Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Соколов беседует с представителями Госдумы


Михаил Соколов

Сейчас те, кто участвовали во всем этом завлекательном процессе, в некотором смысле подводят итоги. Президентская сторона вполне удовлетворена своей грамотной тактической, подчеркиваю, тактической а не стратегической победой над оппонентами. Сиял появившийся в Думе новый заместитель главы администрации президента Сергей Зверев, который с шестого этажа впервые в новом качестве вел всю эту партию со стороны Кремля. Его подчиненные перед голосованием давали очень неплохой прогноз, достаточно точный - не более двухсот девяноста голосов по чеченскому вопросу. Представитель главы государства в Думе Александр Котенков официально решил подвести итоги:

Александр Котенков:

" Мы считаем, что мы отработали весь этот этап достаточно слаженно и достигли нужного результата. Главный результат - мы сумели показать, что это политический процесс, а не правовой, что президент не совершал нарушений закона и тем более тяжких преступлений, в которых пытались его обвинить инициаторы выдвижения обвинения. Они использовали этот процесс как политическую трибуну, как начало избирательной кампании. Но я думаю, что после этого результата им будет очень сложно вести избирательную кампанию".

Коммунисты естественно пытаются сохранить лицо после поражения. Конечно, это трудно. После заседания в зале были сделаны попытки не утверждать это решение, как-то ревизовать протокол, но это, конечно, не получилось, и руководители компартии постарались уйти от этого. Ветеран коммунистической партии Анатолий Лукьянов в интервью радио Свобода явно с трудом сдерживал свои чувства:

Анатолий Лукьянов:

"Многие из наших товарищей прекрасно это знали. Но речь идет о том, что народ импичмент провел, теперь народ будет знать - кто за и кто против. Речь идет о том, что таким образом повысился вообще, я скажу так, имидж партий, определенных. Особенно НПСР, которая выступала единым фронтом, и теперь избирателям очень просто рассказать, как надо действовать в дальнейшем. А почему у нас, проигравших, сидевших в тюрьме, преимущество перед не проигравшими. Меня дважды избрали большинством голосов. Еще хотите, я добавлю. Посчитайте, я старый политик, я хорошо считал. Я прекрасно понимаю, что триста голосов в этой ситуации, когда целые две фракции голосовали против, получить было невозможно. Но большинство Думы проголосовало по всем пяти пунктам. Это надо просто учитывать".

Михаил Соколов:

То есть для вас главное, это пропагандистский эффект?

Анатолий Лукьянов:

"Почему, это для вас главное пропагандистский эффект. Для меня нет. Для меня самое главное, что мы выявили единство всех левых сил. Для меня самое главное, что есть теперь возможность избирателям объяснить, что делать дальше, как оппозиции наращивать силы, это очень важно, это не менее важно, чем все остальное. Поэтому, я спокоен. А что касается обвинений, то вы должны очень хорошо знать одну вещь, - есть 21 том уголовного дела Ельцина. Эти тома не горят, потому что это Конституция, 93-я статья, они останутся, как писал Булгаков, обязательно останутся, как остались все семь томов дела по царскому режиму комиссии, секретарем которой был Александр Блок. Это известно, они стоят у меня в библиотеке. Недаром, ваши коллеги дорогие, очень дорогие вам коллеги из "Дейли мейл" в последний раз посчитали - они назвали всех руководителей стран, которые, когда кончились их политические полномочия и карьеры, были привлечены к уголовной ответственности. Это и Пиночет, это Спенсер, это бразильские деятели, это Филиппины, это Южная Корея, это Уганда, и "Дейли мэйл" одновременно назвала и нынешнего президента России".

Замечу, что продемонстрированное Анатолием Лукьяновым чувство мести, которое явно живо в рядах коммунистов, способно напугать многих во время избирательной кампании. Но эта кампания, во время которой коммунисты собираются использовать на полную мощь списки выявленных при голосовании врагов народа и их пособников еще далека, и для ее старта необходимо троекратное отклонение премьера Думой. Кстати, разговор Сергея Степашина с членами Совета Федерации в понедельник после событий субботы пойдет в принципиально новых условиях. Думский представитель президента Александр Котенков подтвердил, что никаких изменений в планах главы государства не будет, и в среду Котенков представит Думе кандидата в премьеры Сергея Степашина. Депутат Сергей Юшенков уверен, что провал импичмента создает некую новую реальность:

Сергей Юшенков

"Я думаю, что дальше президент, наверное, может дать установку Степашину, чтобы он не проходил на выборах"

Михаил Соколов:

Зачем?

Сергей Юшенков

" Нужен роспуск Государственной думы. Эта Дума не примет необходимые стране законы. А стране нужны законы. Тормоз сегодня в отсутствии законов".

Михаил Соколов:

Вы думаете, что левые все-таки могут проголосовать за Степашина?

Сергей Юшенков

"Да, боюсь, что они готовы проголосовать за Степашина, лишь бы сохранить свою власть".

Лидер фракции НДР Владимир Рыжков считает, что сейчас вокруг кандидатуры премьера Степашина будет идти жесткая борьба, связанная с выбором тактики коммунистами и их союзниками.

Владимир Рыжков

" Что касается Степашина, то сейчас не ждите рациональных комментариев, потому что вы видите, что творится в зале. Зал в истерике, одна его половина, другая чувствует себя бесконечно уставшей. Я думаю, что в понедельник начнутся консультации. Если вы хотите знать мое личное мнение - это не мнение фракции, это не мнение движения, это личное мое мнение, то я считаю, что в любом случае, любой кабинет будет техническим и временным. Уходит эпоха Ельцина, скоро наступит другая эпоха. Поэтому, сейчас в интересах страны сформировать хоть какое-то правительство. С тем, чтобы хоть какая-то власть была, а Дума должна смирить свои страсти и попытаться еще раз сделать полезное для страны".

Лидер группы "Регионы России" Олег Морозов не предполагает, что Кремлю теперь станет легче провести кандидатуру Сергея Степашина через Думу:

Олег Морозов:

"Нет, я не думаю, что легче. Степашину в любом случае будет очень трудно. Но какие-то шансы все-таки остаются, потому что на весах вопрос о том, будут ли депутаты избираться в условиях благоприятных, с учетом того, что у тебя есть депутатский мандат, телефон, возможность использовать машину, бесплатно ездить в избирательный округ, или ты будешь избираться как человек с улицы. Разница немаловажная. И плюс избираться в условиях, когда вся предвыборная кампания придется на лето. Когда основной избиратель, особенно левых фракций, находится на огородах".

Сейчас перед обеими противостоящими партиями - Кремлем и коммунистами стоит выбор. Рассмотрим выбор левых: oтклонять кандидатуру Степашина, не имея гарантии от роспуска Думы и идти на выборы. Или же, сразу принять Сергея Степашина, не сделав попытки сохранить лицо перед угрозой хотя бы появления других кандидатур - того же Виктора Черномырдина или Николая Аксененко. Здесь скорее вероятен второй вариант. Но выбор стоит и перед Кремлем - добиваться утверждения Степашина или другого своего кандидата, сохраняя Думу, или же пойти через конфронтацию на роспуск парламента и досрочные выборы с непредсказуемым исходом. Здесь скорее, учитывая прошлый опыт, первый вариант вероятнее, хотя есть пока еще неясная развилка.

XS
SM
MD
LG