Ссылки для упрощенного доступа

Странные картинки войны под Кундузом


Со специальным корреспондентом Радио Свобода в Афганистане Андреем Бабицким беседует ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый.

Андрей Бабицкий:

Сведения о ситуации в Кундузе по-прежнему остаются противоречивыми, хотя картина более- менее ясна. Действительно, с талибами уже несколько дней ведутся переговоры, насколько я понимаю, сегодня ночью оговаривались конкретные условия, на которых они оставят Кундуз, и вдруг в четверг в середине дня около четырех часов по местному времени Северный Альянс предпринял наступление, собственно, не на сам Кундуз, а на его окрестности. Сегодня взят городок Амирабад в 10-15 километрах от Кундуза, после этого поступило указание приостановить наступление. Мы были на линии фронта и видели как силы Северного Альянса возвращаются и в Талукан, и на те позиции, которые они занимали ранее. Чем вызвана эта пауза - не очень легко понять. Однако, насколько мне известно, сейчас идет конкуренция между двумя командующими. Со стороны Талукана первым взять Кундуз надеется Дауд-Хан и на это же рассчитывает генерал Дустум, который находится с южной стороны Кундуза в Мазари-Шарифе. Они оба вели переговоры с талибами независимо друг от друга, не координируя никак эти переговоры.

Надо сказать, что то, что у афганцев зовется наступлением, представляет собой весьма странную картину. Мы видели такие не очень понятные с точки зрения привычной военной логики картины, когда талибы на своих машинах на полной скорости проскакивали к передовым позициям Северного Альянса, чтобы сдаться, и бойцы Северного Альянса начинали толпами бежать от своих позиций назад, сметая все на своем пути, - журналистов, машины, все подряд. Мы находились в своей машине, и нас очень сильно ударил грузовик, который спешно разворачивался, чтобы уехать в обратном направлении. Выяснилось, что афганцы реагируют таким образом на приближение талибов, поскольку они не знают, готовятся ли эти талибы воевать, или же они, как это и договорено, едут сдаваться. Сегодня сдались два командира Талибана, которые договаривалась ранее со своими соотечественникам полевыми командирами. Здесь ситуация определенная. Талибские командиры сдаются только тем командирам Северного Альянса, с которыми они ранее договаривались, в основном, это их земляки из Бадахшана или каких-то окрестных районов.

Андрей Шарый:

Известно ли что-то о том, что происходит в самом Кундузе?: Есть сообщения, согласно которым талибов, готовящихся или готовых сдаться в плен, расстреливают иностранные наемники, которые сражаются на стороне талибов - вы можете подтвердить или опровергнуть эти сообщения?

Андрей Бабицкий:

Да, вы знаете, эти сообщения поступают не только от командования Северного Альянса, (об этом вчера говорил на пресс-конференции генерал Дауд-Хан, что талибы расстреляли 470 человек, несколько отрядов, которые собирались перейти на сторону Северного Альянса или сложить оружие) но такую информацию мы получили и от беженцев, с которыми говорили непосредственно на дорогах, по которым они выходят из провинции Кундуз. В частности, вчера беженцы из Ханабада рассказали нам, что талибы на их глазах убили восемь человек, сначала шестерых, потом еще двоих - рядовых бойцов, которые самостоятельно пытались уйти с передовых позиций на территорию Северного Альянса. Это действительно так. Я должен сказать, что ни у кого из тех, с кем мы беседовали - командиров Северного Альянса - ни у кого нет сомнений, что иностранные талибы - арабы, пакистанцы, здесь говорят о чеченцах, но я думаю, что это миф, аналогичный мифу о "белых колготках" в самой Чечне - во всяком случае, иностранные талибы сдаваться не намерены и готовы стоять до конца, потому что, во-первых, они не рассчитывают на снисхождение со стороны Северного Альянса, во-вторых, отступать им отсюда некуда, они действительно взяты в плотное кольцо, попытки вести переговоры о том, чтобы им дали свободный коридор до Кандагара, не увенчались успехом. Я думаю, что, по всей вероятности, наступление все же будет продолжено в ближайшие дни. И даже заявления из Кабула первых лиц министерства обороны правительства Раббани о том, что Северный Альянс будет ждать до воскресенья и вести переговоры с талибами могут ничего не значить, поскольку у местных командиров очень значительная степень автономии в действиях. Поскольку в данном случае речь идет о конкуренции между двумя генералами, вполне возможно, что каждый из них может предпринять самостоятельные действия, чтобы первым добраться до Кундуза.

XS
SM
MD
LG