Ссылки для упрощенного доступа

Назначение Степашина - экономический аспект


Ильмар Муртазаев, Москва:

За последний год жизненный уровень в России упал почти вдвое. Сегодня за чертой бедности проживает свыше трети всего населения. А ведь впереди парламентские и президентские выборы, на которых нищающие жители могут проголосовать как угодно. Это - главная проблема для российского правительства. Восемь месяцев деятельности, а точнее бездеятельности правительства Примакова, привели к тому, что Россия так и не сумела воспользоваться выгодами от девальвации рубля. Сразу после принятия болезненных и социально непопулярных решений 17 августа, многие экономисты надеялись, что появившиеся резервы помогут избежать страшных социальных последствий. Девальвированный, то есть более дешевый рубль позволял российским предприятиям увеличить экспорт, а удорожавший импорт мог открыть новые рынки для внутреннего производителя. Однако, левое правительство всего за полгода свело на нет положительный эффект девальвации. Федеральная казна от роста российского экспорта фактически ничего не получила. По мнению бывшего первого заместителя председателя Центробанка Сергея Алексашенко, именно задачу стабилизации бюджета, правительству Степашина придется решать в первую очередь:

Сергей Алексашенко:

"Кто бы сейчас ни находился на месте премьер-министра, кто бы ни входил в состав правительства, ему предстоит решать примерно одни и те же проблемы, и одна из главнейших - это пополнение Федерального бюджета. Есть комплекс увязанных с ней вопросов, это и повышение собираемости налогов, и проведение переговоров по внешнему долгу, и проведение переговоров с МВФ, и восстановление финансового рынка. Я бы, наверное, отметил еще два направления работы, которые для правительства могут быть приоритетными в краткосрочной перспективе. Это совместная с Центральным Банком работа по реструктуризации банковской системы, по ее рекапитализации, по восстановлению нормальной жизнедеятельности. Более долгосрочная работа, начинать которую нужно было уже достаточно давно, это привлечение иностранных инвестиций и весь комплекс связанных с этим вопросов - укрепление законодательства, защита частной собственности, борьба за права мелких акционеров, это, собственно, те вопросы, которые стояли на повестке дня и год, и два года назад, и, к сожалению, стоят и сейчас и хочется, чтобы правительство что-то сделало на этих направлениях".

Решая задачу стабилизации российского бюджета, правительство неизбежно столкнется с проблемой внешнего долга. В июне истекает срок платежа по российскому долгу МВФ, и, в случае если его не произвести , Россия попадет в состояние технического дефолта. Деньги на выплату долгов российскому правительству может дать только сам МВФ. Кроме того, в бюджет вписаны два миллиарда долларов кредитов Всемирного Банка - японского Эксим-банка, который готов их предоставить только при условии соглашения с валютным фондом. Однако, МВФ требует от правительства принятия ряда крайне болезненных и непопулярных решений по увеличению доходов казны, введения налога на бензоколонки и повышения акциза на алкоголь. Выполнить каждое из этих пожеланий очень трудно. Для того, чтобы ввести или повысить налоги, правительству необходимо одобрение Государственной Думы. Однако, по мнению первого заместителя главного редактора газеты "Известия" Александра Привалова, правительство начнет свою работу с внесения в Думу законопроектов, согласованных с МВФ:

Александр Привалов:

"Сам Сергей Владимирович об этом достаточно внятно говорит. По, правда неподтвержденным слухам, он сегодня внятно говорил руководителям думских фракций, что он немедленно потребует одобрения законопроектов, внесенных правительством Примакова, и это, на мой взгляд, достаточно очевидно показывает, по крайней мере, краткосрочные его намерения. МВФ не является автором этих законопроектов, и мне представляется, что МВФ глубочайшим образом наплевать на то, каким именно образом будет пополнен доход бюджета - им важна цифра. Но приоритет таков - приведение бюджета, бюджетного процесса в вид, который более-менее легко может выдержать критику, в том числе и снаружи"

Легко предположить, как отреагируют депутаты на социально непопулярные решения, предлагаемые правительством накануне выборов. Но это не единственная проблема для правительства. Кроме увеличения бюджетных доходов, МВФ требует от правительства банкротства ряда неплатежеспособных финансовых институтов. Сергей Степашин уже обмолвился о вероятном отзыве лицензий у пяти-шести крупных российских банков. В числе кандидатов на банкротство называются "СБС-Агро", "Менатеп", "Российский кредит" и "Промстройбанк". Однако, для того, чтобы это сделать, необходимо опять же согласие государственной Думы, которая должна внести соответствующие поправки в банковское законодательство. До сих пор депутаты, имеющие давние связи с российскими банками, отказывались это делать. Но, как считает Сергей Алексашенко, в этом вопросе правительство и Центробанк вполне могут обойтись и без Госдумы.

Сергей Алексашенко:

"Нужно принять закон. У Центрального Банка, в первую очередь, и сейчас достаточно полномочий, чтобы проделать работу и в существующем законодательном поле - было бы желание. Если будет желание, то дело будет двигаться, а если будет закон, то он ничего сам по себе не решает. Нужны механизмы его реализации. Нужно желание реализовывать. Те законопроекты, которые сейчас внесены в Государственную Думу, создают достаточно рамочные условия, они общего характера. Как, например, закон о банкротстве банковских учреждений и кредитных организаций, все говорили - нужен этот закон, нужен этот закон, когда его приняли, посмотрели, выяснилось, что закон рассчитан на длительную процедуру и абсолютно неприменим в настоящих условиях. Да, конечно, это лучше, чем ничего, но сам по себе закон не решает ни одной проблемы".

Таким образом, вне зависимости от того, из кого будет сформирован кабинет министров Сергея Степашина, план его ближайших действий уже определен. На первом этапе ожидается проталкивание через Государственную Думу новых законопроектов и ускорение банковской реформы. После подписания соглашения с МВФ правительство будет вынуждено снова ужесточать налоговую дисциплину и тарифное регулирование естественных монополий. Только так можно добиться улучшений с выплатой зарплат бюджетникам и замедлить рост цен. Такая политика в нынешней экономической ситуации выглядит вполне логичной и последовательной. Хотя бы потому, что проводить другую политику накануне выборов просто невозможно.

XS
SM
MD
LG