Ссылки для упрощенного доступа

В оставленных талибами городах Афганистана возобновляется жизнь


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый:

В оставленных талибами городах Афганистана возобновляется жизнь. Репортажи из Кабула на самом деле дают картину того, насколько отбросил страну в прошлое режим Талибана. Обзор сообщений подготовила моя коллега в Праге Ирина Лагунина:

Ирина Лагунина:

Людей в Афганистане радует то, что в других частях мира воспринимается как должное. Корреспондент агентства "Ассошиэйтед пресс" пишет о том, что в Кабул вернулись кино и телевидение, запрещенные в течение пяти последних лет. В кинотеатре Бахтар показывают фильм о партизанской войне против Советского Союза в 80-х годах. В зале пахнет пылью, старый экран заново покрашен белой краской, перекрытия в потолке прогнулись и местами балки свисают вниз. Деревянные сиденья скрипят, и пленка местами обрывается. Но зал полон на все 750 мест. Еще человек 200 стоят в проходах. Очередь за билетами образовалась с раннего утра. Талибы изъяли из обращения всю фильмотеку центрального кабульского кинотеатра и заперли фильмы в министерстве информации. Показывать лицо человека - будь то в кино или по телевидению, или в фотографиях на страницах газет - талибы считали противным Исламу. Фотографии в газетах были, но фотографировались здания или пейзажи. Никогда - люди. Теперь в Кабул вернулось и телевидение. Это произошло в прошлое воскресенье.

Возрождение к жизни полно знаков. Когда войска Северного Альянса вошли в Кабул, первым знаковым событием была передача по радио: диктор - женщина. Женский голос несся из репродукторов в городе. Теперь еще один знак: ведущая на экране телевизора - женщина, причем женщина без паранджи. До пришествия талибов эта журналистка, ее зовут Мариам Шекеба, была ведущей программ для детей.

Открылся и видеопрокат, хотя видеокассеты пользуются меньшим спросом, чем билеты в кинотеатр. Талибы уничтожали телевизоры, видеомагнитофоны, а однажды устроили даже торжественное показательное сожжение видеопленок.

Ислам в Афганистане никогда не носил таких форм, как при талибах. Женщины свободно работали, существовали кинотеатры, театры, телевидение. Носить или не носить паранджу - было делом личным, семейным, предметом отношений между мужем и женой. В 1992-м году, когда к власти в Кабуле пришло правительство президента Раббани, были сообщения, что бывшие моджахеды пытаются ввести нормы ислама и повсеместную паранджу. Но это не совсем так. Раббани распорядился, чтобы женщины покрывали волосы. В конце весны 1992-го года я наблюдала в Кабуле замечательную картину. Две совсем молодые девушки в косметике и солнечных очках, лихо стреляя глазами, гордо несли на голове платки с большими золочеными брошками. Тогда в ту весну в Кабуле тоже было ликование. На рынок из кишлаков пришли крестьяне, в течение 14 лет отрезанные от столицы войной с Советским Союзом. Торговля возродила жизнь селений. До той, советской войны, только один афганский район - район вокруг Мазар-и-Шарифа - кормил всю страну хлебом и весь мир изюмом.

XS
SM
MD
LG