса хранят молчание. Высшие руководители Башкирии не дают никаких интервью, а из пресс-службы отказываются комментировать происходящее. В целом поведение руководства Башкирии можно охарактеризовать как некоторое замешательство.

Полностью поддержали требования Владимира Путина татарские национальные организации, а также общественное объединение "Русь" и местное отделении объединения "Яблоко". Как считает видный оппозиционный политик Александр Аринин, письмо президента России местному парламенту стало демонстрацией решимости высшей власти страны исправить ненормальное положение в Башкирии. По мнению Аринина, в республике постоянно нарушаются основные права и свободы человека, федеральное законодательство и основной закон России. Федеральным законам и Конституции России противоречат, в частности, местные законы о трудоустройстве, о выборах, местном самоуправлении, средствах массовой информации, общественных объединениях, а также многие другие законодательные акты республики. Поэтому Государственное Собрание России обязано в кратчайшие сроки привести в соответствие с Конституцией России республиканскую Конституцию и все местные законы. В противном случае, как заявил Александр Аринин, судьба государственного собрания будет незавидной.

Владимир Долин:

Указ Владимира Путина одобряет и население национальных республик. О реакции на указ президента в Мордовии материал нашего корреспондента Игоря Келина.

Игорь Келин: Мордовская пресса, радио и телевидение пока никак не отреагировали на указ Владимира Путина. Как конфиденциально сообщил главный редактор одного из саранских еженедельников, без определенной команды сверху политическая сторона этого Указа в республиканских СМИ затрагиваться не будет. Так как руководители всех ветвей власти Мордовии находятся сейчас в Москве, чиновники рангом пониже команду эту не отдают. Лишь в одной газете - "Вечерний Саранск" должно 17 мая появится интервью Полномочного представителя Президента России в Мордовии Валентина Конакова. Политических оценок указа господин Конаков не дает, признаваясь, что сам документ он пока и в глаза не видел. По оценкам местных экспертов, институт представительства президента в Мордовии жестко встроен в систему государственной власти, и уже давно не способен осуществлять возложенные на него функции. Так что, любые изменения, даже персональные, будут только во благо. Оперативнее всех на указ Путина отреагировали местные коммунисты, которые уже 15 мая провели собрание и объявили, по словам руководителя Саранского горкома КПРФ Валентины Люкзаевой, что поддерживают президента России.

Валентина Люкзаева:

Президент наш на правильном пути. Может быть, все-таки удастся ограничить "удельных князьков" в некоторых регионах, как например в Казани, в Башкирии, а также и у нас, например, в Мордовии.

Игорь Келин:

Не только коммунисты Саранска, но и большинство опрошенных жителей столицы Мордовии одобряют действия Владимира Путина.

Жительница:

Я считаю, что как правильный - меньше будет бюрократии и самоуправства местных властей.

Житель:

Это - шаг в правильном направлении: пора местных "феодалов" приводить под вертикаль власти - в этом нет сомнения.

Жительница:

Я считаю этот указ правильным, потому как надо следить и отслеживать работу местных органов и, слава Богу, что этот человек будет не местного значения, а живущий за пределами Мордовии, и к Мордовии - ее властям, отношения не имеющий.

Игорь Келин:

Такое единодушие, возможно, является показателем протестных, по отношению к республиканским властям, настроений жителей Саранска. Они начинают противопоставлять местное руководство так называемой "путинской команде! федерального центра.

Владимир Долин:

А вот президент Ингушетии Руслан Аушев, в отличие от своих коллег по Совету Федерации, осторожничать не стал. В президентском указе он видит угрозу российскому федерализму.

Руслан Аушев:

Некоторые недооценивают: я слушал даже многоуважаемого мной Шаймиева: ну, такой опытный политик не понимает, что это -поправки к Конституции, которые изменят строительство России... Будет семь округов - такая хронология... сейчас обозначили, какая будет Россия в будущем... внесут несколько поправок к Конституции... Ответственность губернаторов и президентов за нарушения Конституции - что такое "нарушение Конституции"? Не так посмотрел - нарушение прав человека - все нарушает Конституцию. Потом кого испугает, кто сам испугается, кто просто не захочет связываться... Скажут, изменяйте Конституцию. Семь округов, семь генерал-губернаторов - так и будет.

Владимир Долин:

Писатель Александр Солженицын, отвечая на вопрос корреспондента Радио Свобода, выразил надежду, что введение федеральных округов спасет Россию от распада.

Александр Солженицын:

Этот закон еще себя четко не проявил. Неясно многое в нем, пока, чтобы судить о нем, надо знать подробности - является ли это заменой представителей президента в каждой губернии, которые из руки президента превратились, в общем-то, в "пешку при губернаторе". Является ли это заменой или не заменой? Может быть, это - способ заменить их какими-то генерал-губернаторами, которые не будут зависеть и от губернаторов.

Я думаю, что, в лучшем случае, этот указ может послужить преодолению прямо идущего распада России. В Башкирской республике даже не упомянуто, что она член России. Нет такого пункта, что она - член Российской Федерации. А в Якутии и еще где-то, что они имеют право иметь свою армию и своего главнокомандующего. А Татария больше всех получила - она имеет заграничные связи и все, что угодно... Понимаете, распад идет, вот, что страшно. Когда республики получили столько прав, а остальные русские области в отчаянии стали объявлять себя тоже республиками. Вот: Приморская республика, Уральская республика, еще какая-то - республики образовались, потому что ну, как-нибудь, то есть, мы только как республики можем существовать, что нам остается - давайте будем тоже республиками. Значит, этот указ, очень может быть, и послужит скреплению России, хотя пока о нем слишком мало известно.

Владимир Долин:

Хотя, пожалуй, никому, кроме самого президента, неясно, как будет осуществляться его указ, очевидно, что конфигурация власти в России приобретает новые, более жесткие очертания.

Савик Шустер:

Со мной в студии Николай Петров, заместитель председателя Научного Совета Московского Фонда Карнеги, специалист по регионам. Николай, мы, в основном, слышим мнения национальных образований. Но что характерно, что "пока нет сигнала сверху, все молчат, потому что не знают, как интерпретировать". А то, что произошло, можно интерпретировать так, как это делает Александр Солженицын, что это - шаг на правильном пути, или так, как это делает Руслан Аушев - что это - путь к изменению российской Конституции и отмене многих прав, которые были у субъектов.

Николай Петров:

Мне кажется, что речь идет скорее о совершенствовании федеральной исполнительной власти, причем скорее о контрольных функциях, а не о перспективах изменения административно-территориального устройства, и единственное, что может настораживать в новых федеральных округах - это то, что они действительно совпадают с округами Внутренних Войск. Но в рамках той военной реформы, что идет, уже относительно приведены в соответствие округа Министерства Обороны, пограничные округа, округа Внутренних Войск и речь идет скорее о том, что вместо целого ряда ведомственных федеральных округов мы получаем более-менее единую сетку федеральных округов. Но, мне кажется, было бы слишком рано и поспешно оценивать то, что сделано, как реальную угрозу измены территориально-государственного устройства страны.

Савик Шустер:

А вот то обстоятельство, что, как мы слышали в материале Владимира Долина, что к собственным властям уже такое недоверие - феодалы" и так далее. Я думаю, что Мордовия не единственный пример - во многих регионах существует недоверие к местным людям и большее доверие, как бы, к "людям со стороны", которые назначаются Москвой, и будут более объективные, и более честные, но тут большой риск - разочаровывать людей еще раз?

Николай Петров:

Я думаю, что сейчас, чем больше надежд такого рода будет связано с этими пока бюрократическими изменениями, тем больше риск разочарования, потому что, пока, что происходит: не вводится некий новый этаж государственного устройства, а в огромной группе регионов назначается человек, который будет следит, наблюдать за развитием ситуации там. 1/7 страны - такой гигантской страны как Россия - по масштабам это почти то же самое, что и вся страна, и проблема, как была, так и останется. Проблема заключается в том, что внутри той же самой Мордовии наблюдать и контролировать и требовать соблюдения федерального законодательства и всех остальных правовых актов будет тот же самый человек, что занимается этим и сейчас, но просто общаться он будет не напрямую с администрацией президента, а через уполномоченного, который допустим будет курировать 30 регионов. То есть, в принципиальном плане мало что меняется. Центр как был, так и остается в очень сложной ситуации, когда можно усиливать и совершенствовать институт представителя президента. Но политическая ситуация в регионах такова, что подобрать фигуры, которые были бы влиятельны и не входили бы при этом в команду губернатора, практически невозможно.

Савик Шустер:

Вы сказали: человек контролирует 1/7 территории России. Это - огромная власть, и если в будущем эти 7 человек будут обладать огромной властью, я понимаю, что утрирую, но не могут ли они, скажем, создать коалицию против того же президента

Николай Петров:

Я думаю, что на деле в реальном укрупнении субъектов центр действительно был бы не заинтересован, потому что риск сепаратизма в случае, если мы имеем дело с гигантским самодостаточным регионом неизмеримо возрастет по сравнению с тем, что Россия наблюдала в начале 90-х годов. Но пока речь не идет о возникновении таких гигантских субъектов Федерации. Едва ли, даже если бы администрация президента желала этого, это может быть сделано. Речь сейчас идет просто о создании неких инструментов контроля и даже не дополнительного этажа государственного устройства, а скорее - антресолей, с которых чуть более, чем из Москвы, будет видно, что происходит в каждом из регионов.

XS
SM
MD
LG