Ссылки для упрощенного доступа

Прощание с "Общей"


На минувшей неделе пресса много писала о самой себе. И поверьте - тому было достаточно оснований. Егор Яковлев, главный редактор и учредитель "Общей газеты", в четверг подписал некролог своему изданию. Он продал газету. Теперь туда придут новые владельцы и новые журналисты. На некролог "Общей газете" пришло много читательских интернет-откликов. Поскольку они никогда не будут опубликованы - издание закрывается до августа - мы хотим познакомить с некоторыми из них наших слушателей.

"Вы знаете, я вот взрослый парень вроде, 19 лет, а плакать хочется жутко. Что с собой делать? Вы были огромной отдушиной в мерзком и бесчеловечном мире. Смерть "Общей газеты" для меня - смерть близкого человека. Без всяких преувеличений и эмоций. У меня на полке все ваши номера, я их перечитываю постоянно, как книгу. Такой газеты, как "Общая газета", никогда больше не будет. Как теперь жить?"

"Очень жаль, что все так получается. Очень стыдно, что мерзость накатывает в последние годы из родного Питера. А ведь ясно, что ни черта у гэбистов дельного все равно не получится - у них мозги "заточены" не под творчество, а под разрушение. Судя по всему - прощай, замечательная газета. Огромное спасибо за все. Отдельная просьба к Егору Владимировичу: не пропадайте, пожалуйста. Еще много тех, кому ваше мнение важно".

"А почему такой пессимизм? Я тоже считаю "ОГ" лучшей газетой России, но не берусь предсказать, какова она будет в дальнейшем. Почему на Егоре Яковлеве все зациклились? Что, нет больше порядочных и умных людей в стране? Ерунда".

"До сих пор в стране были три газеты, при чтении которых не было стыдно за соотечественников: "Общая газета", "Новая" и "Московские новости". Остаются - две".

"Не понимаю, о чем слезы. "Общая газета" на протяжении последних пяти-щести лет была совершенно чудовищна. Когда идеи излагаются истерично, это их дискредитирует. Особенно если речь идет о либеральной идее".

"Закрытие политически оппозиционной "Общей газеты" - событие, имеющее огромное негативное влияние на политическую и социальную жизнь общества".

Откликов много - горестных и злорадных. Горестных больше. О реакции читателей в день выхода последнего номера "Общей газеты" в эфире радио "Свобода" рассказал Дмитрий Докучаев, теперь уже - бывший редактор отдела экономики этого издания.

Дмитрий Докучаев: К ней, наверное, можно по-разному относиться, но, как я считаю, у газеты было свое лицо, и соответственно был свой читатель. И вот этот читатель очень болезненно реагирует на те события, которые вокруг газеты происходят. Тем более, что буквально сегодня большая часть наших читателей прочла как бы последний прощальный монолог Егора Яковлева, опубликованный в последнем вышедшем номере "Общей газеты". Поэтому - звонят, причем звонят по совершенно случайным телефонам в газету, и, не взирая на то, в какой отдел попадают, говорят какие-то добрые слова. Вы знаете, некоторые даже плачут, некоторые говорят: как вы могли? Приходится объяснять, что это могли не мы, что газета - это не только идеи, не только громкое имя главного редактора, это еще и юридическое лицо, хозяйствующий субъект, это деньги. И порой они, наверное, значат не меньше, а больше, чем идеи.

Елена Рыковцева: В заключение - еще один читательский интернет-отлик на известие о фактической смерти газеты. Лексику автора сохраняем:

"А где, едрить ее налево, я смогу еще прочитать Дмитрия Фурмана? Увы-увы".

Дмитрий Фурман, известный российский политолог - один из самых популярных авторов "Общей газеты". Его статья "Полет двуглавого орла" есть и в последнем номере издания. Реакция Дмитрия Фурмана на закрытие "Общей газеты" - для слушателей радио "Свобода".

Дмитрий, мне очень хорошо известно, что вас пытались заманить к себе многие престижные московские издания, но все эти годы вы хранили верность "Общей газете". Почему?

Дмитрий Фурман: Прежде всего, по личным причинам. Меня связывают какие-то личные и теплые отношения с Егором, я ему за многое благодарен. Мы по многим позициям были очень близки друг к другу. А по тем, по которым не были близки, он, тем не менее, допускал, что я писал и то, с чем он не согласен. Я очень благодарен ему просто за это и не хотел никогда предавать его и нашу дружбу.

Елена Рыковцева: Но вы сейчас знаете, что произошло с "Общей газетой" - она закрылась, она фактически прекратила свое существование в прежнем виде. И вот мы обнаружили отклик читателя в интернате на статью Егора Яковлева, который спрашивает: где теперь читать Дмитрия Фурмана? Какие теперь у вас творческие планы, с кем вы собираетесь сотрудничать, где искать ваши статьи?

Дмитрий Фурман: Знаете, мне сейчас не хочется отвечать на этот вопрос. Потому что точки над "i" еще не поставлены. Но, почти наверняка, я найду место, или меня найдут. Есть издания, которые меня приглашают, и я, скорее всего, в одно из них пойду.

Елена Рыковцева: То есть не все потеряно, для таких публицистов, как вы; есть еще возможность печататься.

Дмитрий Фурман: Безусловно.

Елена Рыковцева: В своей последней статье для "Общей газеты", которая называется "Полет двуглавого орла", вы, в общем, подводили итог вот такой сумасшедшей активности, которую развернул Владимир Путин на международной арене сейчас. Вы написали, что "двуглавого орла разрывает на части". Что, с одной стороны, в России строится жесткая президентская вертикаль, что совершенно не соответствует западной модели. И, с другой стороны, вот такой бурный внешнеполитический курс на сближение с Западом. Дмитрий, как вы считаете, есть ли хоть какая-то надежда, что российская пресса, в конце концов, попадет под "западное" крыло российского орла?

Дмитрий Фурман: Я думаю, что совсем под крыло западное она попасть не может, но сближение с Западом, конечно, будет ограничивать естественный процесс ее, что ли, изничтожения и построения и в ней властной вертикали, которая идет и, я думаю, будет продолжать идти. Но отдушины будут, и довести этот процесс до конца в условиях вот такого сближения с Западом, я думаю, не удастся.

Елена Рыковцева: Вы считаете: к чему все-таки может привести такое разрывание России на части, два разнонаправленных полета?

Дмитрий Фурман: Рано или поздно при такой разнонаправленности орла должно разорвать. Но, я думаю, что это произойдет не так уж скоро.

Елена Рыковцева: При каких обстоятельствах?

Дмитрий Фурман: Два момента. Первый момент - это когда возникнет геополитическая, как сейчас принято говорить, или внешнеполитическая ситуация, при которой Россия перестанет быть такой нужной США, Западу, как сейчас. Тогда критерии отношения Запада к России изменятся. Как изменилось отношение США к латиноамериканским режимам после того, как исчез страх, что если не Пиночет или кто-то еще, то могут появиться кубинцы и какие-то просоветские радикалы - это первый момент. Второй момент - если мы своей эволюцией перейдем определенные границы. Я не могу четко сформулировать эти границы, но это, так скажем, границы пристойности. Границы, за которыми поддержка такого режима, даже если он политически выгоден и нужен, становится неприличным и невозможным. Вот когда это произойдет, не могу сказать.

Елена Рыковцева: И все-таки, что за действия должна произвести Россия, чтобы, на ваш взгляд, это считалось переступанием через границы пристойности?

Дмитрий Фурман: Предположим, полное изничтожение всякой оппозиционности в прессе. Вот это уже нельзя, какие-то отдушины должны быть, какая-то оппозиция должна присутствовать, какие-то элементы свободы слова должны быть. Вот это. Что сейчас происходит во многих странах? Например, вот в Азербайджане. Запад борется за то, чтобы не довести азербайджанско-алиевский режим до ситуации, например, полного отсутствия оппозиции в парламенте, не дает этого сделать. Поэтому, несмотря на то, что выборы были... Тут даже слово "подтасованные" - это не подходит, это что-то более, чем подтасованное. Тем не менее, все-таки Алиев вынужден какую-то оппозицию допускать, какие-то победы где-то оппозиции давать совершать. Вот вам эти границы. Если бы не было этого давления с Запада, я думаю, что режим в Азербайджане, я думаю, режим и в Казахстане, других странах - были бы значительно более жесткими и значительно более - я не очень люблю это слово, но оно пришло на ум - восточными. Вот так будет и у нас.

Елена Рыковцева: "О партийной печати".

На минувшей неделе с прессой случилось и смешное событие. Пропрезидентская партия "Единая Россия" собрала под своим крылом в подмосковном доме отдыха 450 руководителей печатных и электронных средств массовой информации из всех регионов страны. Смешным это событие выглядело, по крайней мере, в освещении центральных изданий. "Коммерсант" осветил так:

"Диалог начал председатель генерального совета партии "Единая Россия" Александр Беспалов. Это, впрочем, оказался не диалог, а монолог: господин Беспалов обвинил журналистов в том, что они пишут, будто "власть - плохая, будущее - ужасно". Какие сиюминутные интересы двигают клеветниками, председатель не уточнил, но тут же предложил региональным журналистам, которые исправятся, "принять участие в распределении партийных грантов и даже самим их получить". Также журналистам был обещан партийный "заказ на размещение рекламы". Журналисты ахнули в порыве возмущения".

Но возмущение длилось недолго. Газета "Век" подробно рассказывает, как главные редакторы клянчили у партии денег:

"Просьбы предоставить кредиты и ссуды были адресованы практически каждому докладчику. Когда по регламенту наступало время вопросов из зала, главы региональных СМИ без ложной скромности просили триста тысяч или двести! Но перещеголял всех своих коллег редактор благовещенской газеты "Мужской разговор". Он, что называется, прямо в лоб спросил: "Сможет ли партия-организатор встречи заплатить региональным изданиям больше, чем, например, другая партия, поддерживаемая известным олигархом. Вопрос "А деньги?" читался в глазах всех слушателей. Наиболее определенно о наболевшем высказался член генерального совета "Единой России" Андрей Исаев: "Партия отдает приоритет на размещение политической рекламы тем СМИ, которые поддерживали нас с самого начала".

Кстати, в этом смысле право первых денег останется все-таки не за региональной прессой, а за каналом ОРТ. Этот канал именно с самого начала боролся за интересы "Единства", ныне - "Единой России". Продолжает отстаивать их и теперь, в сюжетах о партийном мероприятии. "Корреспондент: Представители "Единой России" предлагают руководителям региональной прессы сформулировать свои главные проблемы в отношениях с властью и обещают серьезно помочь. Обещание "помочь" многие журналисты выслушивают настороженно. Чем платить за это? Вопрос, который часто звучит в зале. В ответ просят не так уж много - нести ответственность за свои публикации".

Что значит - "нести ответственность" - ОРТ не расшифровывает. Ни слова не говорит о том, что журналистам, на самом деле, предложено поучаствовать в создании позитивного образа России. Статья об этом совещании в "Независимой газете" так и называется: "Черный имидж страны решено отмыть". По всей видимости, кто отмоет - того и защитят от произвола местных властей. Да еще и приплатят.

Однако в изложении канала ОРТ денежная тема совещания выглядела абсолютно пристойно:

"Корреспондент: Многие руководители СМИ просят, в основном, помочь деньгами. Но первую сумму, которую партия накопила за счет пожертвований, решено потратить на малые социальные проекты в регионах, то есть - отремонтировать какие-то больницы, детские сады, починить дороги. И в этом смысле от самих местных журналистов ждут помощи. Без них не разобраться в проблемах маленьких городов и сел".

Итак, по версии ОРТ - партия отводит журналистам чисто совещательную функцию при распределении денег на нужды простых людей. Но надо сказать, что в Москве еще сохранились телекомпании, способные честно рассказывать о событиях такого рода. Из комментария Александра Герасимова по каналу РЕН-ТВ:

"Во вторник в подмосковном Ершове над положительным образом страны трудилась пропрезидентская партия "Единая Россия" и главные редактороы центральных и региональных средств массовой информации. Совместными усилиями они должны изменить представление о том, что в России все плохо... Трудно разобраться, кто на этом совещании выглядел более, как бы это помягче сказать - агрессивно: партия власти, которая в открытую покупает региональную прессу, или журналисты, с удовольствием продающиеся политикам? Кураж - у тех и у других... В ближайшее время вполне можно ожидать легализации забытого термина "пропаганда".

Любопытно, что в региональной прессе я не нашла ни одной заметки с подобным настроением. Местные газеты ограничились официальным сообщением о мероприятии с обязательным упоминанием приветственной телеграммы от президента России:

"В приветствии участникам Всероссийского совещания главных редакторов СМИ президент России Владимир Путин подчеркнул большие возможности этого форума. Глава государства считает, что эта встреча - реальная возможность обменяться мнениями и опытом, провести диалог с политиками по вопросам формирования политической культуры, - информируют Санкт-Петербургские ведомости". Почему местные газеты не стали уподобляться московской прессе, высмеявшей партийное совещание? Да потому, что оно пришлось им по душе! С подробностями из Пензы - наш корреспондент Наталия Ратанина.

Наталия Ратанина: На совещании главных редакторов СМИ под эгидой партии "Единая Россия" Пензу представляли пятеро: руководители телерадиокомпаний "Наш дом - 11-й канал" и "Экспресс", главные редакторы еженедельников "Пензенская правда" и "Наша Пенза", а также представитель издания "Комсомольская правда в Пензе". Все они в восторге от грандиозности мероприятия, устроенного партией "Единая Россия". Главный редактор еженедельника "Наша Пенза" Александр Марынов сообщил даже, что "Единая Россия", которая вспомнила ленинское учение о невозможности существования газет в отрыве от партии, - единственно правильная партия России. Хотя непосредственно в партстроительстве он участвовать не намерен, но считает, что нет ничего плохого в том, если средствами массовой информации немножко поруководят единороссы. Также Александр Марынов не имеет ничего против формирования в приказном порядке положительного образа нашей страны. Но проблема в том, что сам процесс формирования столкнется с невероятными трудностями, главной из которых он считает отсутствие, например, в Пензе ежедневных газет. "Мало площадок для выступления! - сетовал он. - Невозможно сформировать положительный образ России за один раз в неделю!" Он же сказал, что будущее России - не за столицей, а за провинцией, потому что жители Пензенской области не хотят читать центральные газеты. По его сведениям, в Пензенской области только полторы тысячи человек из полутора миллионов изъявили желание подписаться на "Российскую газету", а вот на местные еженедельники отбоя нет. Поэтому срочно надо продумать вопрос о немедленном выпуске ежедневных газет для Пензы.

Недавно наш губернатор Василий Бочкарев клятвенно обещал закидать американцев пензенской курятиной - теперь мы будем активно формировать положительный образ России. Осталось только найти "площадку" для ежедневных формировательных мероприятий.

Елена Рыковцева: "НТВ дали по рукам"

Наконец, совсем нелепая, но уже вовсе не смешная история приключилась на этой неделе с каналом НТВ. То есть - в воскресенье, когда по телевизору шла программа "Намедни" Леонида Парфенова, никто и предположить не мог, что повлечет за собой эта программа. Точнее, один из ее сюжетов. Леонид Парфенов процитировал несколько абзацев из свежих мемуаров бывшего первого госсекретаря США Строуба Тэлбота "Рука России". Например - такой:

"На первой встрече с Клинтоном в Ванкувере на обеде Ельцин опрокинул три рюмки виски и 4 бокала вина и почти ничего не ел. Уоррен Кристофер передал записку: "Ничего не ест. Плохой знак". Считать, сколько Ельцин принял, станет нашей привычкой на саммитах. В Галифаксе, когда Ельцин пришел на послеобеденное заседание, с первой же минуты стало ясно, что он выпил. Позже я узнал, что к этому времени он осушил полбутылки виски".

Далее Тэлбот приводит несколько эпизодов, которые обобщенно можно назвать "Ельцин в подпитии". Но одним цитированием Тэлбота Леонид Парфенов не ограничился. Он предоставил слово Александру Коржакову, который дважды, в применении к Борису Николаевичу, употребил русский глагол совершенного вида, который означает отправление простой физиологической потребности.

С понедельника - понеслось. Уже вечером анонимный источник из Министерства печати заяваил интернет-сайту "Страна. Ру", что у НТВ могут возникнуть проблемы с лицензией. Срок ее действия оканчивается 2 июня. По существующенй практике, эта лицензия должна продлеваться автоматически, если у компании не было двух предупреждений. У НТВ было только одно. Однако лицензию неожиданно пригрозили выставить на конкурс. Во вторник газета "Коммерсант" раскрыла секрет гнева Министерства печати. Точнее, эту причину раскрыл корреспонденту "Коммерсанта" один из руководителей центральных каналов: "Источник "Коммерсанта" утверждает, что сюжеты в программе Леонида Парфенова о новой книге Строуба Тэлботта и прозвучавшие вслед оскорбительные слова Александра Коржакова в адрес первого президента России вызвали сильнейшее раздражение в окружении господина Ельцина в Кремле, следствием чего и стала история с "подвисшей" лицензией НТВ. По информации "Коммерсанта", гендиректор НТВ Борис Йордан в понедельник написал письмо с извинениями за показанный в эфире материал".

Но это не помогло. Хотя в Кремле отрицают всяческую связь между двумя событиями, Министерство печати, безо всяких на то юридических оснований, продолжает держать НТВ в подвешенном состоянии. Вопрос о продлении лицензии НТВ переносится со дня на день. Теперь объявлена новая дата "решения вопроса" - 3 июня. То есть в этот день НТВ выйдет уже без лицензии. Хотя газеты приводят еще несколько возможных версий попыток приструнить НТВ, главной остается все-таки цензурная. Ежедневная электронная газета "Утро. Ру" замечает:

"Видимо, дело лишь в том, что НТВ оказался не таким подконтрольным, как того хотелось бы "наверху". В конце концов, для нового "пинка" нелояльных телекомпаний особенного обоснования и не требуется, достаточно за уши притянутого повода".

Газеты сходятся во мнении, что НТВ, скорее всего, продлят лицензию. Но телекомпания при этом получит превосходный урок: в России нельзя потешаться над сильными мира сего. Даже над теми, что вышли на пенсию.

XS
SM
MD
LG