Ссылки для упрощенного доступа

Ваши письма


Письмо из электронной почты: "То, что много негатива в ваших передачах, так это и есть самая настоящая правда о России. Почему к нам не идут инвестиции? Потому что страной правит криминал. Нормальный бизнесмен не пойдет в этот ад. Поэтому вашим недоброжделателям могу сказать прямо - наведите порядок в своем доме, научитесь жить и работать, как люди, а уж потом обвиняйте радиостанцию "Свобода". Пусть слушают другие станции и не мешают творческому процессу. Владимир, 45 лет, занимаюсь бизнесом. Кемерово".

Спасибо за добрые слова, Владимир. Наши ругатели нам нисколько не мешают, наоборот, помогают - и нам, и остальным слушателям, я думаю: более полной получается картина российских настроений.

"Гражданин Стреляный! Почему вы не клеймите, не смешиваете с песком и илом НАТО, США, К. Д. Понте за то что их "международный трибунал" начал с прямого нарушения законности - выдачи, вопреки праву, в частности, Конституционному суду Югославии, Милошевича? Вы, такой законник (хренов), до сих пор только и делали, что критиковали СССР за то, что он не правовое государство, - все ждут от вас такой же принципиальности по отношению к этой международной банде, сначала организовавшей конфликт в Югославии, а затем уничтожившей сербскую государственность. Где вы были, законник хренов, когда Б. Н. Ельцин, особо опасный государственный преступник, совершал государственный переворот - расстреливал парламент? Вы, Стреляный, - олицетворение двойного стандарта - основопологающего подхода Запада в его внутренней и внешней политике. А. Салжиненко".

Такие люди очень редко говорят только от себя, им привычнее говорить от всех (иногда добавляют: от всех честных, от всех порядочных, реже - от всех мыслящих, и это уже большой шаг вперёд: видно, что хотя бы признают, что на свете есть и "не все"). Почему они назначают себя представителями "всех"? Что даёт им это? Силу, конечно, как им кажется, - силу, которая должна произвести должное впечатление на противника. В мире, однако, появилась новая сила... новая власть, подкреплённая настоящей силой. Или намёк на новую власть, прообраз новой власти... Международный трибунал явился ответом на острую потребность жизни. Пусть не ответом, а опять же намёком на ответ, на то, что может быть устроен международный трибунал не только для Югославии, а для всех стран, где творятся или будут твориться такие безобразия. Свободный мир ещё и думать не начал, как добраться со своим правосудием до того же Лукашенко, а на нём уже лица нет. Вот что значит Трибунал. Белорусского президента подозревают в совершении не таких преступлений, которые разбирают в Гааге, но тоже достаточно тяжких - причастность к исчезновению людей, попрание основного закона страны. Судить его будут, если дойдёт до этого, наверняка в Белоруссии, но боится он того Трибунала, Гаагского.

О возможном или неизбежном (есть разные точки зрения) суде над Лукашенко у меня лежит отдельное письмо, озаглавлено так: "О мавре, сделавшем своё дело". Пишет, сразу скажу, живущий в Белоруссии ненавистник белорускости. Читаю: "Мавр своё дело сделал. Меня не волнует его дальнейшая судьба: будет над ним суд, не будет... Строгий суд будет довольно сложно организовать. Слишком был велик мандат от народа. Думаю, однако, что мавр просидит ещё пять лет в роли "губернатора острова". Какое же дело мавра автор считает сделанным? "Лукашенко врезал под дых белорусским западникам в самое звёздное время - середина девяностых, - пишет автор одобрительно. - Тогда Финляндию уже брали в Евросоюз... Если бы Лукашенко пошёл путём Кучмы в 1994 году, то маленькая и компактная Белоруссия (в отличие от громоздкой Украины) могла бы уже сегодня быть в компании Польши и Литвы. 90 процентов белорусского населения поневоле перешло бы на мову. Такое вполне было реально. Так что если в экономике мы с Лукашенкой что-то потеряли, то в области духа стратегически выиграли - рускость сохранили. Ясно, что Белоруссию ожидает демократизация на манер России, но Белоруссия года 2006-го будет не Балтией 1991-го. Лукашенку сменит белорусский Чубайс, но никак не Лех Валенса и Витаутас Ландсбергис".

Таких похвал белорусскому президенту мы не прочитаем в белорусской печати, да и российская не часто высказывается столь откровенно. Можно поверить этому человеку, что судьба Лукашенко его не интересует, иначе он не стал бы подкидывать доводы государственному обвинителю на будущем процессе президента Белоруссии (тогда он будет уже бывшим, естественно).

"Здравствуйте, "Свобода"! Я часто слушаю ваше радио. Поначалу всё очень интересно, но постепенно вырисовывается явная антирусская тенденция, не русская точка зрения. Вы не хотите знать, что вся политика в России направлена против народа, людей просто берут измором: отключают тепло, свет, выгоняют на мороз, топят в воде, ссылаясь на непредсказуемость погоды. И ведь эти люди никогда не восстановят потерянное, всё останется на словах и на бумаге. Вот бы вы рассказывали об этом, а у вас только Москва и Петербург, НТВ, "Новая газета", Березовский, Гусинский, Бородин, их судьбы, их проблемы. У этих евреев всё в порядке, большинство людей интересует другое. Сколько шума было из-за НТВ! А теперь всё утихло, всё забыто, как будто ничего и не было. Да ничего и не было действительно, был очередной передел собственности, который никакого отношения к свободе слова не имеет. И к Путину это никакого отношения не имеет, не нужно его имя трепать понапрасну. Пользы от этого никакой. Мой вам совет: не подрывайте устои государства, они и так расшатаны. Не разжигайте межнациональную рознь. Весь мир уже обезумел от ненависти. Нужно наоборот, смягчать нравы, снимать агрессию у людей, гуманизировать жизнь в России, ведь нравы у нас дикие".

Алла Васильевна - так подписано это письмо. Фамилии нет. Я не прочитал человеконенавистническую часть этого письма. На трёх страницах добрая женщина проклинает, как вы догадались, евреев - в том числе за то, что они, как она теперь уверена, устроили большевистскую революцию, потом, как мы слышали, предлагает нам смягчать нравы, снимать агрессию. Вот я сижу и думаю: что может успокоить её настолько, чтобы она хотя бы прочитала собственное письмо глазами постороннего человека? Верующая, между прочим, женщина... Святые отцы не зря, наверное, на величайшую высоту ставили такую добродетель, как способность видеть себя и других такими, какими их видит Бог, - на величайшую высоту: эта способность, сказано, есть сила больше той, что воскрешает мёртвых! А речь, в общем-то, идёт всего-навсего о трезвости... Вот как ценится это качество, тем более, что тут само собою напрашивается добавление: видеть себя и других такими, какими их видит Бог - значит, прежде всего, видеть свои слабости и чужие достоинства. Это труднее всего! Даже свои слабости видеть во всей их полноте бывает легче, чем чужие достоинства...

Письмо из Днепропетровска: "Хочу обратиться через вас к тем россиянам, которые ещё способны элементарно мыслить и не замараны имперскими амбициями. Сначала хочу ответить тем, кто рвёт глотку о насильственной украинизации. Так вот, украинской книги и журнала я купить уже не могу. Всё - русскоязычное. Приёмник включишь - одна украинская и тридцать русскоязычных программ. Телевизор принимает восемь программ, из них две наполовину украинские, остальные - российские и русскоязычные. Вот такая украинизация. Можно ли представить, чтобы в России какая-то партия громогласно заявляла, что она не хочет, чтобы была Россия, а чтобы был на её месте великий Китай? А у нас действуют коммунисты и ещё несколько партий и организаций с подобными программами, и никто их не запрещает. И что интересно: кричат, что они за всё российское, но я ещё не слыхал от самого рьяного русификатора, что он не хочет украинского борща, а хочет хлебать щи (я когда-то служил в России, знаю и об этом лучшем блюде планеты, и о том, как там работают, не зря у нас из семи только один день неделя, а в России все семь). Полностью поддерживаю стремление американцев развернуть противоракетную оборону. Советский Союз распался в гонке вооружений с американцами, а уж Россия тем более пойдёт этим путём. Московит Алексей Иванович".

Фамилия, уверен, выдумана. Я немного прочитал из этого письма в порядке исключения. Таких писем я не читаю вслух, поскольку они делают то, что называется разжиганием межнациональной розни. К сожалению, люди ещё таковы, что нет ничего легче, как разжигать межнациональную рознь. Ничего нет легче. Это, пожалуй, даже легче, чем разжигать рознь между работниками и хозяевами, хотя, казалось бы, ясно, что и щи могут быть такими, что за уши не оттянешь, и борщ - таким, что свиньи б его ели. Я уж не говорю о том, что и щи не совсем русское блюдо, и борщ - не совсем украинское, а выражение "русская работа" вошло в немецкий язык тогда, когда немцы не различали русских и украинцев...

Самая тяжёлая "русоедская" ошибка Алексея Ивановича вкралась в его представление о ПРО. Эту ошибку ему подсказала российская пропаганда. Он с радостью думает, что американская противоракетная оборона будет направлена против России и развалит её в ходе новой гонки вооружений. Ошибается добродий (хорошее украинское слово, близко к русскому "господин хороший"). ПРО будет способна перехватить всего несколько ракет-одиночек, выпущенных каким-нибудь злодеем. Москва, кстати, говорит, что и это вилами по воде писано, что это пустая трата денег, но молчит, правда, когда её спрашивают: "Если так, то зачем шумите? Зачем пугаете себя и людей? Зачем собираетесь сами тратиться на противодействие?" Россия, короче, может разорить себя этими расходами, но американцы с их противоракетной обороной будут ни при чём.

Письмо из Энгельса Саратовской области (этот город был столицей Немецкой автономной республики, пока её не упразднили, назван в честь немецкого коммуниста, друга и соавтора Маркса). Пишет женщина: "У меня всё нормально, всё хорошо, но вот услыхала, что наши слуги народа протолкнули закон о ядерных отходах. Ну, неужели Минатом оценил нас всех в 20 милливрдов? Говорят, что на референдум не хватило двух миллионов голосов. Это явное враньё. Я соберу все подписи в городе Энгельсе, только не знаю, как это сделать. Пожалуйста, в своей передаче скажите об этом, дипломатично, я пойму. Скажите, что мне надо сделать, к кому обратиться, кого взять в союзники. Эзоповский язык я очень хорошо знаю!"

Многие наши слушатели с молоком матери впитали ленинское учение о коммунистической печати - газета должна быть не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором. Думают, что всё дело только в том, чтО пропагандирует, за что агитирует и чтО организует газета, радио, телевидение. И это не только противники, но и сторонники демократии. Переубедить их пока невозможно - ни тех, ни других.

Из районного села Тарногский Городок Вологодской области пишет Василий Демьянович Пахотинский, 1953 года рождения: "Наш Тарногский район был и остаётся лесным краем. В тридцатые годы он стал местом, куда ссылали украинцев, объявленных кулаками. С 1932 по 1940 год у нас существовало 14 поселений. Располагали их так, чтобы исключить всякие связи украинцев с местным населением. Туда не было ни дорог, ни тропинок. На переход к одному поселению я в своё время затратил двое суток. Путь поселенцев был от Вологды по реке Сухоне на Тотьму и Брусенец. С барж их, бедолаг, выгружали, как скот, и под конным конвоем гнали пешком - женщин с грудными младенцами на руках, детей, стариков. Был ноябрь, стужа, а они одеты почти по-летнему. Гнали их больше ста километров по бездорожью. Вот свидетельство одного жителя Лохты: "Нам заранее было сказано властью: как будут прогонять через деревню кулаков, из домов не выходить. Из повети вижу: идут старики и женщины, молодых мужиков мало. Лица черные. Забыл я о предупреждении бригадира и вынес полкаравая да лопотину (старое пальто), хотел передать, так подскочил конвоир и чуть прикладом не зашиб. А часом спустя вызвали в сельсовет и посадили в холодный амбар, и стал я с тех пор неблагонадёжный". Свидетельство другого старожила: "Вот на этой печи лежал у меня ночь хохол-пчеловод, я положил его тайком. От него знаю, как было дело. Привезли, говорит, в Брусенец, гнали двое суток, в дороге из нашего села умерло 6 человек, двоих похоронить не дали, конвоиры взяли их за ноги и отволокли в кусты, бабы подняли рёв. Конвоиры били прикладами и ещё двоих - женщину и старика Тычину за ноги оттащили в кусты. Пригнали нас в глухой лес, позволили разжечь костры, старший сказал: "Вот и ваши хоромы", - и осклабился. Сразу начали делать шалаши, самый лучший взяли себе конвоиры. Утром начали рубить лес на постройки". О том, что сослан сюда был цвет украинского крестьянства, - продолжает господин Пахотинский, - свидетельствует следующее. Лучших хлебов, чем у них, не было ни в одном колхозе района. Они принесли на нашу чухонскую землю пчеловодство, агротехнику и ветеринарию, до них в наших краях не выращивали капусту, свёклу, помидоры, огурцы. Они подняли ягодное кустарничество, делали добротную обувь и одежду. За связь местного с поселенцем грозил не только штраф и побои, но и тюрьма, каторга, концлагерь, но жизнь есть жизнь, связь была, иначе не было бы и этих строк. Давно вынашиваю идею создать в Тарногском районе мемориал, памятник жертвам сталинских репрессий, братьям-украинцам, но в настоящее время это неосуществимо".

Я понял ваш намёк, Василий Демьянович. Одному поколению советских людей выпало наблюдать (или пережить, если кому угодно так сказать, хотя в действительности подавляющее большинство, как ему и положено, не переживало, а наблюдало) три попытки беспокойных соотечественников рассказать им всю правду о советской власти. Первая попытка была сделана при Хрущёве, даже самим Хрущёвым, им же она была и пресечена. Вторая попытка была сделана при Горбачёве, отчасти тоже самим Горбачёвым, им же она была и пресечена. Да-да, об этом, я думаю, искренне забыл и он сам, но так было: положить конец "очернению" прошлого, как это называлось, взялся не кто иной, как он. Вспомним осень девяностого: ужесточение цензуры на телевидении, "не навязывайте народу своих взглядов!" Он первый употребил слова "так называемые демократы"... Третья попытка вскрыть и рассказать всю правду о советском прошлом была сделана в ельцинское время, и пресекают её на наших глазах Путин и путинцы (или путинисты - не знаю, какое из этих слов приживётся). Делается это, надо сказать, тоньше, чем прежде. Думают, конечно, о молодёжи - не хотят, чтобы она всё знала, хотят, чтобы она не стыдилась прошлого своей отчизны, а гордилась им, не желают, чтобы содержимое вскрытого гнойника забрызгало юные лица. Не берусь гадать, что из этого выйдет. Германии вскрытие всей правды о гитлеровском времени не помешало стать великой демократической страной. Самые требовательные из немцев, однако, говорят, что Фриц знать правду никогда не хотел и не хочет, ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю из рук победителей-американцев. Где гитлеровское прошлое скрывали, так это в советской части Германии, и поклонников Гитлера там сегодня больше, чем в западной части.

Маленькая Литва своими письмами на радио "Свобода" в последнее время создаёт если не шум, то шорох в нашей почте. Пишут, что там опасно возражать против вступления Литвы в НАТО, что литовская госбезопасность ведёт себя, как советская, но есть и другие письма. "Благодарю Бога, что дал дожить до того дня, когда после 50 лет ига мы вырвались на свободу, отцепились от гнилого паровоза. Крича о мире, развивали бешеную гонку вооружений, крича о том, что экономика должна быть экономной, затевали БАМ и другие дурацкие стройки. Что с ними стало? Что теперь стало с целиной? А помощь террористам во всём мире? А пустые прилавки и огромные очереди, в которых мы стояли? Плодородные земли зарастали лесом, а хлеб покупали у американцев, которых считали врагами. Это по такому прошлому плачут многие в России, так что стенания доносятся и до нас? Мы ничего не забыли. Хватали тысячи невинных людей, запихивали в товарные вагоны и без жалости отправляли в Сибирь, на Север. Наши мужчины томились в тюрьмах и лагерях. Некоторые ушли в леса сопротивляться оккупации. Их трупы валялись на улицах. Нас называли фашистами. За что? За то, что трудились и жили в достатке? По большевизму это преступление. С ужасом слышим с востока старый советский гимн. С ужасом видим, что по Красной площади шагают с портретами вампиров. А мы так надеялись, что Россия встанет на демократический путь! Ниёле Римкиене, 66 лет".

"Я и все, кого знаю, - пишет Леонид Абрамович Браславский, - уже давно с глубоким отвращением наблюдаем за его поведением и деятельностью. Ему присвоили звание полковника, заслуженного юриста, недавно он стал профессором и, несомненно, станет академиком. Разве всё это не похоже на безумный фарс? Но всё же вершиной его депутатской деятельности стал призыв не объявлять минуту молчания в память жертв Холокоста и героев Варшавского гетто. Как и следовало ожидать, он вызвал трусливое и подлое замешательство в Думе. Ему подал братскую руку депутат Шандыбин, показав лишний раз, что наличие таких депутатов в Думе - позор России. Не знаю, можете ли вы назвать в эфире фамилию Жириновского. Если нельзя, то обозначьте его так: широко известный депутат. Слушатели поймут".

Можем мы назвать эту фамилию, господин Браславский, можем. Лучше всех, по-моему, определила таких людей, как Жириновский, писательница Екатерина Старикова: "принципиальная непросвещённость". Просвещённый человек не будет утверждать, что обезьяну выдумал немец. А Жириновский, собственно, только это и делает. Считают, что он играет. Он, мол, отлично знает, как было дело с обезьяной, но из вредности или озорства не хочет признать, что немец к её появлению в животном мире не имеет никакого отношения. У меня другое впечатление. Принципиальная непросвещённость - это состояние человека, который из всего, что содержится в книгах, принимает только то, что ему нравится, что тешит, например, его национальное самолюбие. На сцене притвориться таким можно, в жизни - нет, не позволит как раз она, просвещённость. Ну, не станет владеющий собою джентльмен из притворства ходить с расстегнутой ширинкой!

XS
SM
MD
LG