Ссылки для упрощенного доступа

"Палестина неразрывно связана с Израилем - экономически, политически, цивилизационно, как угодно..."


Дмитрий Волчек беседует по телефону с директором московского Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгением Сатановским.

Дмитрий Волчек:

Евгений Янович, в одном из недавних ваших комментариев вы говорили, что не видите другого развития событий на Ближнем Востоке, кроме кровопролитной, полномасштабной войны. Сейчас, после убийства министра туризма Израиля, похоже, ваш прогноз сбывается. Но ведь возможен все же и другой вариант. Почему вы убеждены, что палестинцы сейчас, понимая безвыходность всей ситуации, не согласятся выполнить ультиматум Израиля? И, похоже, ведь все-таки это происходит. Уже некоторые члены радикальной организации "Народный фронт освобождения Палестины", ответственные за убийство Зэеви, арестованы...

Евгений Сатановский:

Я здесь по-прежнему пессимистичен. Потому что, во-первых, на территории Палестинской автономии не существует сегодня централизованного управления процессами, которые там проходят. И администрация Арафата сегодня неоднородна, в ней существует противоборство, и очень жесткое, в том числе и вооруженный конфликт между группами, кланами, руководителями спецслужб. Сегодня у нас с вами хаос на территории Палестины, фактически - политический, военно-политический хаос. Боюсь, что никаким другим способом, за исключением жесткого внешнего контроля невозможно успокоить ситуацию на территории Палестинской автономии. Это, безусловно, не учитывается ни американцами, ни европейскими посредниками. Сегодня в Палестине нет единого лидера, который был бы в состоянии отвечать, мог бы отвечать за нормализацию отношений с Израилем. Слишком много групп и сил, которые хотели бы эскалации конфликта.

Дмитрий Волчек:

Но каким может быть итог этой кровопролитной полномасштабной войны, на необходимости которой вы сейчас настаиваете? Она ведь не решит проблему в принципе.

Евгений Сатановский:

На необходимости войны я не настаиваю, ни в коем случае, но просто подменили понятия. Права палестинцев как народа, которые, безусловно, ущемлялись в течение длительного времени, вовсе не означают ни права на создание собственного государства, ни права конкретной политической, военно-политической, революционно-политической группировки на взятие власти над палестинцами. Сегодня если говорить о правах палестинцев как народа, то они не имеют никакого отношения к наличию или отсутствию у них своего государства и тем более - к тому, кто этим государством управляет, какая группировка. К сожалению, за последние несколько десятилетий, особенно - последние 10 лет, эта подмена понятий произошла. Если не решает вопроса, как оно не решило его 8 лет уже, существование Палестинской национальной автономии в условиях хороших, в условиях достаточно мирного сосуществования с Израилем - почему в условиях войны, де-факто, этот рецепт должен сработать? Я боюсь, что он не сработает.

Дмитрий Волчек:

Вы говорите о слабости Арафата и о том, что в руководстве Палестины нет единого лидера. Но ведь после вот такой войны, о которой вы говорите, лидера тем более не будет, или это будет лидер, куда более экстремистский, чем Арафат - нужно ли это Израилю?

Евгений Сатановский:

Я говорю сейчас о некотором фактическом и прагматическом решении проблемы, которая существует. Как мне представляется, никакого будущего, кроме будущего общего у палестинцев и израильтян не существует, по той простой причине, что отделить палестинцев от израильтян физически невозможно. Невозможно отделить палестинцев от израильских арабов - миллиона двухсот тысяч человек, которые - те же самые палестинцы, но с израильскими паспортами. Будет ли это чем-то новым, о чем никакая ООН не говорила - мы увидим в ближайшие несколько лет. Но пока следует принять как данность простую вещь: рецепты ООН 50-летней давности не годятся, они не срабатывали и не сработали. Восьмилетний эксперимент по созданию палестинского национального очага провалился абсолютно, экономически провалился, причем нет, вовсе не по злой воле израильтян - там не существует никакого экономического резерва... Палестина неразрывно связана с Израилем - экономически, политически, цивилизационно, как угодно. В какой мере израильское руководство с теми лидерами палестинцев, кто захочет жить с ними рядом, сможет создать нечто общее - это мы увидим в течение ближайших нескольких лет. Но рецепты ООН замечательны для того, чтобы решать в тиши кабинетов проблемы.

Дмитрий Волчек:

Но мы говорим о борьбе с терроризмом - военная операция повлиять на одиночек-камикадзе никак не сможет.

Евгений Сатановский:

Единственная вещь, которая может влиять в какой-то мере на борьбу с терроризмом, если заниматься ей всерьез - взятие под контроль значительных территорий с выводом за рамки существования лидеров террористов, с обеспечением нормального уровня жизни лояльного населения - никаких других рецептов не существует.

XS
SM
MD
LG