Ссылки для упрощенного доступа

Парковка в Москве: платить - не платить...


Лев Ройтман:

В любом большом городе владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой парковки, в том числе и платной. Автомобилисты московские полагали, что после 1-го июля, когда городское правительство ввело так называемый налог с продаж, плата за городские паркинги отпадет автоматически. Но за паркинги деньги в Москве требуют по-прежнему, просто одни платят, а другие отказываются. Возникла новая проблема - проблема легальности платежей. Голос москвички:

"Взять там те же муниципальные парковки, которые вообще непонятно кому принадлежат и, соответственно, непонятно кому платишь деньги - подходит какой-то человек, ничего не показывает толком, ну да, он в форме, форму, наверное, сейчас не проблема найти, стоит, собирает деньги".

С этой москвичкой накануне передачи беседовала Марина Катыс, наш московский корреспондент. Марина Катыс участвует в разговоре, другие участники: Павел Панов - городская служба платных парковок; Виктор Воробьев - городское управление транспорта; и Олег Комаровский - журнал "Впрок".

Павел Николаевич Панов, я представлю вас несколько подробнее: вы Генеральный директор Государственного унитарного предприятия "Городская служба платных парковок", и наверняка, вопрос о легальности платежей за парковку у вас обсуждался и, думаю, решение было принято. Какое решение - брать или не брать?

Павел Панов:

Система муниципальных платных парковок основана и действует в Москве с 94-го года, но никогда в городе Москве не вводился сбор за парковку. Это плата за пользование муниципальными платными парковками, то есть земельным участками, и вся эта плата подвергается общему налогообложению и пользуются те фирмы, которые определяются на конкурсной основе правительством Москвы. Поэтому на сегодняшний момент перед нами не стоит такой вопрос - платить или не платить, оплачивать нужно при пользовании муниципальными парковками.

Лев Ройтман:

Спасибо. И Олег Комаровский, представлю теперь и вас, так сказать, по всей форме: вы Генеральный директор журнала "Впрок", это журнал Международной конфедерации обществ потребителей. Итак, за парковку легально ли брать по-прежнему платеж?

Олег Комаровский:

За парковку платеж брать незаконно, но за парковку. Потому что если речь идет об аренде земли, это совсем другой субъект налогообложения, важно, чтобы он четко был обговорен в соответствующих нормативных актах.

Лев Ройтман:

Олег Комаровский, спасибо за это разъяснение. В российской печати мне попадалась ссылка на то, что в декабре прошлого года Государственная налоговая служба разъяснила специальным письмом в связи с применением налога с продаж, в Москве, тогда еще этого налога не было, но он введен с 1-го июля, что налог с продаж вводится вместо совокупности 15-ти местных сборов и двух местных налогов, в том числе и сбора за парковку автомобилей, речь идет о сборе за парковку автомобилей. Как должны вести себя лица, которые паркуются на муниципальных стоянках, некоторые, как известно, это всем известно, не платят и просто уезжают не заплатив, и ничего не происходит. Вновь вопрос Павлу Николаевичу Панову: вы обращались в суд по делам таких вот неплательщиков?

Павел Панов:

На сегодняшний момент государственное предприятие не обращается в суды по факту отказа. С выходом нового кодекса административных правонарушений, где будут отменены поправки к статье 115-й по применению блокирующих устройств и эвакуации автотранспортных средств, к автовладельцам которые отказываются от оплаты, то будут снова применены такие санкции. Пока мы в суды не обращаемся.

Лев Ройтман:

А почему вы не обращаетесь в суды сейчас - вы неуверены в исходе дел?

Павел Панов:

Мы уверены в нашей правоте, но, поймите правильно, 10 рублей - это не тот уровень для рассмотрения наших судов, где у нас и так есть чем заниматься.

Лев Ройтман:

Спасибо. И вновь Олег Комаровский, журнал "Впрок", Международная конфедерация обществ потребителей, обращались ли к вам, в вашу конфедерацию, быть может в вашу редакцию, потребители, в данном случае автомобилисты, с жалобами на, как они полагают, незаконные попытки взимать плату, когда они запарковали автомобиль, им совершенно все равно, за что они платят.

Олег Комаровский:

Я могу сказать, что за последние три месяца где-то процентов 40 всех обращений не только обращений в конфедерацию, но в региональные общества по защите прав потребителей, эти все обращения касаются законности, либо незаконности подобного рода взиманий. Мы разъясняем, что сбор за парковку с 1-го июля 99-го года незаконен. И дальше, по мере сил и возможностей, разъясняем людям как себя вести в ситуации, когда некие люди, причем, подавляющее большинство обращений говорит о том, что эти люди не одеты в форму, это либо куртка форменная, либо штаны форменные, у кого-то есть значки похожие, помните, были раньше бляхи у инспекторов ГАИ, у кого-то нет таких блях, у кого-то есть квитанции установленного типа, у кого-то просто бумажки. Вот эти люди подходят и предлагают заплатить деньги за парковку, я еще раз повторяю, речь идет о парковке. Так вот мы разъясняем, что с 1-го июля этот сбор является незаконным, поэтому дальше вступает в силу действующее законодательство Российской Федерации. Если администрация парковки, условно будем говорить, администрация парковки, не согласна с тем, что человек отказывается платить, у нее есть установленные законами санкции, они могут обращаться вплоть до суда с тем, чтобы сам суд определил, кто прав в этой ситуации, кто нет.

Лев Ройтман:

И вновь Павел Николаевич Панов, итак, вы не видите никакой проблемы в той ситуации, которая создалась или проблема все-таки какая-то есть?

Павел Панов:

Проблема есть с точки зрения не совсем правильной интерпретации данного закона. На сегодняшний момент, поймите правильно, платные парковки организованы не только в городе Москве, по этому опыту работают и Санкт-Петербург, и Владивосток, и Екатеринбург, и Набережные Челны и много других российских городов. Мало того, в этом году к нам приезжали представители Украины, города Киева перенимать данное направление, данный опыт. Поэтому на сегодняшний момент проблемы как таковой, как юридической нет, это только разные мнения и разные интерпретации выполнения данного закона.

Лев Ройтман:

Таким образом, вы принимаете ситуацию как беспроблемную, когда одни платят, а другие не платят, в суд вы не обращаетесь, никаких принудительных административных мер не предпринимаете, кто заплатил - заплатил, кто не заплатил - постоял даром, и проблемы в этом никакой. Марина Катыс, вы проводили свой миниопрос накануне этой передачи, и коль скоро речь идет о парковках, то москвичи жалуются ведь не только на неясность ситуации с муниципальными парковками, они жалуются и на то, что при домах недостаточно мест для парковки, а самоорганизоваться им не дают. И вот послушаем, что говорит другая москвичка по этому поводу:

"Основная претензия - это невозможность жильцам дома самим организовать парковку так, как им удобно. Вроде, казалось бы, мы собственники, это наша территория, но сами мы ничего решить не можем. Машин стало значительно больше в последнее время, и людям негде запарковаться. Мы несколько раз обращались и никакой реакции со стороны городских властей на наши претензии получено не было. Мы пытаемся делать что-то сами, но то экологическая полиция - ах, вы деревце вырубили. А то, что газуют 25 машин, не будучи в состоянии разъехаться под домом у людей и люди это нюхают, экологическую полицию это не волнует. Я считаю, что, видимо, людям надо дать как-то больше свободы в плане решения собственных проблем, не мешать людям самим организовываться так, как им удобно".

Голос и мнение москвички. И, Воробьев Виктор Васильевич, я теперь представлю подробнее и вас: вы заместитель начальника отдела развития производственной базы гаражно-стояночного хозяйства и автосервиса управления транспорта и связи правительства Москвы, вот такая долгая должность. А теперь вас попрошу прореагировать на то, что сказала эта москвичка.

Виктор Воробьев:

Нормативными правовыми актами города Москвы и правительство Москвы проводят определенную работу по созданию условий для хранения личного транспорта. В настоящее время разработана программа строительства многоэтажных гаражей-паркингов на 500 тысяч машино-мест. Что касается того вопроса, который задала гражданка, то на внутридворовых территориях просто невозможно сегодня из-за нашей застройки строить вот эти вот автостоянки. Потому что так же живут и жители, которые не имеют транспортных средств и которые хотят сидеть, отдыхать и прогуливать своих детишек. Но в то же время у нас покупная способность вот этих гаражей многоэтажных паркингов практически нулевая, так как существует альтернатива - это такие строения как "ракушки", "пеналы" и так далее, которые сегодня ставятся незаконно, не платят ни за аренду земли, и город несет от этого убытки. Такие стоянки, и вообще, что такое открытые стоянки или там гаражи-"ракушки", конечно это прошлый век. И очень бы, конечно, хотелось, чтобы мы ближе были к цивилизации.

Лев Ройтман:

Спасибо, Виктор Васильевич. Олег Комаровский, мой вопрос к вам: эта проблематика попадает к вам когда-нибудь?

Олег Комаровский:

Да, попадает. Но здесь я больше или ближе к своему коллеге за столом должен согласиться именно с этой точкой зрения.

Лев Ройтман:

То есть сделать реально что-то очень трудно?

Олег Комаровский:

Нет, я его этого не сказал. Я просто сказал, что если дать власть, дать свободу действий тем инициативным группам автомобилистов в каждом конкретном дворе и в каждом конкретном микрорайоне, то, я боюсь, возникнут такие междоусобицы локальные между владельцами машин и не владельцами машин. Я считаю, что Москва, это объективная реальность, Москва проектировалась и строилась не в расчете не на тот парк автомобилей, который мы сегодня имеем. Можно сказать, что новые дома или новые застройки уже планируются с этим учетом и здесь возникает проблема, о которой сказал Виктор Васильевич. Старые дома, старые микрорайоны, но там действительно невозможно эту проблему решать ни паркингами, ни "ракушками". Эта проблема, с одной стороны, комплексная, всей Москвы, а с другой стороны, это проблема каждого конкретного района, каждого конкретного округа и решаться она должна с учетом таких географических и материальных возможностей жителей нашего города.

Лев Ройтман:

Спасибо, Олег Комаровский. И вновь хочу включить в разговор Павла Николаевича Панова, но послушаем мнение еще одного москвича:

"Меня возмущают платные стоянки у вокзалов, в аэропорту, во всех московских аэропортах. Нигде такого я не видел заграницей, и у меня нет слов возмущения. Это грабеж народа, грабеж людей".

Мнение москвича. Насколько это мнение обосновано?

Павел Панов:

Я хочу сделать небольшое замечание: во всех крупных зарубежных аэропортах расположены огромные подземные паркинги и возможность бесплатно припарковаться практически исключена, а для тех, кто пытается бесплатно припарковать свой автомобиль, для тех существуют органы полиции и службы эвакуации. То, что касается аэровокзалов, аэропортов, просто вокзалов, притяжение автотранспортных средств там такое, что единственный способ регулирования движения, и чтобы автовладелец задумался и сократил, постарался, во всяком случае, сократить время при сопровождении других лиц, это только платное регулирование. Поэтому на сегодняшний момент там развивается система и платных парковок, и платных въездов, и платных дорог, как в Шереметьево-2.

Лев Ройтман:

Спасибо, Павел Николаевич. Я в этой передаче только ведущий, но позволю себе в данном случае согласиться с вами и не согласиться с собеседником Марины Катыс.

Марина Катыс:

Дело в том, что на самом деле граждане страшно возмущаются не столько платными муниципальными парковками, которые находятся на специально выделенных территориях и огороженных, сколько необходимостью платить за те 30 минут, на которые человек припарковался у кромки тротуара, для того, чтобы сходить купить сигарет или мороженного или зайти в магазин. Еще один момент, который действительно непонятен в российской столице, это то, что при больших универмагов существуют обязательно платные и достаточно дорогие парковки, причем, чем больше универмаг или супермаркет, тем, соответственно, парковка почему-то оказывается тоже дороже. Хотя во всем мире ситуация прямо обратная: обычно супермаркет арендует территорию под парковку, поскольку он заинтересован в клиентах, и она является для покупателей магазина бесплатной. Здесь, я думаю, московское правительство могло бы уделить внимание этому вопросу, во-первых, наверное, были бы больше прибыли от того, что больше людей участвует в торговых отношениях и просто налоги с другого были бы выше, чем с парковки автомобилей около большого магазина. И я-таки из нашей беседы не поняла, на самом деле, относятся ли те остановки у тротуаров к разряду муниципальных платных парковок, потому что больше всего москвичей возмущает именно это, что стоит человек на тротуаре, и если ты остановился, он к тебе подходит и берет с тебя деньги за то, что ты припарковался около тротуара. Здесь я хотела бы адресовать вопрос Павлу Николаевичу: относится ли остановка около тротуара к зоне платных муниципальных парковок?

Павел Панов:

Да, все муниципальные платные парковки, которые располагаются на проезжей части, есть основной источник системы муниципальных платных парковок. И предназначены только для регулирования потоков, для уменьшения времени нахождения автотранспортных средств на участках с наиболее тяжелым движением. По поводу первого замечания, что крупные супермаркеты, хотелось бы, чтобы они выкупали и пользование парковками было бесплатное, да, такая работа на сегодняшний день проводится, перед ЦУМом 3 года существовала платная парковка, на сегодняшний день она бесплатна для пользователей ЦУМом. Такая же сделана парковка, если вы знаете, в Шереметьево около крупнейшего магазина, сделана бесплатная парковка у "Будапешта", если рекламу слушаете, то это бесплатная парковка около магазина "Интероптика", и я могу перечислять очень, очень много. То что касается взимания денежных средств, законно это или незаконно, мы уже обсуждали в первой части. Все, что находится в центральной части - это регулирование потоков, в том числе и на проезжей части, и на прилегающей территории.

Лев Ройтман:

Спасибо, Павел Николаевич, за ваш ответ на вопрос Марины Катыс, в высшей степени уместный вопрос. И кстати, здесь я просто ссылаясь на личный опыт, замечу: я никогда в жизни, а я живу больше четверти века на Западе, ничего подобного тому, о чем говорила Марина Катыс, о платных парковках у супермаркетов, у универсальных магазинов, у шопинг-центров не видел и, полагаю, не увижу. Это для магазинов здесь означало бы попросту отдать клиента конкуренту. Как бы то ни было, Олег Комаровский, что вы скажете в заключении нашей передачи, на взгляд редактора журнала "Впрок" потребительский журнал, все в Москве в порядке или нет?

Олег Комаровский:

Как бы мне хотелось сказать, что в Москве все в порядке, к сожалению, я этого сделать не могу. Но я бы хотел, пользуясь случаем, все-таки уточнить проблемы. Дело в том, что часть проблем - это проблемы взаимоотношений между коммерсантами и их клиентами. Эти взаимоотношения, безусловно, могут базироваться и должны базироваться на законных и подзаконных актах, но, мне кажется, невозможно заставить коммерсанта законом, заплатив за аренду земли, отдавать ее бесплатно. Только сознательное поведение клиента, который выбирая некий товар, выбирает его не только по цене, но и по качеству его приобретения, если понятно, о чем я говорю. Может быть действительно не приезжать в универмаг, где стоянка платна, а поехать в универмаг за квартал, но именно потому, что стоянка бесплатна и таким образом стимулировать грамотных, смотрящих в перспективу предпринимателей к тому, чтобы они, по крайней мере, имитировали уважение к тем, кто платит им деньги.

XS
SM
MD
LG