Ссылки для упрощенного доступа

Сотрудничество России с Северным Альянсом в общем контексте ситуации в Центральной и Юго-Западной Азии


Корреспондент Радио Свобода Сергей Данилочкин беседует с военным обозревателем "Еженедельного журнала" Александром Гольцем.

Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый:

В Афганистан прибыла так называемая передовая группа российских внешнеполитических и военных специалистов, в составе которой 12 представителей МИД, Министерства обороны и МЧС. Задача группы - договориться об уровне дальнейшего взаимодействия с властями Северного Альянса, силы которого взяли под контроль столицу Афганистана Кабул. Мой коллега Сергей Данилочкин беседовал с военным обозревателем "Еженедельного" журнала Александром Гольцем.

Сергей Данилочкин:

Создается впечатление, что ведутся переговоры по каким-то военным вопросам - так ли это?

Александр Гольц:

Довольно трудно говорить об этом наверняка. По понятным причинам все эти переговоры держатся в тайне. Но вполне допустимо, что Россия намерена оказывать и впредь материально-техническую поддержку Северному Альянсу техникой и вооружениями. Как теперь стало известно, мы поставки техники и вооружениями Северному Альянсу ведем с 1996-го года. Очень важно, на мой взгляд, здесь то, что - и об этом сказал министр обороны Сергей Борисович Иванов - что вот эти контакты происходят по согласованию между российским и американским президентами, потому что в противном случае, если бы этого не было бы, возникали бы подозрения, что Россия слишком уж делает большую ставку на Северный Альянс, в то время, как США занимают более сдержанную позицию. И это было бы в нынешних афганских условиях чрезвычайно опасно, потому что, на мой взгляд, именно сейчас страны, которые входят в так называемую антитеррористическую коалицию, должны выдерживать единую линию.

Сергей Данилочкин:

Такие, в общем-то, значительные поставки вооружений в одну из стран региона - не изменят ли они военно-стратегический баланс в регионе?

Александр Гольц:

Эти поставки довольно серьезно усилили Северный Альянс в его борьбе с талибами, но, конечно, их явно недостаточно для того, чтобы каким-то образом изменить общую картину и структуру военного баланса в Юго-Западной Азии. Для примера, 20 или 30 танков - это очень важно для Афганистана, но не будем забывать, что, скажем, Пакистан и Индия имеют каждый несколько сотен танков, это все-таки другие цифры и другой баланс.

Сергей Данилочкин:

Как известно, многие представители Северного Альянса командовали отрядами, которые воевали с советской армией. Не может ли случиться так, что оружие, поставляемое этим отрядам, обернется против России? Это, с одной стороны, и с другой стороны - что пытается Россия сделать, таким образом укрепляя военную мощь Северного Альянса? Получить нового союзника?

Александр Гольц:

Россия решала очень важный для нее военно-стратегический вопрос. Еще до всех событий, трагических событий этой осени, весной, российский Генштаб определил Афганистан - режим талибов - как одну из двух основных угроз безопасности России. Мы собирались развертывать войска на Центрально-Азиатском направлении, 50-тысячную группировку - чтобы сдержать возможное наступление талибов. Стало быть, в этом смысле события развиваются очень успешно для России, международная коалиция и Северный Альянс общими усилиями громят тех, кто представлял угрозу безопасности России... Нельзя ничего исключать, когда речь идет об Афганистане. На мой взгляд, опасность того, что это оружие будет повернуто против России, гораздо меньше, чем опасность того, что силы, входящие сегодня в Северный Альянс, повернут это оружие, как это уже было, друг против друга. Вот эта опасность, на мой взгляд, гораздо более серьезна.

XS
SM
MD
LG