Ссылки для упрощенного доступа

Национальная ПРО стала в США предметом разногласий между демократами и республиканцами


Ведущий программы "Liberty Live" Владимир Бабурин:

Продолжается визит в Вашингтон министра иностранных дел России Игоря Иванова, посвященный почти полностью вопросам стратегической безопасности. На нынешнем этапе международная стабильность, по мнению российской стороны, прежде всего, зависит от того, примут ли Соединенные Штаты решение создать свою собственную систему противоракетной обороны. О ходе переговоров сообщает наш корреспондент в Вашингтоне Ирина Лагунина.

Ирина Лагунина:

Официальные лица в Госдепартаменте США отмечают, что за время визита российская сторона явно показала желание расширить диалог по проблемам противоракетной обороны, но сдвига в вопросе о создании американской национальной системы противоракетной обороны так и не произошло. Российский министр отстаивает единственную позицию России:

Игорь Иванов:

Либо Вашингтон пойдет на сохранение Договора по ПРО 1972-го года, либо возобладает линия в пользу реализации США планов развертывания национальной системы ПРО, что неминуемо повлекло бы за собой подрыв всей архитектуры в области разоружения, которую наши страны строили на протяжении последних 30 лет.

Ирина Лагунина:

На данном этапе контр-предложения России рассматриваются как интересные, но мало связанные с проектом создания национальной системы ПРО США. Россия предлагает вместо этого плана расширить уже имеющуюся систему контроля над распространением ракетных технологий и работать над системами ПРО нестратегического характера. Договор по ПРО 1972-го года основан на том, что стратегическая безопасность достигается не только путем паритетного сокращения количества ядерных боеголовок, но и благодаря тому, что системы защиты от ракет с обеих сторон ограничены. По американо-российскому протоколу 1997-го года, в дополнение к договору 1972-го года - системы противоракетной обороны делятся на две категории, и российская сторона утверждает, что нестратегические противоракетные системы могут засечь ракету на ранней стадии траектории и уничтожить ее в атмосфере. В Соединенных Штатах считают, однако, что это не обеспечивает безопасность страны от таких непредсказуемых государств, как Северная Корея или Иран.

Пока представители дипломатических ведомств с обеих сторон заявляют о том, что готовы испробовать все возможные пути, чтобы выйти из тупика, последнее, третье испытание системы в Соединенных Штатах было отложено с весны на июнь. После этого система должна получить одобрение Белого Дома, а к ее созданию можно будет приступить осенью. Предполагается, что сначала будет построен радар на Аляске. Однако уже сейчас национальная противоракетная система стала предметом разногласий между демократами и республиканцами. Президент Клинтон пытается заключить с Россией договор об ограниченной национальной системе, в то время как республиканцы предлагают создать полноценную систему ПРО. Сенатор-республиканец Джесси Хелмс уже заявил, что его Комитет по международным делам не пропустит любой договор, какой бы Клинтон ни подписал с Москвой. Мысль о том, что Соединенные Штаты будут делать то, что отвечает их представлениям о собственной безопасности, высказал на встрече с министром Ивановым и кандидат в президенты республиканец Джордж Буш-младший.

XS
SM
MD
LG