Ссылки для упрощенного доступа

"Олимпийская-прощальная"


Во вторник, после долгого праздничного перерыва, наконец, вышли все российские газеты. Понятно, что они тут же дружно навалились анализировать итоги Олимпиады. Анализировали по трем пунктам: считали медали, ругали Америку, президента МОК Жака Рогга и российских спортивных чиновников. Самый большой разнобой, как ни странно, приключился при подсчете медалей.

"На этот раз наши олимпийцы привезли медалей еще меньше, чем с Олимпиады в Нагане - 15, - пишет газета "Время новостей", - причем, количество наград высшего достоинства особенно сократилось: шесть золотых, шесть серебряных и четыре бронзовые".

Обратите внимание, что "Время новостей", сложив 6, 6 и 4, получает 15. А вот "Московский комсомолец", сложив 6, 6 и 4, получил 17 медалей! И выставил российскую сборную на 4-е место в командном зачете.

По "Комсомольской правде" у российской сборной тоже 17 медалей - сложили правильно неправильное количество медалей. На обложке "Комсомолка" уверенно пишет:

"Несмотря на беспрецедентное давление, наши спортсмены выиграли 6 золотых, 7 серебряных и 4 бронзовые медали".

Словом, добавляет сборной одно "серебро". Соответственно - 4-е место в командном зачете.

"Московские новости" и "Коммерсант", верно сложив 6, 6 и 4, получают 16 медалей и четвертое место в командном зачете. "Известия" тоже складывают правильно, но выставляют российскую сборную с ее 16 медалями на пятое место, вслед за Канадой.

Сколько газет - столько мест и медалей. Столько же и мнений. К примеру - на предмет качества выступлений российских спортсменов. "Комсомольская правда" винит предвзятых судей:

"Ольга Королева, лидировавшая после первой попытки в акробатике, оказалась в итоге четвертой, хотя вполне заслужила, как минимум, третье места".

Газета "Время новостей" не согласна:

"Четвертое место в воздушной акробатике Ольги Королевой в большей степени определили не судейские козни, а низкий коэффициент сложности ее прыжка".

И все-таки - не судьи главные обвиняемые в неудачах российской сборной. На первом месте - Соединенные Штаты Америки. Первое место им, к примеру, отдает газета "Известия", публикуя на первой полосе статью под названием "О, спорт, ты - война".

"Желая возвысить своих обывателей, рядовых американцев, переживающих высокую трагедию 11 сентября, Америка обидела рядовых обывателей - таких же простых граждан - во многих других странах мира, которые могли бы стать ее искренними союзниками. Обыватель - это инстинкт, эмоция, душевный порыв. Обывателю не объяснишь, что лыжница Лазутина и лыжница Данилова действительно принимали какую-то гадость под названием дарбопоэтин и что за это их нужно лишать медали. Тем более не объяснишь, чем фигуристка Ирина Слуцкая из России была хуже Сары Хьюз из Америки. Если соперник не сдавался, его следовало уничтожить - словом, судейством или допингом. Как получится. В патриотическом раже Америка очень сильно настроила против себя миллионы, сотни миллионов обывателей. Спорт опять стал ареной войны. Америка... провела варварские игры. Маленькая победоносная Олимпиада закончилась чистой победой варварства и безответственности".

Один вопрос возник после прочтения этого текста: почему российскому обывателю не объяснишь, что российские спортсменки принимают допинг? Другие газеты спокойно объясняли. Впрочем, надо отдать должное печатной российской прессе - она, в отличие от государственных телевизионных каналов, предоставила свои страницы для самых разных мнений. В том же номере "Известий" публикуется материал другого штатного автора, который предполагает: пафосные рассуждения спортивных чиновников об антироссийском заговоре - всего лишь "трюк неловкого фокусника, желающего разговорами на эту тему скрыть подлинные причины наших неудач в Солт-Лейк-Сити".

Или вот - "Время новостей". В одной заметке пишет:

"Некоторые обозреватели сравнивают атмосферу вокруг соревнований в Солт-Лейк-Сити с временами "холодной войны". Некорректное сравнение. Никогда во времена существования СССР не было столь массовых и демонстративных выходок по отношению не только к советским, но и к другим участникам Олимпиады из так называемого Восточного блока".

В чем конкретно обвиняет автор "Времени новостей" американцев?

"Американская полиция могла и должна была предупредить появление антироссийских лозунгов и плакатов, которые несли болельщики на хоккейный матч "Россия - США".

Но - не предупредила. Из этого эпизода автор делает еще один вывод:

Пережив растерянность перед собственной уязвимостью, Америка после успешной операции в Афганистане перешла в состояние некоего воинственного нарциссизма, любования собственной силой, требуя возгласов "Слава Цезарю!"

И на этой же странице, корреспондент "Времени новостей", лично побывавшей в Солт-Лейк-Сити, написал:

"Сами американцы были предельно корректны и улыбчивы. О каких-либо агрессивных проявлениях с их стороны слышать не приходилось".

Мнение "Независимой газеты":

"Та "цепь случайностей", в которую постоянно попадали наши олимпийцы, говорит о том, что их иностранные конкуренты - и, прежде всего, США - окончательно перестали считать Россию политически сильным соперником. И такая далекая на первый взгляд от политики область, как спорт, максимально ярко высветила пренебрежительное отношение к нашей стране".

И в этот же день - Игорь Коц в "Комсомольской правде":

"А еще было стыдно видеть, как ловко и привычно наши спортчиновники переводят стрелки за проваленную Олимпиаду на злого дядюшку Сэма. Словно это он толкал под руку на стрельбище биатлонистов Куклеву и Ростовцева, когда они мазали на решающих этапах эстафет. Словно он натирал наждачкой лыжи прыгунам с трамплина. И - сыпал песок на лед перед американскими конькобежцами".

Кстати, досталось не только дядюшке Сэму, но и его прессе. Причем, не только от чиновников, но и от журналистов. Практически хором отругали ее "Московские новости" и "Известия" - за одно и то же. Василий Аксенов пишет в "Московских новостях":

"Вот еще несколько примеров активности здешней, как принято считать, независимой и сбалансированной прессы во время прошедшей Олимпиады. После соревнований фигуристов-мужчин в одиночном разряде, в котором первые места заняли русские Ягудин и Плющенко, газета "Вашингтон пост" вышла с большим портретом фигуриста на первой полосе. Это был не Ягудин, и не Плющенко, а американец Гебл, занявший третье место".

Газета "Известия":

"Когда американец или американка занимали третье место, американские газеты писали только о бронзовом призере, и ни слова - о золотом и серебряном".

К слову сказать, похожая ситуация наблюдалась в российской прессе, в первые дни олимпиады, когда в биатлонных гонках наши женщины остались без медалей, Виктор Майгуров получил "бронзу". Кто победил в этих гонках - из газетных репортажей понять было решительно невозможно, в газетах стояли снимки исключительно Майгурова, а фамилии иностранных победителей можно было обнаружить только в статистических таблицах. Знаменитая российская спортсменка, а ныне тележурналист Анна Дмитриева сказала по этому поводу "Московскому комсомольцу":

"Тенденциозное освещение игр - это совершенно нормально. Национальный интерес во время Олимпиады входит в правила игры".

Но продолжим цитировать Василия Аксенова в "Московских новостях".

"Та же газета "Вашингтон пост" в секции редакционных заметок напечатала карикатуру. Под заголовком "Парное катание" был изображен фигурист с надписью "Россия" на спине. Над ним, словно бы подброшенный им в воздух, висел череп с надписью "Чечня" на лбу. Экая гнусность!"

В газете "Известия" на первой полосе тоже напечатали карикатуру. Небоскреб, на котором нарисованы олимпийские кольца, прорезает самолет, на котором написано: "Солт-Лейк-Сити Геймс". Это, видимо, гнусностью не считается.

Я хотела бы сейчас предоставить слово американскому журналисту, который работает в Москве. Это Томас Бонифилд, шеф московского бюро телекомпании NBC. Я спросила: как, на его взгляд, освещала Олимпийские игры российская пресса? Любопытно, что Томас в адрес российской прессы произнес примерно те же слова, что российские журналисты произносили в адрес своих коллег из Америки.

Томас Бонифилд:

Я, честно говоря, немножко удивился сначала, как освещались Олимпийские игры здесь, в том плане, что и в прессе и по телевидению был всплеск ура-патриотизма. В принципе, это можно понять. Во время Олимпиады каждый может позволить себе немножко увлечься патриотизмом. Но я был поражен тем, что после дисквалификации эстафетной команды российских лыжниц, освещение, мне здесь казалось, было на грани (или за гранью) истерики. Я удивился, как это все освещалось здесь, мне казалось, что мы возвращаемся к временам "холодной" войны. И это было особенно странно для меня как американца, потому что все это превращалось в какой-то конфликт между Россией и Америкой. Хотя во всех этих событиях Америка, в принципе, не принимала серьезного участия. Смотрите: сначала были канадцы по фигурному катанию в паре, потом с этими лыжницами - не было здесь никаких американцев, ни среди судей, ни среди тех, кто принимал анализы по допингу, ни тех, кто принимал решение о дисквалификации. Единственный американский момент был, когда ваша фигуристка Слуцкая выиграла серебро, а не золото. Но оттенок освещения в прессе этих событий, мне казалось, был такой, что как будто есть какой-то американский сговор против России. Хотя я, честно говоря, следя за развитием событий здесь, сам не наблюдал такого. Я, честно говоря, удивился, как это все было сделано. Кстати, я недавно говорил с высокопоставленным западным дипломатом, который сказал, что ему было страшно от того, как пресса в России разжигала страсти у народа - как будто западный мир вообще и Америка в частности идет против России.

Елена Рыковцева:

Персональная тема.

В связи с событиями на Олимпиаде, на первый план в газетах снова вышли российско-американские отношения. И теперь все нюансы этих отношений преломляются через события на Олимпиаде. Например, газета "Известия" предваряет одну из заметок так:

"Россия получила возможность одним махом расквитаться с США и за допинговый скандал на Олимпиаде, и за плохое отношение к российским сталеварам. Минсельхоз, как никогда, близок к запрету импорта из США окорочков - одного из основных экспортных товаров американцев".

Сегодня гость студии радио "Свобода" - редактор международного отдела газеты "Московские новости" Дмитрий Бабич.

- Дмитрий, некоторые российские газеты предположили, что в ходе Олимпиады американская пресса развязала новую холодную войну.

Только что американский журналист в нашем эфире сделал подобный упрек в адрес российской прессы. Вы - на чьей стороне?

Дмитрий Бабич:

Я думаю, что требовать какой-то абсолютной объективности, когда речь идет о спорте невозможно ни от кого. Еще перед Олимпиадой я читал немецкий журнал "Шпигель", там они без особых симпатий писали об американских спортсменах. Что и понятно, потому что если мы посмотрим по количеству медалей, главные соперники США на Зимних играх - это были Норвегия и Германия, Россия стояла на третьем плане. Поэтому если говорить о том, кто был не прав, то тут как бы пропорции разные. Мы не так много выиграли медалей, чтобы американская пресса сильно на нас нападала. В этом плане намного более серьезным соперником была Германия или Норвегия. Но вот в том же "Шпигеле" они, например, писали про американскую фигуристку Сару Хьюз и довольно точно, хотя и иронично, предсказали ей победу, потому что журнал "Тайм" поместил ее на обложке со словами "Это - наш будущий чемпион!". И весь город в Коннектикуте, где она живет, он просто жил этим. Мэр сопровождал ее на все тренировки, и город его за это не осуждал, потому что и мэр говорил, и горожане говорили, что это наш - первый и, наверное, последний шанс войти в историю.

Елена Рыковцева:

То есть, если бы она получила серебро, то повторилась бы история, аналогичная истории с канадскими фигуристами?

Дмитрий Бабич:

В какой-то степени. Все мы - люди, все мы - человеки, и, конечно, американцы за своих очень болели. И пресса, которая идет за общественным мнением, не может не учитывать интереса своих читателей. Но, тем не менее, я бы сказал, что американцы все-таки старались эти вещи не политизировать. У нас стараниями думцев, стараниями некоторых спортивных чиновников - все это сразу приняло политическую окраску, начали приниматься резолюции, и я боюсь, что это как раз очень сильно помешало нашей аргументации, потому что в итоге сложилось впечатление, что Россия недалеко ушла от Советского Союза, где матч с командой США не был чисто спортивным событием, а был каким-то эпизодом политической борьбы.

Елена Рыковцева:

А в американской прессе этот политический момент отсутствовал? Вы считаете, что они просто болели за своих, но вовсе не против чужих спортсменов?

Дмитрий Бабич:

Вообще надо сказать, что душа западного человека - потемки, он не всегда высказывает открыто все свои эмоции, все свои чувства. Возможно (и наверное так и было), что присутствовал какой-то фон, что Россия все-таки не самое дружественное для Америки государство. Но, тем не менее, нужно отдать американцам должное - они в таких случаях избегают, по крайней мере, высказывать это открыто. Скажем, три года назад был футбольный матч "Иран-США". Для Ирана это было событие номер один. Они выиграли, женщины танцевали, срывали чадры с себя от радости, а в Америке это было рядовое событие, и не только, потому что американцы мало интересуются, скажем так, "ножным" футболом, но еще и просто потому что не принято, считается дурным тоном - сразу же в эти вещи приплетать политику. Если она приплетается, то как-то косвенно. Ну как, например, советскую хоккейную сборную называли "красной машиной". Ну, можно сказать, что это намек на коммунизм, и, конечно, это был намек на коммунизм, но можно списать и на красную форму, в которой наши всегда играли.

Елена Рыковцева:

По совпадению, сразу же после завершения Олимпиады, Соединенные Штаты вновь стали героем российских газетных страниц, теперь уже - по случаю военного присутствия США в Грузии. Мнения разошлись. Большинство российских политиков достаточно спокойно отнеслись к возможному прибытию американцев в Грузию. И все-таки "Известия" предполагают, что это - временное спокойствие. Читаю:

"Большая часть российской элиты оказалась не готова к такому повороту событий. В этой связи они, скорее всего, будут трактовать действия США в прежнем, "конфронтационном" ключе - как вторжение в зону стратегических интересов России, как продолжение глобального соперничества двух держав".

Считаете ли вы, что и пресса, вслед за политиками, начнет трактовать события в "конфронтационном ключе"?

Дмитрий Бабич:

Я бы сказал, что "Известия" сделали такой любопытный кульбит, потому что вчера в газете "Известия" появилось интервью посла США в России Александра Вершбоу, где он говорит, что никакой военной операции американского спецназа в Грузии не планируется, ее не будет, и ему не понятно, откуда берется вся эта информация. Я боюсь, что вся эта истерия, которая началась по этому поводу в нашей прессе, она вредна, для российских, если угодно, государственных интересов, даже с точки зрения тех же самых военных и российских империалистов. Почему? Потому что эта информация явно усиливает позиции грузинского президента Шеварднадзе на предстоящем саммите между ним и президентом Путиным в Москве. Сейчас у Шеварднадзе особенных козырей нет. Есть развалившаяся грузинская армия, есть тяжелейшая проблема Панкисского ущелья, которую он, очевидно, решить не может, и как бы просто нет карт на руках. А вот если за его спиной стоит, оказывается, еще и американский спецназ и вообще самая мощная военная машина, какая есть на планете, вот тогда он вдруг превращается в огромную политическую фигуру, и уже не Путин ему диктует условия, а он - Путину. Поэтому, мне кажется, здесь генералы и наши журналисты, когда они стали по этому поводу распалять страсти, они России, если угодно, навредили. Но, может быть, так удачно для России получилось, что этот пиаровский залп прозвучал слишком рано. Саммит еще не начался. Сейчас этот пузырь лопнет, и чем больше были эти страсти, тем с большим грохотом он лопнет, и все-таки мы придем к более-менее объективной оценке этой ситуации.

Елена Рыковцева:

Вы могли бы, Дмитрий, дать прогноз: каковы перспективы российско-американских отношений на страницах российской прессы в ближайшее время?

Дмитрий Бабич:

Я думаю, рано или поздно, все понемногу успокоится. Мы проходили нечто подобное в отношениях с Соединенными Штатами стран Латинской Америки. Тяжело постепенно привыкать к снижению своего статуса в мировой политике. Тяжело было, например, привыкать Аргентине. В 20-е годы это была одна из самых богатых стран мира. Потом пришлось привыкать к тому, что все-таки ты во втором, третьем ряду. И, по мере того, как идет это привыкание, антиамериканизм приобретает такую латентную форму, уже не такого острого протеста, не такой острой истерики. А что касается, кстати, истерик, то нужно сказать, поскольку они у нас случаются практически каждую неделю или каждый месяц - резко падает ценность этих истерик, их информационное влияние.

Елена Рыковцева:

В студии радио "Свобода" был Дмитрий Бабич, редактор международного отдела газеты "Московские новости". В заключение мы вернемся к главной теме нашей программы - газетным итогам Олимпийских игр. Закончим на оптимистической ноте. В конце концов, многие российские газеты сошлись во мнении, что 16 олимпийских наград - это тоже успех. Секрет этого успеха раскрыл в газете "Комсомольская правда" Внешэкономбанк - официальный спонсор российской сборной:

"На Олимпиаде действовала необычная программа под названием "Хорошее настроение", сформированная "Внешэкономбанком". На время тренировочных сборов было организовано отвечающее всем правилам спортивной диеты питание для наших фигуристов. И каждый день девушек-фигуристок начинался с букета свежих цветов в номере. Мы поддержали спортсменов в самый напряженный для них момент ожидания решения арбитров: многие телезрители помнят, как наши фигуристы прижимали к груди трогательный сувенир - игрушечного мишку с памятной золотой медалью на шее. И программа "сработала" - эксперты отмечали удивительный эмоциональный подъем российских фигуристов, их настрой на победу и приподнятое настроение, несмотря на давление и скандалы".

Вот, оказывается, кому сборная России обязана своими медалями! Вот они - главные герои Олимпийских игр: простые русские банкиры.

С вами была программа "Читаем газеты" и ее ведущая Елена Рыковцева. До свидания, до следующей встречи.

XS
SM
MD
LG