Ссылки для упрощенного доступа

Антитеррористическая кампания и Ирак


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:



По мере того, как разгром Талибана и "Аль-Каиды" в Афганистане выглядит все более реальным, многие специалисты задаются вопросом: каким станет следующий акт антитеррористической кампании, которая, как неоднократно предупреждал президент Джордж Буш, может затянуться на годы? Заявления последних дней, сделанные высшими представителями американской администрации, дали наблюдателям поводы для довольно определенных предположений.

Выступая через несколько часов после террористических атак на Всемирный Торговый центр и Пентагон, президент Буш объявил войну терроризму. В ту минуту мало кто мог предположить, что означал этот традиционно метафоричный в политическом обиходе словесный оборот. Но лишь два месяца спустя в беспрецедентном для международных отношений повороте событий пал афганский режим, давший приют террористической организации, обвиняемой в планировании и проведении террористических акций. Уничтожены афганские базы "Аль-Каиды", по всему миру арестованы сотни ее членов. Следствие приоткрыло картину существования глобальной, хорошо эшелонированной террористической сети и ее потенциальной связи с несколькими режимами, в том числе иракским. Именно на этой связи, не афишируемой в первые недели кампании, стали делать акцент в последние дни видные члены кабинета Джорджа Буша. В воскресенье советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила, что Ирак представляет угрозу соседям, своим собственным гражданам и американским интересам. "Нам придется в будущем разрешать эту проблему", - сказала она. Известно, что влиятельный заместитель министра обороны Пол Вулвофиц давно призывает распространить антитеррористическую кампанию на территорию Ирака. Эти заявления, на фоне очевидной решимости президента Буша довести дело до конца, как и его заявления, сделанного 20 сентября перед Конгрессом - о том, что отныне любой режим, поддерживающий терроризм, является врагом США, заставил авторитетную "Нью-Йорк Таймс" предположить, что следующим объектом антитеррористической кампании может стать Ирак. Насколько вероятным такое предположение кажется Стивену Бланку - профессору Института стратегических исследований Военного колледжа армии США?

Стивен Бланк:

Есть люди, которые выступают за необходимость нанесения ударов по Ираку. Но я думаю, что до тех пор, пока не будут обнародованы более ясные улики, увязывающие иностранные режимы и события 11 сентября, США не пойдут на расширение военной кампании. Этого почти наверняка не произойдет до тех пор, пока не будет схвачен Бин Ладен и уничтожена вся инфраструктура его организации в Афганистане. Белый Дом, я уверен, прекрасно осознает, что, как и в случае с Афганистаном, он должен доказать обоснованность своих обвинений для того, чтобы новая операция была успешной.

Юрий Жигалкин:

Ну а если Вашингтон решит, что доказательства достаточны, есть у него, что называется, легальные основания для такой акции, или для нее потребуется санкция Совета безопасности ООН?

Стивен Бланк:

Мы подверглись нападению 11 сентября и имеем право на самооборону согласно 51-й статье Устава ООН. Если режим Саддама Хусейна будет уличен в пособничестве террористам - для ответного удара не потребуется никаких дополнительных санкций.

XS
SM
MD
LG