Ссылки для упрощенного доступа

По следам Эскулапа


Перспективы полной ликвидации кори в США, роль молока в борьбе с остеопорозом, а также короткие медицинские новости - вот темы нашей сегодняшней передачи.

Евгений Муслин:

В последнее время понятное беспокойство общественности во всем мире вызывает проблема резкой активизации инфекционных болезней. Тут и возникновение совершенно новых, ранее неизвестных инфекций (например, СПИДа ), и активизация "старых", то есть давно известных и, казалось бы, побежденных болезней, в частности, туберкулеза, и непонятные "перемещения" отдельных инфекций из традиционных "мест обитания" в совершенно новые ареалы. Так, "корейские" хантавирусные инфекции неожиданно объявились в США... Тем приятнее узнать, что некоторые очень распространенные ранее заболевания все же уступают натиску медиков и близки к полной ликвидации. Так обстоит дело, в частности, с корью в США. Мы попросили рассказать об этой проблеме профессора Даниила Голубева:

Даниил Голубев:

Действительно, еще совсем недавно поражавшая миллионы детей коревая инфекция близка в США к полной ликвидации. Причем, прилагательное "полная" в данном контексте нужно понимать буквально. Судите сами: в прошлом году в США зарегистрировано... 100 случаев кори, причем в 29 из них установлено "заграничное" происхождение инфекции, то есть люди заразились в других странах и въехали в США уже будучи инфицированными.

Евгений Муслин:

Напомните пожалуйста, какой была заболеваемость корью в США раньше?

Даниил Голубев:

Отметим, прежде всего, что и в США, и во всех других странах мира, без всяких исключений, корь была, что называется, испокон веку, то есть всегда, поражая практически всех детей младшего возраста. Корь очень заразна, а потому один заболевший ребенок становится источником заражения многих других детей, с которыми он контактирует в школе или в другом коллективе. По заразительности корь уступает только ветряной оспе, но резко превосходит ее по тяжести течения и обилию осложнений, включая полную слепоту и тяжелые поражения мозга. Повторяю: на протяжении многих столетий корь считалась неотъемлемым "атрибутом" детства практически каждого ребенка, причем более частым, чем другие детские инфекции - ветряная оспа, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит ("свинка") и краснуха. Кстати, если человек не переболевал корью в детстве, он мог заразиться вирусом во взрослом состоянии, и это заболевание нередко протекало весьма тяжело.

По данным медицинских органов, "пик" заболеваемости корью в США пришелся на 1941 год. Тогда было зарегистрировано 894134 случая заболевания, причем 2279 заболевших умерли. Отметим, что это только официально зарегистрированные случаи, фактически заболевших было намного больше. Заболеваемость оставалась высокой вплоть до 1963-го года. Практически каждый ребенок в той или иной форме переболевал корью до своего совершеннолетия, и только с началом массовой вакцинации положение коренным образом изменилось.

Евгений Муслин:

Только ли вакцинацией можно объяснить столь резкое уменьшение заболеваемости корью за последние десятилетия?

Даниил Голубев:

Только и исключительно! Вакцинация детей против кори оказалась столь же радикальным средством профилактики этой инфекции, как в свое время это было с черной оспой, полиомиелитом и дифтерией, когда вакцины оказали буквально чудодейственное воздействие на "судьбу" соответствующих инфекций. Вакцинация против кори проводится в США в законодательном порядке, и каждый ребенок должен получить прививку до начала своего школьного образования. По данным медицинских властей, 90 процентов детей получают прививку в возрасте до двух лет, и именно это обстоятельство лежит в основе того феноменального факта, что заболеваемость корью в стране практически ликвидирована.

Необходимо подчеркнуть, что такой эффект мог быть достигнут только при массовой и ежегодной вакцинации. Только в этом случае создается тот уровень коллективного иммунитета, который оказывается достаточным барьером на пути распространения инфекционного агента. Еще в период между 1989-м и 1991-м годами в США были зарегистрированы 55 тысяч заболевших корью, 120 из которых умерли. Только многолетняя систематическая работа, приведшая к практически поголовной вакцинации детей огромной страны, привела к столь поразительному успеху. В большинстве штатов узаконена двукратная вакцинация, являющаяся особенно эффективной.

Евгений Муслин:

А как обстоит дело с заболеваемостью корью в других странах?

Даниил Голубев:

К сожалению, далеко не так блестяще. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, от кори ежегодно во всем мире погибает не менее миллиона детей, причем половина этих жертв приходится на долю африканского континента.

Все это крайне огорчительно, поскольку создание эффективных коревых вакцин обеспечило базу для повсеместной ликвидации кори. Повторяю: только одной вакцинации, но проводимой массово, организованно и постоянно оказывается вполне достаточно для практически полной ликвидации кори.

Особо хочу сказать о России. В 60-е и 70-е годы здесь, благодаря блестящим работам академиков Смородинцева и Чумакова были созданы свои оригинальные вакцинные штаммы, нисколько не уступающие по своей эффективности американским образцам. Особенно активно в деле подготовки таких вакцинных штаммов работали ученые ленинградского Пастеровского института. Здесь под руководством Смородинцева были созданы прекрасные коревые вакцины из штаммов "Л (Ленинград) - 4" и "Л-16", вполне соответствующие по своей активности американским вакцинам из штаммов "Шварц" и "Эдмостон". Более того, они имели прямое родство с теми вирусами, которые циркулировали в Евразии, и потому в тех условиях были особо эффективны. В те же годы началась массовая вакцинация детей против кори, и это сразу же сказалось на уровне заболеваемости. К сожалению, в последующие годы интенсивность всех звеньев профилактической работы ослабла, и это не могло не сказаться на заболеваемости. Так что, сегодня корь в России и других странах СНГ - это актуальная и, увы, нерешенная проблема.

Евгений Муслин:

Можно ли считать, что "судьба" кори в США свидетельствует о том, что ликвидация инфекционных заболеваний - это все же решаемая задача?

Даниил Голубев:

До сих пор ликвидированной в мире считается только одна инфекция - натуральная ("черная") оспа. Но, подчеркиваю: в мире, а не в одной отдельно взятой стране. В отдельной стране невозможно не только "построить социализм", но и ликвидировать инфекцию. Позвольте напомнить, что из 1090 случаев кори, зарегистрированных в США в прошлом году, по меньшей мере, 29 случаев были "импортированы". Именно по этой причине не считается ликвидированным полиомиелит, который практически не регистрируется в тех странах, где вакцинация хорошо налажена, и является частым гостем там, где эта работа не проводится вообще или проводится плохо. Ликвидация отдельных инфекционных заболеваний -задача в принципе достижимая, но только в масштабе целой планеты. Ликвидация вообще всех инфекционных заболеваний - на сегодня это задача совершенно нереальная, потому что многие инфекции еще в принципе неконтролируемы, то есть от них нет эффективных вакцин и других радикальных методов лечения.

Сергей Иванов:

Улыбаясь, розовощекий джентльмен держит в руке стакан с молоком, и усы у него, и борода - все в молоке. И надпись: " А ты не забыл выпить молока"? Такую рекламу можно увидеть в Америке - в журналах, газетах, на экране телевизора. Но встречается реклама и противоположного содержания, своего рода антиреклама. Нынешней весной в вашингтонском метро, а также в газетах штатов Висконсин и Нью-Йорк можно было увидеть картинку, на которой была изображена женщина со сломанной рукой. Надпись гласила: " Молоко не защищает от перелома"?

Как это так? Многие недоумевают. Конечно, молоко - это лишние жиры и лишние углеводы, зато молоко это также кальций, который необходим детям для роста костей и пожилым людям для предохранения от остеопороза, от изнашивания костной ткани. Это всем известно.

Большинство американских врачей и ученых, равно как и Министерство сельского хозяйства и, естественно, молочная индустрия эту старую истину подтверждают, но, несмотря на все рекламные ухищрения и изыски, потребление молока неуклонно снижается. По сравнению с 1970-м годом оно уменьшилось на 25 процентов. Именно поэтому, как считают представители органов здравоохранения, только один из трех американцев ( а если говорить о женщинах - то лишь одна из десяти) получает рекомендованную врачами ежедневную норму кальция - основного элемента для сохранения костной массы.

Причин у постепенного охлаждения к молоку несколько. Тут и пропаганда вегетарианства, и помешательство на обезжиренной пище и зазвучавшие в последнее время утверждения, что молоко не решает проблемы остеопороза. Защитникам молока приходиться теперь обороняться, а потребитель не знает, кому верить: мужчине с намоченными в молоке усами или женщине со сломанной рукой.

Но кто же пошел в наступление на молоко? В первую очередь, организация, называющая себя Комитетом врачей за разумную медицину. Этот комитет сочинил антирекламу, и, как считает Колин Кэмпбелл, специалист по биохимии питания из Корнельского университета, на это имелись все основания.

Обе стороны признают, что люди нуждаются в кальции, и не только для строительства и ремонта костей, но и для постоянного поддержания клеточной активности. Сокращение мышц, нормальная работа нервной системы, усвоение витамина В-12 и многое другое зависят среди прочего и от кальция. В этом у защитников и противников молока нет разногласий. Как и в признании того, научно доказанного факта, что в стакане, содержащем 250 граммов молока, находится примерно 300 миллиграммов кальция.

Разногласия начинаются, когда речь заходит об остеопорозе, который, согласно медицинской статистике, является причиной полутора миллионов ежегодных костных переломов и трещин и обходится американским пациентам, страховым компаниям и работодателям в кругленькую сумму - 14 миллиардов долларов. О чем же идет спор? Прежде всего, о том, достаточно ли кальция содержится в молоке, чтобы предотвратить все неприятности с костями у пожилых людей. Критики традиционных взглядов на проблему говорят, что, так как люди получают кальций не из одного молока, но и из бобовых и овощей, нет никакого смысла отдавать по этой причине особое предпочтение молоку.

Но если бы только в этом было дело, то спора бы, конечно, не возникло. Обеим сторонам также хорошо известно, что нехватка кальция - не единственная причина остеопороза. В строительстве костей участвуют и другие питательные вещества - витамин D, магний, фосфор и цинк. Укрепляют кости и физические упражнения. С другой стороны, ключевую роль в развитии остеопороза играет наследственное предрасположение, а поддерживают это развитое курение и, особенно, неумеренное потребление алкоголя. Так что получается довольно сложная картина.

Не так-то просто найти в ней место молоку. Эпидемиолог Дайана Фесканич, участвующая в грандиозном и всестороннем исследовании, которое проводит медицинский факультет Гарвардского университет, в течение 12 лет наблюдала 78 тысяч медсестер и санитарок, задавая им вопросы об их диете и, в частности, о потреблении молока, а также отмечая все отклонения от нормы в состоянии их костей. Вопреки ожиданиям она обнаружила, что женщины, которые каждый день выпивали по два стакана молока или даже больше, хоть и не намного, но все же чаще страдали от переломов и трещин в костях рук и бедра, чем те, кто ограничивался одним стаканом или пил еще меньше. "Разве это не полная противоположность тому, о чем твердит нам молочная индустрия, - замечает Нил Барнард, основатель Комитета за разумную медицину. Статистика не обманет".

Статистика статистике рознь, возражают Барнарду защитники молока. Результаты, полученные госпожой Фесканич, неубедительны: это всего лишь опрос, а не подлинный контроль за потреблением кальция. Мало ли что человек, даже добросовестный, но с дырявой памятью или в неадекватном эмоциональном состоянии, наговорит врачу. "Исследования такого типа хороши для выдвижения гипотез, но не для установления причин и следствий", - полагает Бесс Доусон-Хьюджес, директор Лаборатории костного обмена веществ при университете Тафтса в Бостоне.

Сама Дайана Фесканич старается не участвовать в спорах и держится нейтралитета. Она утверждает, что ее исследование не связывает прямо потребление кальция и остеопороз, оно лишь ставит вопрос, может ли большое количество кальция предотвратить повреждения костей. Может быть, того количества, которого, как нам кажется, достаточно, для защиты костей мало?

Но как установить подлинный контроль за потреблением кальция? Очень просто, отвечают защитники молока. Нужно провести множество проверок, в ходе которых одной группе испытуемых будут давать кальциевые добавки к пище, а другой - плацебо. А через год или два измерить плотность их костей и сосчитать повреждения. Доктор Доусон-Хьюджес уже провела несколько таких проверок, и они со всей очевидностью показали, что кальций помогает защитить кости от поломок и потери массы. Сходному обследованию были подвергнуты 1 800 француженок, и у тех, кто получал кальциевые добавки, оказалось на 30 процентов меньше костных повреждений, чем у тех, кто получал плацебо.

Можно ли после этого сомневаться в пользе кальциевых добавок? И доктор Доусон-Хьюджес и ее коллеги по Кальциевому комитету Национальной академии наук США разработали рекомендации по пищевым добавкам для американцев. 1 200 миллиграммов кальция в день - вот сколько, по их мнению, нужно мужчинам и женщинам от 51 года и выше. 1 200 миллиграммов содержатся с четырех стаканах молока. Людям от 19 лет до 50 достаточно 1000 миллиграммов в день, а детям от 9 до 18 - побольше, 1 300 миллиграммов.

Ребенок, у которого кости растут и увеличиваются в весе, усваивает 75 процентов кальция. К 20 годам усваиваемость кальция падает на 30 процентов, иногда даже до 50 процентов.

В это время кальций уже не нужен для роста костей - только для сохранения их плотности, то есть для поддержания их в рабочем состоянии. Потеря костной массы происходит постоянно, но понемножку, когда же у женщин наступает климакс, и начинает уменьшаться выработка эстрогена, сдерживающего изнашивание костной массы, ее потеря увеличивается, и может доходить до 3 процентов в год. Вот почему 80 процентов больных остеопорозом - это женщины. Не от одного кальция зависит крепость костей, говорит Доусон-Хьюджесс, но без него их существование просто немыслимо.

Но все эти соображения и выкладки не убеждают противоположный лагерь. Уже упоминавшийся доктор Кэмпбелл из Корнельского университета говорит, что в других странах, например, в Китае, женщины потребляют гораздо меньше кальция, чем женщины Америки, но страдают от повреждения костей в пожилом возрасте тоже меньше. Посмотрите, что делается в других странах, восклицает Кэмпбелл: чем больше потребление кальция, тем больше людей болеют остеопорозом. Никакое молоко не защищает от него, скорее наоборот. Да, наоборот! Именно кальций, как это ни парадоксально, может стать причиной остеопороза, если его доля в костях не оптимальна, а чрезмерна.

Сравнение с другими странами ничего не доказывает, возражают защитник молока. Совсем еще недавно азиатские женщины вели по преимуществу деревенский образ жизни, говорит Эйлин Кеннеди из Министерства сельского хозяйства, проводившая исследования в Азии. Целый день они работали в поле и дома, питались в основном овощами и не прикасались ни к табаку, ни к алкоголю. Утверждать, что среди них меньше страдающих остеопорозом только потому, что они не пили молока, слишком уж наивно.

Вот где корень вопроса - в физической активности, развивает тему Бонни Спекер, профессор физиологии питания в университете Южной Дакоты. Упражнения предохраняют от переломов не хуже кальция. Благодаря им укрепляются мышцы, улучшается координация движений, а, следовательно, человек меньше рискует поломать кости. Да и тот же кальций усваивается лучше. Спекер проанализировал множество исследований и обнаружил, что самое оптимальное для пожилого человека - это сочетание упражнений с ежедневной дозой кальция в 1 100 миллиграммов. Тогда будет польза и от того, и от другого. Без кальция от упражнений никакого толку, и без упражнений никакого толку от кальция. "Если вы целый день лежите на диване или сидите в кресле у телевизора и выпиваете 4 стакана молока, то вы можете с таким же успехом пить "Кока-колу", - говорит Спекер.

Сколько же времени надо отводить упражнениям? На это счет разногласий нет: полтора часа в день, пять дней в неделю. И упражнения должны быть с весовой нагрузкой. Плавание или велосипед, когда вам не приходится преодолевать силу тяжести, не в счет.

Евгений Муслин:

Шизофрения - это тяжелейшее душевное заболевание, насчитывающее миллионы жертв во всем мире. К сожалению, она почти всегда диагностируется слишком поздно. Новое исследование, опубликованное в Американском психиатрическом журнале, дает надежду на раннюю диагностику болезни, что позволит врачам предпринимать более эффективное профилактическое лечение.

Речь идет об исследовании, проведенном под руководством Майкла Дэвидсона, профессора психиатрии в Тель-Авивском университете. Исследователи воспользовались данными, собранными в процессе обязательного интеллектуального, медицинского и психиатрического обследования 16-17 летних израильских призывников, проверяемых на пригодность к военной службе. Им задавали вопросы о числе друзей, о том, часто ли они опаздывают в школу, о том, кто убирает за ними комнату, и о том, бывают ли они в центре внимания на вечеринках. Оказалось, что те молодые люди, которые впоследствии были госпитализированы из-за шизофрении, уже во время допризывного обследования проявляли некоторые интеллектуальные и социальные отклонения. Используя собранные таким путем медико-статистические данные, профессор Дэвидсон и его коллеги сумели заранее правильно выявить более 87 процентов потенциальных шизофреников.

Руководитель психиатрического сектора нью-йоркского медицинского центра "Маунт Синай" доктор Кеннет Дэвис заявил, что чем позднее начинается лечение, тем хуже перспективы у шизофреников, так что ранняя диагностика болезни имеет исключительно важное значение.

XS
SM
MD
LG