Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Ярославская область


Человек идет по льду озера Неро, Ростов Великий, Ярославская область
Человек идет по льду озера Неро, Ростов Великий, Ярославская область
Ирина Лагунина: Из новостей Ярославской области сегодня обращает внимание следующая: губернатор Сергей Вахруков сообщил, что все работники бюджетной сферы могут рассчитывать на повышение зарплаты – с 1 сентября этого года. Бюджетников области насчитывается более 120 тысяч человек. И вот, например, преподавателям зарплату повысят на 20 процентов. Чем живет Ярославская область и за счет каких ресурсов возможно такое увеличение бюджетных расходов. В дискуссии участвуют профессор, доктор географических наук Наталья Зубаревич и депутат областной Думы Александр Цветков. Цикл "Российские регионы" ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, чем ситуация в экономике и социальной сфере в Ярославской области отличается от аналогичных ситуаций в других регионах России?

Наталья Зубаревич: Если брать Центральный федеральный округ, то Ярославская область в нем проделывает путь от региона, более развитого относительно большинства других, к региону, в котором положение дел ухудшается. В 90 годы были даже отдельные года, когда область была донором, формально не получала дотации на выравнивание, в 90 годы в ее бюджет потоком шли деньги от предприятий "Славнефти", которые базировались и юридически платили налоги по области, от тогда еще отдельного подразделения "Балтики" "Ярпива", и бюджет области пополнялся лучше. Среднедушевые доходы населения были относительно своих соседей прилично выше. Но в 2000 годы с централизацией, с переходом всех этих предприятий, не только этих, в руки других собственников - это была тотальная ситуация по всей области, и "Рыбинские моторы" потеряли руководителя, который был нацелен на саму область, и все ярославские крупные предприятия, область начала снижать свой и промышленный, и экономический потенциал. Не в том, что он уменьшался, а в том, что темпы роста были существенно ниже средних по стране и ниже, чем у соседей. В результате область перестала быть лидером второго уровня в Центральном федеральном округе.
А потом случился кризис, и в 9 году экономика области получила очень серьезный удар. Спад промышленного производства в 9 году был очень сильным - на 19%, в среднем по России на 11%, а в 10 году промышленность так его не преодолела, и сейчас минус 13%. Это самый тяжелый показатель по Центральному федеральному округу. Если посмотреть на такой инвестиционный критерий, как ввод жилья, здесь тоже нездорово. Объемы ввода существенно ниже среднероссийских, а спад кризисный не преодолен, он продолжается, и ввод жилья сократился почти на четверть. Повышенная безработица. В кризисный период неполная занятость достигала огромной цифры - 9-10% всех работающих существовали в режиме неполной занятости, административных отпусков и всего прочего. До сих пор таких людей почти 4%. То есть кризис стукнул по промышленной экономике Ярославской области сильно по разным причинам. Одна из них - собственники плохо инвестировали в модернизацию. Вторая – собственники выводили прибыль из территорий. И третье – власть области потеряли динамичность в привлечении инвестиций.

Игорь Яковенко: Александр Иванович, год назад Ярославль отметил свое тысячелетие. После празднования многие стали интересоваться, куда ушли немалые деньги, которые были выданы из государственного бюджета на это событие. Вам как депутату что-нибудь известно об этом сюжете и о том, каким образом инвестировалось и расходовалось финансирование праздника?

Александр Цветков: Вы знаете, факт этот действительно совершенно поразительный. После того, как широко, с помпой, с участием главы государства Дмитрия Медведева отметили тысячелетие нашего древнего города, прошло больше 8 месяцев, а региональные и городские власти до сих пор не могут подвести его итоги, отчитаться перед думой, перед жителями области о том, как были потрачены почти 26 миллиардов только федеральных рублей и многие сотни миллионов областного и городского бюджетов. Наше предложение вынести этот важный вопрос на сессию регионального парламента и там при участии всего депутатского корпуса дать принципиальную оценку творениям организаторов работы, депутаты "Единой России" дружно зарубили на корню. После этого мне ничего не оставалось делать, как написать письмо президенту страны Дмитрию Медведеву, который, кстати говоря, являлся руководителем всероссийского оргкомитета по подготовке к ярославскому юбилею. Я ему предложил самому окинуть президентским взором то, что натворили на юбилейной ниве чиновники разных рангов, организаторы конкурсов и осчастливленные ими подрядчики. Но и привлечь, естественно, виновных к серьезной ответственности, вплоть до уголовной.
Рассказал, в частности, о том, как в Ярославле реализуется проект строительства концертно-зрелищного центра, который известен в городе как подарок Путина. В бытность свою президентом страны он решил сделать "президентский подарок" – дать полтора миллиарда бюджетных рублей на строительство этого центра. Нам казалось, что раз такая инициатива шла от Путина, то ярославская власть и строители с проектировщиками в лепешку расшибутся, а все сделают для того, чтобы к его сооружению комар носа не подточил, как говорится, чтобы тут никакими скандалами даже не пахло. Но жизнь развеяла подобные ожидания и показала, что наши вообще никого не боятся, даже самого грозного Владимира Владимировича. Столько наворотили, что трудно поверить.
Смотрите сами: из отчета областной контрольно-счетной палаты видно, что нарушения условий контракта начались еще на этапе проектирования, которое стоило казне сто миллионов рублей. Работы по первому этапу контракта были выполнены на 120 дней позже установленного срока, по второму на 234 дня, по третьему не выполнялись вообще. И департаменту строительства области пришлось разорвать контракт с московской фирмой. Ничего взыскать с нее не удалось, поскольку оскандалившуюся контору быстро обанкротили.
Срывы обязательств происходили и в ходе самого строительства. Контракт на сооружение концертно-зрелищного центра на миллиард 343 миллиона был заключен с неким питерским ООО "Максстрой". Согласно нему, ввести этот объект в эксплуатацию должны были 30 июня прошлого года, но к этой дате его готовность составляла меньше 50%. Контролеры пишут, что генподрядчик "Максстрой" проявил "полную несостоятельность". И вот пару месяцев назад чиновники обратились в арбитраж с иском о расторжении и этого государственного контракта на строительство центра. Вот и спрашивается, как же умудрились отдать подряд компании, которой сегодня в официальном документе даются столь убийственные оценки? Сейчас у нас начались подготовки к 1150-летию Ростова Великого, другого древнего ярославского города. Этот юбилей будет отмечаться через год с небольшим. Боюсь, что местные власти наступят на те же грабли, на которые наступили и в Ярославле.

Игорь Яковенко: Александр Иванович, спасибо. Наталья Васильевна, за этой фактурой, которую сейчас Александр Иванович привел, у меня возник вопрос: какая управленческая составляющая существует в этом спаде, о котором вы говорили, спаде в экономике? Потому что этот спад по графику совпадает с началом губернаторства Сергея Вахрукова, который в 2007 году сменил бывшего губернатора Лисицына.

Наталья Зубаревич: Я бы развела две эти вещи. Авральное освоение средств под лозунгами юбилеев, их распил – это традиционная болезнь всей России. Ею болеют независимо от того, кто вверху. Просто система так устроена, что без распилов она не существует - это общая беда. В отношении перемены политики есть некоторые изменения. Во-первых, губернатору придется адаптироваться к другим условиям - постюбилейным. Потому что когда он пришел, на область действительно обрушился, он начался еще раньше, при позднем Лисицыне, но обрушился по полной программе дождь федеральных денег. В 9 году федеральные трансферты в область выросли в два с половиной раза – это чемпионский результат. Но уже в 10 году они сократились на треть. И не думаю, что по поводу юбилея Ростова Великого можно будет разгуляться, с деньгами ситуация существенно ухудшилась.
А теперь собственно к управлению. В принципе, по моему мнению, экономические власти, те, кто работают с реальной экономикой в области, достаточно внятно понимают, что они сильно отстали. Они проиграли довольно много возможностей привлечь иностранцев, которые выбирали Калугу, Нижний Новгород, но крайне редко Ярославль. Сейчас в области пытаются создать несколько промышленных площадок, индустриальных парков для того, чтобы эти инвестиции привлечь. У меня есть вопросы к этой политике. Потому что, например, что-то строить в Гаврилов Яме опять с претензией на текстильное производство, на легкую промышленность, когда она в России отчаянно помирает - это на самое лучшее решение. Но то, что делается в самом Ярославле, в промышленном парке Новоселки – это больше внушает надежды, что инвестор придет.
Ведь Ярославская область – это пояс регионов вокруг Москвы. Здесь большая концентрация занятых в промышленности, то есть есть рабочая сила. При этом рабочая сила относительно недорогая. И этот инвестиционный рост, который распространяется на прилегающие территории к московской агломерации, он затрагивает, правда, медленно, но затрагивает и Ярославскую область. Этим процессом надо управлять. По тому, что я читала, смотрела документы, власти понимают, что надо вкладываться в инфраструктуру, надо работать с монополистами, чтобы они не задирали цены. Потому что стоимость подключения даже торговых центров в Ярославле к электросетям были чудовищны. И если в этом направлении работа будет идти, и желательно, чтобы федеральный центр при этом давал меньше денег, потому что крутиться надо самим, то тогда, я надеюсь, просто объективно экономический рост продолжится. Но очень много будет зависеть от властей. Пока я вижу только наработки, с реализацией сложнее.

Игорь Яковенко: Александр Иванович, у меня к вам вопрос как к депутату областной думы, который отработал практически все созывы. Как складываются сегодня отношения исполнительной и законодательной власти в ярославской области, и какова динамика этих отношений, как они изменились с приходом нового губернатора?

Александр Цветков: Начала свою работу нынешняя дума, естественно, с распределения руководящих постов. И наши единороссы из 22 должностей забрали себе 19, в их числе посты спикера, всех трех его заместителей, всех без исключения председателей постоянных депутатских комиссий. Такого даже их старший товарищ по партии из Госдумы Грызлов себе не позволил. Сравнение сегодняшней нашей думы с советом 20-летней давности будет явно не в пользу нынешнего парламента. Тогдашнее прокоммунистическое большинство с мнением оппозиции считалось куда больше, чем сейчас это делает партия власти. Нас не удовлетворяет реакция губернатора Сергея Вахрукова на нашу критику действий чиновников. Создается впечатление, что в области царит полнейшая безнаказанность и безответственность. Вот вам красноречивый пример с провалом областной целевой программы совершенствования онкологической службы. На ее реализацию было выделено в четыре с лишним раза меньше денег, чем планировалось при принятии программы.
XS
SM
MD
LG