Ссылки для упрощенного доступа

Ближневосточное эхо войны с терроризмом


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый беседует с корреспондентом Радио Свобода в Тель-Авиве Викторией Мунблит.

Андрей Шарый:

В нескольких мусульманских странах в понедельник состоялись антиамериканские демонстрации в связи с воздушными ударами США и Великобритании в Афганистане. В Пакистане в городе Кветта демонстранты подожгли здание детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. В манифестациях в поддержку Усамы Бин Ладена приняли участие тысячи человек. В городе Газа палестинские силы безопасности открыли огонь по демонстрантам, протестовавшим против военной акции в Афганистане. Два человека погибли, несколько получили ранения. Организованная исламистской группировкой "Хамас" демонстрация была запрещена палестинскими властями. О реакции в Израиле на первые итоги операции я попрошу рассказать нашего корреспондента в Тель-Авиве Викторию Мунблит:

Виктория Мунблит:

Позиция Израиля в нынешней войне, оговоренная в телефонной беседе президента США Джорджа Буша и премьер-министра Израиля Ариэля Шарона за час до начала военных действий в Афганистане, звучит следующим образом: Израиль помогает антитеррористической коалиции, однако, в войне не участвует. Неучастие Израиля в войне для США чрезвычайно важно, в противном случае локализовать военные действия будет невозможно и возможность того, что в конфликт будет втянуто большинство арабских государств, станет более чем реальной. Это понимает и Усама Бин Ладен. Именно поэтому в своем заявлении, транслировавшемся в минувшие сутки многими телеканалами, он вновь и вновь указывал, что первопричина происходящего - израильская оккупация Палестины и что 11 сентября США понесли наказание за свое самое страшное "преступление" - поддержку государства Израиль.

В ночь с воскресенья на понедельник Ариэль Шарон собрал срочное совещание, в котором приняли участие министр иностранных дел, министр обороны, начальник Генштаба израильской армии, главы разведслужб, а речь шла о том, что арабские экстремисты могут попытаться организовать в ближайшее время гигантский теракт, чтобы таким образом вынудить Израиль, а затем и весь регион принять участие в войне. Израильтяне полны решимости помешать экстремистам в разжигании общенационального конфликта, и, похоже, эту решимость сейчас разделяет палестинский лидер Ясир Арафат. Во всяком случае, прошедшая в Газе демонстрация протеста против действий США и Великобритании была им объявлена незаконной, зачинщики ее арестованы, а университет в Газе, откуда демонстрация началась - был закрыт.

Андрей Шарый:

Виктория, по вашим оценкам, каких действий можно ожидать от руководства Израиля? Будут ли в те дни, недели, а может и месяцы, в течение которых будет продолжаться операция против талибов и международных террористов, израильские власти более сдержанны в отношении способов и методов решения кризиса на Ближнем Востоке? Или же происходящее в Афганистане подтолкнет власти страны к более решительным, жестким мерам?

Виктория Мунблит:

Я все же полагаю, что израильские власти будут более сдержанны - в силу некоторых обещаний, данных Ариэлем Шароном президенту США Джорджу Бушу, и в силу понимания того, что сегодня любое резкое действие с какой бы то ни было стороны может вызвать невероятную ответную реакцию. Судя по всему, это понимает и лидер Палестинской автономии Ясир Арафат. Единственное, что я могу подчеркнуть - слова, сказанные Ариэлем Шароном: "1991-й год больше не повторится". Это означает, что в случае, если кто-то попытается, скажем, нанести ракетный удар по Израилю, как наносил ракетные удары по Израилю Ирак в 1991-м году во время войны в Персидском заливе - Израиль, несомненно, ответит, и ответит самым жестким образом.

Андрей Шарый:

Виктория, в то же время руководители Израиля сравнивали нынешнюю ситуацию с ситуацией 1938-го года, когда страны Запада пожертвовали Чехословакией во имя усмирения аппетитов тогдашнего агрессора - нацистской Германии. Эти заявления во многих странах, в том числе и России, были восприняты фактически как объявление Израилем войны палестинцам и всему арабскому миру - как обстоят дела в этом отношении?

Виктория Мунблит:

Как вы знаете, это заявление Ариэля Шарона вызвало невиданный кризис во взаимоотношениях давних стратегических партнеров - США и Израиля. Министр иностранных дел Израиля Шимон Перес и посол США в Израиле Дан Куртцер предприняли невероятные усилия, чтобы как-то нейтрализовать этот кризис. Результатом стало заявление Ариэля Шарона о том, что ни в коем случае он не имел в виду США и президента США Джорджа Буша. С другой стороны, появилось и заявление госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что американцы намерены включить в список террористических такие организации, как "Хамас" и "Исламский джихад", и ни в коем случае не намерены менять своего отношения к ним.

XS
SM
MD
LG