Ссылки для упрощенного доступа

Россия, возможно, сможет найти удовлетворение в том, что Вашингтон, истратив десятки миллиардов на ПРО, ничего не добьется


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин:

В последнее время Россия ведет громкую кампанию за сохранение Договора по ПРО в неприкосновенности, не обращая внимания на тот факт, что в США уже воспринимается данность необходимость сооружения ограниченной системы защиты от МБР. Как вы считаете, способны ли стороны в такой ситуации найти общий язык?

Маршалл Голдман:

Это - тяжелая задача, хотя вероятность компромисса, видимо, сохраняется. В Вашингтоне ходят устойчивые слухи о том, что Россия может согласиться на видоизменение Договора по ПРО, с тем, чтобы в обмен на это США согласились с предложением Москвы о радикальном сокращении стратегических ядерных сил - до полутора тысяч боеголовок с каждой стороны. Сейчас Вашингтон намеревается сохранить 2 - 2,5 тысячи боеголовок. Такой обмен уступками теоретически возможен, хотя препятствия на пути такого соглашения огромны. Консервативные силы с обеих сторон не хотят поступаться ничем.

Российский военно-политический истеблишмент говорит о развале всей системы международных договоров в случае изменения Договора о ПРО. С американской стороны один из самых влиятельных законодателей - председатель Комитета Сената по международным отношениям Джесси Хелмс, пообещал заблокировать любые попытки Белого Дома договориться с Кремлем, говоря, что это должен делать будущий президент. Хелмс не верит в то, что правительство Клинтона способно отстоять интересы США в этом вопросе. Так что, если Кремль и Белый Дом действительно хотят найти сейчас компромисс, то им приходится продвигаться так сказать по "заминированному полю".

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, насколько, что называется, оправданы попытки России добиться сохранения Договора о ПРО, невзирая на то, что для американских политиков вопрос об этом уже не стоит: большинство из них согласны с тем, что какая-то противоракетная защита необходима.

Маршалл Голдман:

Я думаю, что самым мудрым со стороны Росси шагом было бы согласие на наиболее выгодный для нее компромисс. Не надо забывать, что США предлагают России участие в совместных оборонительных программах. Она фактически ничего не теряет и фактически, наверное, сможет даже в большей степени обезопасить себя. Мало того, не исключено, что технически эта идея неосуществима, и Россия, возможно, сможет найти удовлетворение в том факте, что ей не придется тратить самой деньги на эту программу, а Вашингтон, истратив десятки миллиардов, ничего не добьется.

XS
SM
MD
LG