Ссылки для упрощенного доступа

По следам Эскулапа


Новые данные о происхождении СПИДа, основанные на сложных математических расчетах динамики изменчивости вируса иммунодефицита, установление тесной связи между диабетом и сердечными заболеваниями, а также последние медицинские новости - вот темы нашей сегодняшней передачи.

Евгений Муслин:

Несмотря на активнейшие исследования, СПИД остается "неконтролируемой" инфекцией, продолжающей распространяться. Борьбу со СПИДом в значительной степени затрудняет то обстоятельство, что ее возбудитель - вирус иммунодефицита человека - ВИЧ, по многим своим свойствам по-прежнему непонятен и даже загадочен. В частности, нет единой точки зрения о происхождении этого возбудителя и о времени его "вхождения" в человеческую популяцию. Об одной из новейших теорий по этому поводу мы попросили рассказать профессора Даниила Голубева.

Даниил Голубев:

Во-первых, о заболеваемости СПИДом в мире: в прошедшем 1999-м году зарегистрировано 5,6 миллионов вновь инфицированных ВИЧ, в том числе, 3,8 миллиона в Африке. Всего же в мире на сегодня около 40 миллионов больных этой инфекцией, из них более 23 миллионов в Африке. Многими миллионами исчисляется количество умерших от СПИДа, из них опять же большинство приходится на Африку. Если не произойдет решительных изменений в тактике лечения и профилактики СПИДа, к 2010-му году средняя продолжительность жизни в Африке уменьшится из-за его распространения с 59 лет - сегодняшний показатель, до 45 лет. Неудивительно, что СПИДу в Африке было посвящено в январе этого года специальное заседание Совета Безопасности ООН. Кстати, это был первый случай в истории ООН, когда Совет Безопасности обсуждал медицинский вопрос. Необходимо добавить, что СПИД учащается и в различных странах других континентов - Азии, Европы, Америки. Весьма "актуальна" эта инфекция, к сожалению, для России, Украины, других стран СНГ и Прибалтики.

Евгений Муслин:

Как вы думаете, "африканский акцент" в распространении СПИДа, который порой бесспорно имеет место, носит ли он какой-то специфический характер применительно к происхождению возбудителя или это какое-то вторичное явление?

Даниил Голубев:

Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но, согласно целому ряду концепций, связь СПИДа и Африки не случайна. Хотя, как известно, этот синдром как самостоятельное заболевание впервые был идентифицирован в 1981-м году в США. Вот и самая последняя гипотеза о происхождении СПИДа, принадлежащая доктору Бетти Корбер из Лос-Аламосской Национальной лаборатории США, основана на представлении о происхождении ВИЧ от африканских обезьян шимпанзе. Она основана на оригинальных исследованиях автора и его коллег с применением совершенно нового методического подхода.

Евгений Муслин:

Расскажите пожалуйста, в чем состоит этот подход?

Даниил Голубев:

Речь идет о применении новой статистической методики с использованием для расчетов одного из самых современных суперкомпьютеров. Методика расчета разрабатывалась учеными группы доктора Кробер с участием ее мужа Джеймса Тейлера - специалиста в области математической астрономии в течение двух лет. Затем эта методика была использована для сопоставления структур генов вирусов иммунодефицита человека, выделенных от людей с 1980-го по 1989-й годы. Известно, что ВИЧ очень быстро изменяет свои свойства - мутирует. Иными словами: все указанные штаммы составляют в своей совокупности ряд близких друг другу, но не идентичных "родственников", отличающихся по структуре своего генома. У всех этих штаммов была изучена последовательность нуклеотидов в геноме, и по новой методике с помощью компьютера вычислена динамика изменчивости этой структуры во времени. Изучив статистические закономерности этой изменчивости, доктор Корбер обратилась вспять, то есть стала рассчитывать: а какой была эта структура у более ранних вирусов, то есть тех, которые были, или, точнее, "должны были бы быть" в 70-е, 60-е годы и еще раньше.

Евгений Муслин:

И что же оказалось?

Даниил Голубев:

Что при данных темпах мутаций вирусный "прародитель" нынешних штаммов ВМЧ должен был внедриться в человеческую популяцию в период между 1910-м и 1950-м годами, но скорее всего около 1930-го года.

Евгений Муслин:

А где он находился до этого?

Даниил Голубев:

По всей вероятности, в шимпанзе. В этом плане доктор Бетти Корбер солидарна с другими авторами, считающими, что человеческий вирус иммунодефицита имеет обезьянье происхождение и мог попасть в человеческий организм во время охоты за этими животными или при поедании мяса шимпанзе. Известно, что в некоторых районах Экваториальной Африки, особенно на территории бывшего Бельгийского Конго такая практика существует издревле. Доктор Корбер не настаивает на том, что эта трансмиссия, то есть передача от обезьян к человеку вируса иммунодефицита произошла именно в 1930-м году. Трансмиссия могла произойти и намного раньше, но по каким-то причинам не привела к распространению инфекции среди людей. А с 1930-го года это распространение (циркуляция) среди людей началась и вирус стал при этом мутировать, распространяясь все больше, поразив к настоящему времени уже около 40 миллионов человек.

Евгений Муслин:

Насколько противоречит такой вывод устоявшимся представлениям по этому поводу?

Даниил Голубев:

Судите сами: до сих пор считалось, что самый первый изолят ВИЧ относится к 1959-м году. Естественно, что сам вирус был выделен из музейных образцов крови и идентифицирован как ВИЧ намного позже, уже в девяностые годы, но сами эти образцы - пулы крови, были получены в Бельгийском Конго в 1959-м году и с тех пор хранились в замороженном виде. О более раннем выделении ВИЧ от людей не было известно, но вот, согласно данным группы доктора Корбер, первые варианты вируса иммунодефицита человека появились в человеческой популяции на 30 лет раньше.

Евгений Муслин:

Получается, что гипотеза доктора Корбер противоречит мнению английского журналиста Хупера, высказанному в его книге "Река". Не так ли?

Даниил Голубев:

Именно так. Согласно этому автору, ВИЧ был занесен в популяцию людей в конце 50-х годов при испытании на территории Бельгийского Конго образцов живой полиомиелитной вакцины, приготовленной на ткани почек шимпанзе. Кстати, проверка этой гипотезы продолжается. Найдены образцы той вакцины, которая была приготовлена в 50-е годы в Институте Вистар в Филадельфии, и эти образцы исследуются на наличие в них ВИЧ в разных лабораториях.

Что касается доктора Корбер, то она не просто отвергает гипотезу Хупера - она показала ее фактическую несостоятельность. Она и ее коллеги рассчитали, что для того, чтобы случилось то, что утверждает Хупер, в одну дозу вакцины, приготовленной на ткани нескольких разных шимпанзе, должны были бы попасть, по меньшей мере 10 (!) разных штаммов ВИЧ. Это совершенно невероятно.

Евгений Муслин:

А какова ваше личное мнение как вирусолога о гипотезе Хупера?

Даниил Голубев:

Крайне отрицательное и вот почему.

Как известно, в те же годы, когда исследовались образцы вакцины института Вистар в Бельгийском Конго, то есть, в 1959-м - 1960-м годах, куда более масштабные испытания живой полиомиелитной вакцины, приготовленные на обезьяньей ткани, провел профессор Анатолий Александрович Смородинцев, работавший в Институте экспериментальной медицины Академии Медицинских Наук. Это исследование было проведено в Прибалтийских республиках бывшего СССР на миллионе детей, и при этом были получены беспрецедентные по своей убедительности данные, свидетельствующие и об абсолютной безвредности и о высочайшей эффективности этого препарата. Заболеваемость полиомиелитом сразу стала резко уменьшаться, и никаких вредных последствий при этом не наблюдалось. Если бы гипотеза Хупера была бы верна, то в Прибалтике в 60-е годы должны были бы появится заболевания с проявлениями иммунодефицита. Как известно, ничего подобного не было. СПИД "пришел" в Восточную Европу и, в частности, в Прибалтику, в конце 80-х годов , и пришел "извне" как завозная инфекция.

Возвращаясь к работе лос-аламосских ученых, хочу подчеркнуть, что, хотя в представлениях о природе ВИЧ еще и сейчас остается немало белых пятен, в решении этой сложнейшей проблемы, безусловно, сделан большой шаг вперед.

Лилия Шукаева:

Когда врачи задают Луизе Робинсон вопрос, нет ли в семье больных диабетом, она перечисляет без запинки: брат, дядя, обе тетки, двоюродные сестры, племянница. Может, болели и родители, даже наверняка. Но оба умерли, не дожив до 50, и не знали, был у них диабет или нет. Но они умерли от инфаркта, а он ведь часто бывает у диабетиков. А двоюродная сестра умерла недавно и от ужасных осложнений - вот уж у кого был диабет, так диабет. И почки отказали, и кровотечения начались, и два инфаркта, а под конец ампутировали ногу - открылась гангрена. А было ей всего 50 с хвостиком. Почти как Луизе.

Подобно многим людям, которые видели, как страдают от диабета и даже умирают их близкие, Луиза временами задумывалась и о том, что проклятая болезнь прячется где-то в ее генах и рано или поздно объявится у нее самой. Но в конце 1998-го года ей сказали, что болезни можно избежать, что есть такая специальная Программа предупреждения диабета, рассчитанная на 6 лет, и в нее включились 27 медицинских центров по всей Америке, в том числе и два центра в Нью-Йорке - больница Святого Луки в Манхэттене и Медицинский колледж Альберта Эйнштейна в Бронксе. И там, и там, врачи занимаются такими как Луиза - пациентами с повышенным риском заболевания.

От дома до колледжа Эйнштейна на метро не больше часу. Три поездки в неделю - не трагедия. Есть смысл записаться добровольцем в эту программу - решила Луиза, вдвоем с дочкой, ей уже 20, и она, хоть и ветер в голове, понимает, что к чему, и тоже хочет избавиться от риска - вдвоем будет веселей и время в дороге пролетит незаметно. Мать и дочь Робинсон позвонили в колледж. Места в группе еще есть, приезжайте, сказали им.

27 медицинских центров объявили войну диабету второго типа - изнурительной и чреватой тяжелыми осложнениями болезни, которая стремительно распространяется среди тех американцев, что сторонятся физических нагрузок и обладают избыточным весом. Сегодня диабет второго типа, проявляющийся в среднем после 30 лет, диагностирован у 9 миллионов с лишним американцев. К этим 9 миллионам, как считают врачи, надо прибавить еще 4,5 миллиона тех, у кого тоже диабет, но они еще нее знают об этом. Вместе с жертвами юношеского диабета - диабета первого типа получается около 15 миллионов и лечением всех больных обходится в 100 миллиардов долларов.

Недавно Американская кардиологическая ассоциация и еще четыре общественные медицинские организации обратились через журнал "Кровообращение" ко всем кардиологам и терапевтам, призывая их при лечении пациентов ни на минуту не упускать из виду диабет 2-го типа, так как он резко увеличивает риск инсульта и инфаркта. У диабетиков чаще всего высок уровень холестерина, высокое кровяное давление, подчеркивается в обращении, они склонны к политике и пассивному образу жизни. Сердечно-сосудистые болезни - почти неизбежный их удел.

Врачи уверены, что диабет вызывает комбинация генов, которая пока не выявлена. Но образ жизни играет также важную роль. Люди, предрасположенные к диабету, должны следить за своим весом и получать регулярные физические нагрузки, какое бы отвращение к упражнениям они бы не испытывали. Иначе с возрастом риск диабета со всеми его последствиями будет увеличиваться. Особенно подвержены диабету 2-го типа такие этнические группы, как чернокожие, индейцы, испаноязычные американцы, азиаты и жители тихоокеанских островов.

"Диабет второго типа стремительно наступает, - говорит Сандра Фо- эндокринолог из больницы Святого Луки. - Полвека назад это была болезнь 50 и 60 летних, а теперь ею болеют и в 30, и в 2 лет. От нее уже страдают подростки! И все потому что они жуют с утра до вечера и набирают немыслимый вес. Если нам не удастся остановить диабет и повернуть этот процесс вспять, дело будет иметь характер эпидемии, настоящего национального бедствия. Нация диабетиков - об этом страшно подумать"!

Классический признак диабета - ненормально высокий уровень глюкозы в крови. Причин может быть две: либо поджелудочная железа не вырабатывает инсулин, который помогает глюкозе проникнуть в клетки организма и напитать его необходимой энергией, либо вырабатывает, но организм его может его использовать. У людей с диабетом 2-го типа как раз второй случай: инсулин есть, но толку от него никакого (это называется инсулиновым сопротивлением). Глюкоза не попадая в клетки, остается в крови и превращается из союзника во врага - носит повреждения почкам, глазам, нервам, сосудам.

Связь между диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями была известна давно, но лишь в последнее время на не стали обращать внимание. Мало того, что среди диабетиком эти заболевания участились - они еще стали тяжелее, чем 10 или 15 лет назад. В "Журнале американской медицинской ассоциации" были недавно опубликованы данные об исследовании 18 тысяч пациентов. Исследование показало, что хотя в США смертность от сердечных болезней за последние десятилетия снизилась, эта тенденция коснулась диабетиков гораздо меньше, чем всех остальных. Среди недиабетиков мужчин уменьшение смертности от сердечных болезней достигло 36,4 процентов, среди диабетиков-мужчин только 13 процентов. Среди женщин разница еще разительнее: недиабетики стали умирать от сердечных болезней на 27 процентов реже. Диабетики - на 23 процента чаще, если ситуацию у мужчин объяснить легко, то ситуация у женщин остается пока загадкой.

"Несмотря на то, что эта картина известна всем, диабетика все еще рассматривают как сердечного больного лишь от случая к случаю, - говорит Брюс Циммерман, президент Американской диабетической ассоциации и эндокринолог в клинике Майо, в Миннесоте. - Между тем, у всех диабетиков надо контролировать холестерин и триглицериды так же часто, как уровень сахара в крови. А это увы делается далеко не всегда. И не все врачи знают, что осложнения от диабета, например, на артериях могут возникнуть даже на ранних стадиях болезни. Так мы приходим к идее превентивной терапии.

Исследователи считают, что большинство случаев диабета 2-го типа начинается с генетически обусловленного инсулинового сопротивления, которое развивается еще в юности, задолго до развития диабета как такового. Так как организм не в силах использовать инсулин как следует, поджелудочная железа выкладывается все больше и больше, стараясь удержать уровень сахара в норме. Так продолжается некоторое время, но постепенно клетки, вырабатывающие инсулин, изнашиваются, уровень сахара начинает расти и диабет уже на пороге. Излишняя полнота и отсутствие нагрузок довершают дело. Развитие инсулинового сопротивления завершено.

Само по себе инсулиновое сопротивление, еще не сопровождающееся высоким уровнем сахара, уже связано с ненормальным количеством жира в крови, с повышенным давлением и сердечной болезнью. По оценкам врачей, инсулиновое сопротивление можно найти сейчас у 60 миллионов американцев. Только 15 миллионов из них станут диабетиками, но все 60 миллионов - кандидаты в сердечники, а, может быть, считает Циммерман "не кандидаты, а уже сердечники".

Полгода назад в журнале "Диабет" появилось сообщение, что исследователи, изучавшие диабетиком Сицилии, идентифицировали первый ген из тех, что имеют отношение к инсулиновому сопротивлению. Этот ген управляет выработкой белка, который парализует способность инсулина открывать глюкозе путь в клетку. Айра Голдфайн, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско и участник этого открытия надеется, что дело может привести к лекарству, которое заблокирует белок и восстановит работоспособность инсулина. Но путь к этому будет нелегок и долог, говорит Голдфайн. Не каждый, у кого есть инсулиновое сопротивление, вырабатывает ненормальный белок, и не у каждого, кто вырабатывает этот белок, вы найдете новое сопротивление. Надо прежде всего идентифицировать все гены, связанные с этой проблемой и понять, какую роль они выполняют.

Покуда генетики ищут эти гены, в больницах идут поиски оптимального сочетания медикаментозной терапии, диеты и физических упражнений для предупреждения диабета. В этих поисках в качестве испытуемой участвует Луиза Робинсон, с которой мы начали свой рассказ, и сотни ей подобных. Врачи нашли, что диабет ей действительно угрожает: когда она ест или пьет что-нибудь сладкое, уровень глюкозы у нее подскакивает. Не так высоко, как у диабетика, но все же заметно. Это называется ослаблением толерантности к глюкозе и считается предвестником диабета.

Врачи сказали Робинсон, что она весит на 6-7 килограммов больше, чем нужно, и что этот вес надо сбросить. Она получила индивидуальную инструкцию - сколько и как ходить, сколько ездить на велосипеде, какие делать упражнения. Специалист по питанию разработал для Луизы диету: она стала есть больше фруктов и овощей, и меньше мяса и хлеба. Она рассказывает, что не было для нее большего удовольствия, чем хороший бифштекс с жареной картошкой или большой кусок пиццы. Теперь она и не думает об этом, Самовнушение - великая вещь.

Шесть килограммов она сбросила за полгода. Потом еще два. И они не вернулись. У всех в ее группе сколько-нибудь килограммов да вернулось, а у нее - нет, и ей не надо начинать сначала. "Я выгляжу лучше и чувствую себя лучше, - говорит Луиза, - И давление понизилось. И уровень сахара упал, и одежда спадает, не в чем выйти, одни расходы! Но я все равно счастлива"!

Луиза уверена, что диабет ей больше не грозит. А что думает Джоэл Цонзайн, эндокринолог из колледжа Альберта Эйнштейна, разрабатывающий программы для таких как Луиза? "Вряд ли мы полностью избавим наших испытуемых от диабета, - говорит он осторожно. - Но в том, что мы отсрочим его лет на 5, на 10, а то и на все 20 - в этом я не сомневаюсь", - говорит он.

Евгений Муслин:

Ощущение безнадежности не только неприятно психологически, но может быть весьма опасно для вашего здоровья. Так, исследователи из Мичиганского университета пришли к выводу, что люди, продолжительное время испытывающие чувство безнадежности, подвергаются значительному риску стать гипертониками. Проведенное ими исследование, опубликованное в последнем номере журнала "Гипертония", основано на изучении и анализе историй болезни 617 мужчин среднего возраста, собранных в Финляндии.

За четыре года, в течение которых велись наблюдения, 20 процентов этих мужчин заболели гипертонией, то есть кровяное давление стало выше 165 на 95. Причем заболеваемость подскочила до 37 процентов у мужчин с обостренным ощущением безнадежности и составила 23 процента для людей с умеренным ощущением озабоченности своей ситуацией.

До сих пор считалось, что ощущение безнадежности, чаще всего - симптом наступающей депрессии, однако, мичиганские исследователи пришли к выводу, что это скорее индикатор потенциальной гипертонии, а не депрессии.

XS
SM
MD
LG