Ссылки для упрощенного доступа

Международный день семьи


15 мая - международный день семьи. Интересный парадокс. Наши представления об окружающем мире всё больше расширяются, а восприятие этого мира всё больше зависит от «первичной ячейки» общества, т.е., от семьи. Границы раздвигаются или исчезают, а мир в наших глазах, как ни странно, сужается, во всяком случае, не расширяется. Да, конечно, уже не миллионы, а миллиарды людей живут в ритме одних и тех же событий и мыслят, чуть ли не одинаково, вне зависимости от языка. Однако, наше мировоззрение и нравственные ценности формируются у домашнего очага. Слово «семья» в русском языке оозначает, говорят, «семь Я», семь личностей. Появлется ребенок, и семь личностей начинают вместе строить свой мир: дедушки, бабушки, родители, и сам ребенок. Новочебоксарская газета Грани:

Что такое семья, вы не задумывались над этим? Это семь я, взаимодействие семи индивидуальностей: темпераментов, характеров, интересов, мировоззрений. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. А для каждого человека это начало начал. В древнем Египте, семья появилась как раз тогда, когда исчезли кланы. Потом, как мы знаем, появились другие целостности: общины, партии, разные коллективы. Семьи расширялись, семьи царствовали, побеждая в борьбе с другими семьями - семьями как в буквальном, так и в переносном смысле. Несмотря на захватывающие интриги в коридорах власти и постоянные сражения между олигархами, многие журналы уделяют внимание не только политической, так называемой кремлевской семье, а и положению обыкновенной, традиционной, кровной семьи в сегодняшней России. Понятно, что можно жить и без политических интриг. А без семейной поддержки и любви? Пожалуй, нет. Один интересный пример. Пострадавшая от Газпрома команда Сергея Пархоменко, потеряв журнал Итоги, решила ообратиться к теме семьи. Очередной номер «Настоящие Итоги - это мы», который доступен на сайте Эхо Москвы, открывается статьей о семейной любви: Если судить по данным социологических опросов, самым важным в жизни для россиян являются здоровье и семья. Именно эти два понятия неизменно выходят на первые места в любом предлагаемом списке ценностей и приоритетов. Правда, с реальным поведением респондентов этот результат соотносится плохо: неприличное для жителей европейской страны пренебрежение своим здоровьем органично дополняется вполне европейским отношением к семье - в сегодняшней России треть граждан брачного возраста не вступают в официальный брак, а половина зарегистрированных браков распадается в течение 10 лет.

Опросы не лгут. Просто они отражают противоречивость массового сознания, в котором вчерашние идеалы уживаются с сегодняшней модой. Наш среднестатистический соотечественник, у которого супругов за жизнь набирается чуть ли не больше, чем детей, по-прежнему мечтает о крепкой традиционной семье - с пожизненным браком, несколькими детьми, проживанием под одним кровом родственников по крайней мере трех поколений. Словом, такой, в какой 60 - 70 лет назад жило абсолютное большинство населения страны.

Кстати, правильнее сегодня говорить не о "семье", а о "семьях". Итоги описывают разнообразные формы европейской семьи, которые распространяются в сегодняшней России: нуклеарная семья (т.е., взрослая пара с несовершеннолетними детьми), семья с "приходящим папой", стабильная бездетная пара, или семья с детьми одного из -или обоих- родителей от предыдущих браков. Это, конечно, если забыть, что существуют и гомосексуальные семьи, полигамные и групповые браки - не признаваемые ни статистикой, ни правом. В России примерно 5 - 7 процентов семей остаются бездетными. Как говорит Сергей Голод в интервью журналу «Настоящие Итоги - это мы», семья, как общественный институт, меняется закономерно. По его словам, все наблюдаемые сегодня отношения существовали и раньше, но воспринимались как отклонения от господствующей формы. Нынешние либеральные времена лишь узаконили многообразие. И теперь каждый (точнее - каждая пара) может выбрать ту модель отношений, которая ее больше устраивает. Заметно возрастает роль семьи в формировании личности, в приобщении ее к знаниям, культуре, духовным ценностям. В этом воспитательная ее функция. Журнал Грани, Новочебоксары, описывает роль городского Центра помощи семье и детям: В настоящее время семья переживает глубокий кризис. Ослаблены ее моральные устои. Родители спиваются, бросают детей на произвол судьбы, те попадают под влияние улицы, диктующей свою мораль. Утрачены частично или полностью нравственные ценности. Такое впечатление, что из всех традиций, доставшихся нам от предков, мы унаследовали лишь застолья с непременной бутылкой. Поэтому детям, оказавшимся в нашем Центре, мы показываем, что есть другие способы отметить семейный праздник, без пьянки и разгула, с играми и конкурсами.

Нормальные отношения между супругами, родителями и детьми тоже стали редкостью. В семьях ругань, драки. Мамы, папы оставляют малышей в роддоме или одних дома, отправляясь на ночные гулянки, за длинным рублем в первопрестольную.

Появляется стереотип асоциального поведения. Например, мама уехала на заработки, оставив младших на попечение старшей дочери. А у той уже у самой годовалый ребенок, и его она, отправляясь к очередному ухажеру, тоже оставляет... с восьмилетней сестренкой.

Настоящие Итоги - это мы продолжают эту тему: Другая важнейшая функция семьи - передача культурных норм и ценностей от одного поколения другому. Современная семья не отказалась полностью от этой задачи, но на практике все больше перекладывает ее на специализированные профессиональные институты - школу, детский сад, ясли... Часть детства, проводимая ребенком вне семьи, все увеличивается. В первые десятилетия советской власти перед детскими учреждениями прямо ставилась задача вырвать подрастающее поколение из-под влияния семьи и традиционного воспитания. Впрочем, вклад целенаправленной политики в дело разрушения семьи не стоит преувеличивать: в США семья всегда была святыней, на которую ни государство, ни какая-либо влиятельная общественная сила никогда не посягали, - а к XXI веку обе страны подошли с весьма сходными показателями по разводам, рождаемости и т. п.

Это соответствует концепции профессора Антонова, согласно которой глобальный кризис семьи начался с того, что она перестала быть производственной системой. На протяжении почти всей ее истории труд и отношения собственности были одной из сторон жизни семьи. Существовали, конечно, батраки, подмастерья, слуги, но они были скорее продолжением семьи, чем альтернативой ей. И даже разделение трудового акта на отдельные операции, выполняемые отдельными работниками, и порожденная им мануфактура первоначально были воплощены в больших семьях. Однако они-то и запустили процесс отделения производства от семьи - тот самый процесс, который в конечном счете привел к нынешнему положению дел. Появление "работы" как особого места (куда надо уходить из дома, расставаясь с родными) сразу же снизило сплоченность и устойчивость семьи. Это же обстоятельство сделало неизбежным и вынос за пределы семьи процесса обучения детей (а значит - и передачи им социальных ценностей). Подчиняясь требованиям экономики, все развитые страны одна за другой ввели у себя всеобщее обязательное школьное обучение, еще больше ослабив тем самым роль семьи и связи ее членов между собой. Последним и сокрушительным ударом по традиционной семье стало вовлечение в общественное производство женщин. "Как только появляется вторая зарплата, семья обречена, - говорит Анатолий Антонов. - Рождаемость сразу же начинает падать, и динамика этого падения точно соответствует росту доли "двухзарплатных" семей и превышению дохода в них над "однозарплатными". Сегодня все развитые страны мира малодетны, а остальные стремительно движутся к этому. К 2050 году в мире не останется ни одной страны, где рождаемость превышала бы уровень простого воспроизводства населения - двоих детей на женщину".

Как известно, рождаемость в России, как и во всех европейских странах, довольно низкая. Российская женщина в среднем рождает за всю жизнь 1,17 ребенка. В жизни это невозможно, но по статистике - так, простим ей её условности и чёрствость. Больше половины семей - однодетные, примерно треть имеет двух детей и только 12 процентов - трех и более. Прочитаем из журнала Женщины Татарстана:

Сколько же современной семье нужно денег, чтобы не просто выжить, но вырастить и воспитать детей? У нас подсчитали: двести десять рублей в месяц на брата вполне хватит! Из того расчета и исчисляют сумму пособий для многодетных семей. Простенькая задачка, почти для первоклассника: нужно сложить в кучу все льготы, зарплаты и стипендии, разделить их на количество членов семьи и выяснить, сколько не хватает до обозначенной суммы. Вот и получается, что выгоднее не работать вовсе.

Так и делают, констатируют председатели ассоциаций многодетных семей. Даже если мать-одиночка месяцами не получает на работе жалованье, пособие ей не положено, потому как начисляется эта самая виртуальная зарплата. Парадокс! Как при этом женщине выкручиваться, как кормить-поить детей, непонятно. Но выкручиваются. Нанимаются за тридцать-сорок рублей в день к частным предпринимателям и стоят на рынке в мороз и зной. Зато пособие сохраняют за семьей.

(...) Председатель ассоциации Ново-Савиновского района столицы Любовь Викторовна Тумбинская, сама мать пятерых детей, считает, что систему социального обеспечения необходимо в корне реформировать. Объектом внимания и государства, и многочисленных чиновников должна быть каждая семья, в которой народился третий по счету ребенок. И подход к ней должен быть индивидуальным. Тогда, возможно, и социального сиротства станет меньше, и демографическая ситуация улучшится. Пусть скажет свое веское слово по этим вопросам центр социальных проблем. Общественные ассоциации многодетных семей задают вопросы. И больные вопросы. В меру своих сил они даже пытаются решать их с помощью спонсоров своих активисток. Потому что, когда многодетные мамы объединились в одну большую семью, забот хоть и прибавилось, но решать их вместе стало легче.

Грубо говоря, во всех цивилизованных странах семья оказалась своеобразным ресурсом, который общество эксплуатировало, не заботясь о его восстановлении. Хотя общество нуждается в услугах семьи (это не только и даже не столько рождение детей, сколько их выращивание, воспитание и обучениие) оно долгое время не оплачивало их вовсе. Позднее, когда дефицит "человеческого ресурса" стал ощутим, решение видели во всевозможных социальных льготах, чтобы способствовать разделению труда и развитию общества. Итоги Сергея Пархоменко продолжают: [Анатолий] Антонов, и его оппоненты скептически оценивают возможности всякого рода выплат и социальных льгот. По мнению Анатолия Ивановича, экономическая помощь может облегчить людям реализацию их потребности в детях, но бессильна увеличить эту потребность. Иными словами, если супруги хотели иметь двух детей, то достаточно весомый бонус может убедить их, что мечту пора воплощать в жизнь. Однако никакие льготы и пособия не побудят их захотеть третьего и четвертого ребенка. Для этого нужно изменить принятую в обществе систему норм и ценностей - а это задача совсем другого уровня сложности и уж во всяком случае не решаемая прямыми денежными вливаниями. Еще меньше смысла в административных запретах и ограничениях (разводов, абортов, контрацептивов, отказов от ребенка и т. д.) - это все равно что бороться с гриппом, запрещая гражданам кашлять и чихать. Ни те, ни другие меры не устраняют главного - отделения семейной жизни от производства.

Правда, именно сейчас персональные компьютеры и электронные сети делают воссоединение семьи и работы реальным. Уже появилось заметное число людей, работающих преимущественно или исключительно дома - причем это, как правило, образованные горожане, т. е. группа, наиболее затронутая изменениями института семьи. С развитием "виртуальных офисов" - а его прогнозируют практически все, кто высказывается на этот счет, - доля таких рабочих мест будет расти. Однако пока речь идет лишь о принципиальной возможности - процесс только начался, и о его влиянии на судьбу семьи можно будет судить еще нескоро. Да и трудно представить себе, чтобы он охватил все общество - вряд ли люди когда-нибудь научатся строить самолеты или добывать нефть, не выходя из дому. И все же говорить о фатальной неизбежности распада семьи явно преждевременно.

Положение в регионах - далеко не легкое. Астраханские Новости цитируют круглый стол, который проводился недавно по инициативе местных общественных организаций и комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации области. "Гражданское общество - детям России"- такова была повестка дня. . Отмечалось, что возросло число правонарушений среди несовершеннолетних, одновременно наблюдается ухудшение здоровья подрастающего поколения, рост числа абортов среди несовершеннолетних. Наконец, как самые наболевшие и требующие первоочередного решения были определены проблемы жилья для молодых семей и трудоустройства. Воронежские Вести продолжают тему семьейних экономических трудностей: К сожалению, кризис, который переживает наша страна, заметно отразился на положении российской семьи, в том числе и воронежской. Многие семьи, в которых подрастают дети, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Особого внимания общества и государства требуют к себе многодетные семьи - таких в нашей области свыше 14 тысяч, семьи с детьми-инвалидами (их насчитывается более 8,5 тысячи), неполные семьи -число их превышает 17 тысяч. В помощи нуждаются и 3,5 тысячи семей, ответственность за воспитание детей в которых несут опекуны и попечители.

Легко ли быть молодым? Через 13 лет после известного фильма периода перестройки, этот вопрос остается актуален. Пишет еженедельник Вечерный Оренбург:

Официальные данные УВД г. Оренбурга свидетельствуют об остроте молодежной проблемы. 47% преступлений несовершеннолетних в прошлом году совершенно неучащейся и неработающей молодежью; 245 - совершено в группах; каждое третье преступление совершено несовершеннолетними учащимися ПУ и лицеев. Эти факторы вызывают тревогу, несмотря на общее снижение (на 39,4%) уровня подростковой преступности в городе в 2000 году. Особенное беспокойство вызывает катастрофическое распространение среди молодежи наркотической зависимости, ВИЧ-инфекции. С другой стороны, молодежь Оренбурга сталкивается с рядом проблем: трудоустройством выпускников учебных заведений, решением жилищных вопросов, правовой незащищенностью, финансовой необеспеченностью молодых семей.

Газета Грани, Новочебоксары, добавляет: С экономической функцией тесно связана проблема управления в семье. Стало привычным, что главой является жена, мать. В ее руках бюджет, она основной воспитатель, организатор досуга. На плечи женщины взвалена непомерная тяжесть.

Тяжесть - развивать и сохранять цельную семью, тяжесть - передавать детям высокие нравственные ценности, тяжесть - содержать их, следить за их здоровьем. и, тем самим, строить. Но, как пишут Воронежские Вести, «Будет жить семья - будет жить Россия». Можно добавить: и все человечество.

XS
SM
MD
LG