Ссылки для упрощенного доступа

Российские политики о Сергее Степашине


Михаил Соколов, Москва:

Гости съезжались на дачу отставного премьера Сергея Степашина. Там не замолкает телефон - понятно, достаточно популярный, а теперь еще и обиженный политик может втащить в Думу любой некоммунистический избирательный блок. После того, как Степашин попрощался вчера со своим аппаратом, выпил с работниками секретариата водки и уехал на природу, ему предстоит размышлять над дальнейшей своей судьбой. Известно, что президент и новый и.о. премьера предлагали ему возглавить, например, Совет Безопасности. Однако, люди из окружения Степашина говорят о возможности того, что их шеф выберет не государственную работу, а политическую деятельность. К этому его подталкивает быстро растущий рейтинг. Представители блока "Отечество - Вся Россия" приглашают Степашина к себе, член политсовета "Отечества" Владимир Лысенко говорил о втором месте в списке. Начальник штаба Георгий Боос о достойном, но не первом - в роли лидера парламентского блока "Отечество" он видит Евгения Примакова. Весьма осведомленный политик, лидер "Конгресса русских общин" Дмитрий Рогозин в интервью Радио Свобода заметил, что попытки приманить Степашина связаны с тем, что в штабе "Отечества" не уверены в том, что Примаков возглавит лужковскую коалицию. В окружении Степашина говорят о блоке "Примаков - Степашин - Лужков" как о красивой теоретической комбинации, ныне абсолютно невероятной. Куда вероятнее появление абсолютно новой комбинации на правом фланге с участием Сергея Степашина. К этому, например, подталкивает раскол блока "Голос России", произошедший в отсутствие его лидера Константина Титова - блок покидают несколько мелких партий, не желающих сотрудничать с одними либералами. Заявление о том, что правоцентристскую коалицию должен возглавить Сергей Степашин, сделал уже лидер движения "Новая Сила", отставной премьер Сергей Кириенко. Он общался со Степашиным по телефону и рассчитывает продолжить личные переговоры. Конкуренты правых на политическом поле из "Яблока", однако, сомневаются в том, что Степашин пойдет на коалицию с Лужковым или либералами.

Владимир Лукин:

Мне не кажется, что Степашин сейчас пойдет по пути создания какого-то блока. Может быть какая-то комбинация сил. Степашин имеет довольно позитивные отзывы со стороны избирателей, и любой какой-то конкретный узкий блок, который он создаст, будет уже, чем его, довольно неопределенный, неясный, но при этом довольно положительный образ. Но ему надо будет, мне кажется, трижды подумать, прежде чем быстро соглашаться с вариантами, которые ему предлагают, например, Немцов и другие. Политический облик Степашина шире, чем правый блок. В лужковский блок он вряд ли войдет, потому что это, по-моему, совершенно не соответствует взглядам и намерениям Лужкова. Привлечь Степашина на шестое место - это не соответствует интересам Степашина, а на первое место - это не соответствует интересам Лужкова. Иметь Примакова на первом месте, учитывая его возраст и все прочее, это еще один разговор, а иметь Степашина, у которого авторитет меньший, чем у Примакова, но зато более долгосрочные амбиции, это совершенно не в интересах Лужкова.

Михаил Соколов:

Это было мнение одного из лидеров партии Явлинского, Владимира Лукина. Сейчас в нашем эфире лидер движения "Правое дело" Борис Немцов. Борис Ефимович, почему вы так уверенно зовете Сергея Степашина возглавить правоцентристскую коалицию. У него же есть и другие варианты. Есть же те аргументы, которые привел Владимир Лукин?

Борис Немцов:

Мощная правоцентристская коалиция - это благо не для Степашина, а это благо для страны, потому что правоцентристская коалиция во главе со Степашиным, по опросам общественного мнения, наберет где-то около 15-17 процентов голосов, что даст возможность Думе образца 21-го века принять важнейшие для страны решения, будь то честный бюджет, или Земельный Кодекс или, наконец, налоговая реформа. Может удаться поставить под контроль олигархов и монополии. Короче говоря, Государственная Дума может стать не аттракционом, где Владимир Вольфович упражняется в различных бизнес-начинаниях, а может действительно исполнить ту историческую миссию, которая на нее возложена, а именно создать законодательную базу для процветания России. Если говорить о личных амбициях Сергея Вадимовича, то поскольку за ним никаких политических партий и сил сейчас нет, то было бы для него естественным не входить пятым или шестым номером в блок "Отечество - Вся Россия", а возглавить создающийся сейчас блок. С приходом Степашина, я думаю, огромное количество губернаторов, которые, например, входили в НДР, очень большое количество людей либеральных взглядов и людей умеренной социал-демократической ориентации могли бы объединиться вокруг этого блока. Я понимаю, почему представители "Яблока" категорически против такого вхождения. Просто потому, что тогда сужается избирательное поле для этого блока, но мы открыты для сотрудничества, и со вступлением Степашина в правоцентристскую коалицию, я думаю, "Яблоко" не стало бы проводить такую же сепаратистскую политику, как оно проводило до сих пор. Таким образом, если Степашин возглавит коалицию, в которую вошли бы обновленный НДР во главе с Рыжковым и "Правое Дело", и "Голос России", и, например, блок Кириенко, то тогда и возможности для переговоров с "Яблоком" тоже были бы гораздо шире, чем они имеются сейчас.

Михаил Соколов:

Для того, чтобы идти на выборы и быть популярным, Степашин должен занять, ну, хотя бы, умеренно оппозиционную позицию, а он слишком, как и Иван Рыбкин, лоялен президенту. Не так ли?

Борис Немцов:

Ничего, мы его поправим.

Михаил Соколов:

А у вас уже есть какие-то конкретные договоренности?

Борис Немцов:

Со Степашиным ведутся консультации, они ведутся достаточно активно, они продолжаются в том числе и сегодня. Я понимаю, в каком тяжелом морально-психологическом положении находится Сергей Вадимович, и вряд ли от него стоит ждать сегодня ответа. С другой стороны, мы просто предлагаем ему стать лидером и вряд ли кто-нибудь из более-менее серьезных политических организаций способен дать такие же предложения. Для Степашина при этом абсолютно открыта дорога для того, чтобы занять соответствующее положение в Государственной Думе, он не будет связан какими-либо обязательствами насчет президентских выборов. Таким образом, с одной стороны, вы правы насчет умеренной оппозиционности, с другой стороны объединение действительно людей либеральных и центристских взглядов под именем Степашина, на мой взгляд, позитивно не только для него самого, но и для общества в целом.

Михаил Соколов:

Вы общались с Борисом Березовским, у него та же позиция?

Борис Немцов:

Ну, у него есть и другие идеи.

Михаил Соколов:

То есть, здесь вы с ним не сходитесь.

Борис Немцов:

Я бы не сказал, что не схожусь, но есть, тем не менее, и другие идеи на этот счет. Ни один из политиков, которые действительно сейчас занимаются текущей ситуацией, не считает, что Степашину нужно идти в блок "Отечество - Вся Россия", потому что это практически политическая смерть для Степашина, никаких шансов прорваться через строй тяжеловесов Лужкова и Примакова у него нет. Никаких возможностей даже занять достойное место в Государственной Думе у него тоже нет. Если для него просто положение обычного депутата Государственной Думы - это верх мечтаний, то тогда пойти седьмым или восьмым в список - это дело неплохое. Если же он хочет продолжать свою политическую карьеру дальше, то лучше правоцентристской коалиции ему даже придумать ничего нельзя.

Михаил Соколов:

Правоцентристской коалиции во главе со Степашиным с поста главы правительства мог бы содействовать и Владимир Путин. "Возможна ли такая связка: Путин, который действует в правительстве, в аппарате, в силовых структурах и Степашин, который действует, создавая некую политическую коалицию"? - спросил я Владимира Рыжкова.

Владимир Рыжков:

Насколько я понимаю, два этих политика достаточно близки один другому, всячески и тот, и другой подчеркивают, что они друзья, товарищи и коллеги. Они ровесники. Я не исключаю варианта политического сотрудничества в ближайшие месяцы между Путиным и Степашиным. Я не исключаю, что Степашин может продолжить свою политическую карьеру уже на этих парламентских выборах в том или ином качестве, потому что его личная репутация не так плоха и очень даже неплоха для современных российских условий. Но какова конкретно будет форма этого участия и сотрудничества - надо подождать несколько дней, пока все прояснится.

Михаил Соколов:

"Отечество - Вся Россия" активно приглашает Степашина для участия в выборах, как минимум, видимо, уже в тройке. С вашей точки зрения, реально ли это?

Владимир Рыжков:

Степашин сейчас в центре всеобщего внимания. Его личная репутация от отставки не только не пострадала, а напротив, как это в последнее время происходит в России, любой отставник, который пострадал от Ельцина, получает дополнительные голоса избирателей, дополнительную популярность и симпатии, поэтому, в принципе, действительно, Степашин может сейчас принести дополнительные голоса в тот блок или в ту партию, в которую он вступит, или к которой он присоединится. Интерес к Степашину поразителен, и он может быть проявлен не только со стороны блока "Отечество - Вся Россия", но и со стороны НДР, со стороны правых, так что подождем несколько дней, подождем, какое решение примет сам Сергей Степашин.

Михаил Соколов:

Насколько, все-таки, это вероятно, потому что о контактах с НДР говорится некоторыми средствами массовой информации, особенно в Интернете, как о свершившемся факте, говорят о некоей коалиции НДР и губернаторов во главе со Степашиным.

Владимир Рыжков:

Я не стал бы спешить с прогнозами. Скажу лишь, что связь с Сергеем Вадимовичем у нас не прерывалась ни на один день. И до отставки, и сейчас мы поддерживаем с ним контакты, но все это зависит и от нас, и от него, и от той конфигурации, которая может сложиться в ближайшие дни.

Михаил Соколов:

Удастся ли НДР и либералам наладить сотрудничество? В нашем эфире вновь Борис Немцов. Борис Ефимович, есть еще одна проблема, ведь НДР не рвется в вашу коалицию, хоть со Степашиным, хоть без него?

Борис Немцов:

Проблемы НДР всем известны. Дело в том, что НДР стоит над пропастью - либо в никуда, либо все-таки остаться на плаву. Я считаю, что там есть достаточно трезвые политики, которые понимают, что долгое стояние на краю может закончиться печально, можно, например, просто потерять равновесие. Поэтому, рано или поздно НДР все равно сделает правильный выбор, и я убежден, что присутствие Степашина в этой коалиции только ускорит принятие правильного решения.

Михаил Соколов:

Именно Степашина считают человеком, который может обеспечить консолидацию на правом политическом плане, влиятельные фигуры российского бизнеса. Сделает ли либеральный выбор сам бывший премьер, еще неизвестно. Пока известно только то, что, как сообщили его сотрудники, Сергей Степашин долго со своим решением тянуть не будет, время не ждет.

XS
SM
MD
LG