Ссылки для упрощенного доступа

Голливудский композитор Дмитрий Темкин




Эту песню "зеленые листья лета" я впервые услышала в Ленинграде в 60-х. Хотя песня была абсолютно американской и по духу и по мелодии, она каким-то образом взывала к нам, к нашему острому ощущению молодости, к нашему острому чувству обделенности. "Как хорошо быть молодым, - поется там, - и жить близко к земле, и стоять рядом с женой в момент рождения ребенка". Только приехав в Америку, я с удивлением узнала, что мелодию этой песни написал человек по имени Дмитрий Темкин - петербургский концертный пианист, любимый ученик Глазунова, который в 1921 году, 18-летним мальчиком, вырвался, не без помощи Глазунова, из Гатчинской большевистской тюрьмы и сбежал на Запад. В нашей передаче участвует музыковед, профессор университета Оклахомы Кеннет Фьюкс.

Кеннет Фьюкс: Я думаю, что все композиторы эмигранты - Темкин, Берлин, Роджерс и даже Гершвин - при всей их разности имели что-то общее. Какая-то пронзительность была в их музыке. Я не знаю, было ли это качество русское, или еврейское, или вообще эмигрантское, но в их музыке звенела слеза, искренняя слеза. Я всегда с особым чувством отношусь к этим людям, которые приехали из Германии, из Польши, из России, и создали, буквально создали, американское песенное искусство. Темкин в 20-30 годах принес этот же сорт чувствительности в музыку кино. И заложил ту основу, на которой потом строили свое искусство все американские композиторы, писавшие для кино.

Марина Ефимова: Эта музыка написана Темкиным в фильму 1956 года "Дружеское увещевание" режиссера Уайлера о пацифистах-квакерах, захваченных врасплох гражданской войной. Дмитрий Темкин стал композитором случайно. Его жена, балетмейстер Альбертина Раш привезла его с собой в Голливуд, где безвестный продюсер попросил его написать музыку к безвестному фильму "Воскресенье" по роману Толстого. После этого первого опыта Темкин написал или аранжировал музыку к 140 голливудским фильмам, включая "Большой вальс", "Познакомьтесь с Джоном Доу", "Эта чудесная жизнь", "Пушки острова Наварона". Три фильма Хичкока, два десятка документальных фильмов военного времени, включая фильм "Битва за Россию", а главное, он написал музыку к большинству знаменитых голливудских вестернов: "Аламо", "Красная река", "Рио Браво", "Дуэль на солнце" и "Полдень". С американской музыкой Темкин познакомился также случайно, как мы с его собственной. И тоже в Петербурге. Граф Шереметев, в доме которого иногда играл Темкин, обожал и популяризировал в России марши Джона Сузы. Более того, у графа была черная возлюбленная мисс Руби, приехавшая в Россию на гастроли с группой негритянских менестрелей. Она познакомила молодого пианиста с синкопированием, с джазом и с музыкой Гершвина, в которую Темкин немедленно влюбился.

Кеннет Фьюкс: Надо помнить, что он начал как концертирующий пианист. Знаете, что это он впервые представил Европе Гершвина, сыграв его рапсодию в стиле блюза в 1928 году. Темкин и в Америке выступал как пианист много-много лет. Как композитор он сформировался и создал свой стиль только когда ему было далеко за 40.

Марина Ефимова: Еще удивительнее, что когда он начал писать музыку, в ней не было ничего от джаза. Один из примеров зрелого Темкина - его музыка к драме 1960 года "Непрощенные" режиссера Джона Хьюстона, в которой американская семья на среднем Западе отказывается принять в невестки женщину с индейской кровью. Такой музыкальный стиль, неожиданный для поклонника джаза, объясняется скорее всего тем, что второй после Гершвина любовью Темкина в Америке стал американский музыкальный фольклор. В этом повлиял на композитора его друг, кинорежиссер Фрэнк Капра, тоже эмигрант, автор культовых фильмов "Эта чудесная жизнь" и "Мистер Смит едет в Вашингтон". В автобиографии Темкин пишет:

Диктор: Фрэнк познакомил меня со старой музыкой. С песнями Аппалачских гор, гимнами Новой Англии, ковбойскими песнями, песнями рабов с хлопковых плантаций и балладами рабочих, строивших первые железные дороги. Я нашел настоящие перлы в коллекции Карла Санберга, забытые мелодии с берегов Миссисипи и старинные хоровые песни дровосеков и матросов. Это был долгий путь от петербургской Консерватории в поисках своего стиля. Теперь я его нашел. Моя музыка - это музыка в традиционном американском духе.

Марина Ефимова: Эта музыка написана в 1952 году к знаменитому фильму режиссера Карла Формана "Полдень", в котором шериф маленького городка Гарри Купер остается один на один с четырьмя бандитами, потому что каждый житель этого городка находит какой-нибудь предлог не помогать ему. Эта мелодия заработала автору сразу двух Оскаров за музыку к фильму и за песню, и до сих пор считается образцом музыкального оформления в кино. Осталось ли в творчестве Темкина что-нибудь от русской или украинской музыки? Вот, что говорит об этом музыковед, профессор Северо-восточного университета в Бостоне и автор книги о российских композиторах в Голливуде Харла Робинсон.

Харла Робинсон: Я думаю, он перенял от русских композиторов их технику и их принципы композиции. Например, почти все русские композиторы использовали мотивы народных песен в своих вещах. Русская классическая музыка ведь очень молода, по сравнению с европейской. И поэтому она гораздо ближе к фольклору. От русских классиков, я думаю, Темкин и научился обыгрывать и обогащать мелодию. Но, при этом, особенно удивительно, до какой степени по-американски звучат эти его мелодии. Смешно, что знаменитый дух американского Дальнего Запада создал в американском кино российский композитор. А именно, Дмитрий Темкин. Этим он больше всего и знаменит. Он написал музыку к популярнейшим фильмам "Высокий и могучий" с Джоном Уэйном, "Дуэль на солнце", "Красная река", "Алома", "Гигант" с Элизабет Тейлор и Роком Хадсоном, к фильму "Перестрелка у кораля окей" с Бертом Ланкастером и Керком Дугласом и ко многим другим. А также, можно сказать, к культовому фильму Карла Формана "Полдень" - 50-летие фильма сейчас отмечают. Он влюбился в дикий Запад, в сам этот феномен. Может быть, американский Запад напоминал ему Россию? Ведь и наш фронтир, и Россия были тогда на краю европейской цивилизации? Да и внешне Дальний Запад похож на Россию, на Сибирь своими просторами, безлюдьем, огромными реками. Может быть, именно поэтому он так понимал эстетику американского Запада?

Марина Ефимова: Музыка, которую вы сейчас слышали к фильму 54 года "Высокий и могучий" с Джоном Уэйном в главной роли, заслужила премию Оскара. На церемонии вручения наград Темкин, как и все, произнес речь, неожиданно ставшую знаменитой. Он описывает ее в автобиографии.

Диктор: Дело в том, что над кинокомпозиторами всегда исподтишка посмеивались за то, что они компилируют свою музыку, а деньги за нее получают, как за оригинальную. Забыв про это обстоятельство, я в той части короткой речи, где принято благодарить коллег и родных сказал, что я благодарю Бетховена, Равеля, Чайковского. На этом месте моя речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить мне не удалось. Потом я понял, что хохотала вся страна. Через много лет люди говорили мне: "Я видел вас по телевизору в 55-м, когда вручали Оскаров. Вот это была шутка, так шутка. Я за всю мою жизнь так не смеялся". Некоторые коллеги перестали со мной разговаривать.

Марина Ефимова: Голливудские композиторы не могли простить Темкину и гораздо более важные вещи. Он стал пионером нового подхода к музыкальному оформлению фильмов. Об этом профессор Харла Робинсон.

Харла Робинсон: Его композиции к фильмам очень просты. Это обычно вариации на тему одной мелодии, которая становится то эпической, то веселой, то любовной, то трагической. Посмотрите, как он использует в "Полдне" единственную мелодию, повторяя ее снова и снова.

Марина Ефимова: В фильме это особенно впечатляет в те последние минуты, когда весь город ждет 12 часового поезда, на котором должен приехать убийца.

Харла Робинсон: В 50-60 годах это было не принято. Вообще, многие европейские композиторы не могли или не хотели упрощать свои композиции ради кино. У Темкина с этим не было проблем, хотя он был концертный пианист и прекрасный оркестровщик. В отличие от многих других композиторов, Темкин не принимал себя слишком всерьез. У него было чудное чувство юмора. Вы читали его автобиографию? Это очень смешная книга.

Марина Ефимова: Однако и не без горечи.

Диктор: В Голливуде вы не произведете хорошее впечатление, если дешево стоите. И я уже играю в их игры. Говорю, что пишу только за большие деньги. Что бы сказали об этом мои учителя Глазунов и Бузони? Когда я думаю о них, я чувствую укол моей артистической совести. Где те идеалы музыки, которым меня учили? Ее высокие цели? Может, я предал их?

Марина Ефимова: Многие критики считают, что Дмитрий Темкин недооценивал свои музыкальные создания для кино. Ведь он был 21 раз номинирован на Оскара и 4 раза заработал эту награду. И критики приводят в пример симфоническую музыку к фильму "Старик и море", тоже заслужившую Оскара, или замечательные симфонические пассажи в фильме "Пушки острова Наварона". Или хоры из фильма "Гигант". В 1971 году Дмитрий Темкин закончил свою композиторскую деятельность так же неожиданно, как и начал. Его биограф

Кристофер Палмер пишет.

Диктор: Его жена Альбертина Раш умерла в 1967 году, и Темкин почувствовал, что пора уезжать. Он поселился в Лондоне в тихом районе, женился на молодой прелестной англичанке Оливии Печ, вел жизнь европейского интеллектуала, а по утрам со страстью играл на рояле. И казалось, что 50 лет его жизни, Америка, Калифорния, дикий Запад, все это было лишь одной из тех грандиозных мистификаций, которые так мастерски создает фабрика снов.

ЕВРОПА ДЛЯ ГРАЖДАН

XS
SM
MD
LG