Ссылки для упрощенного доступа

Ближний Восток - мнение американского эксперта


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с американским экспертом, сотрудником Центра Стратегических и Международных исследований Деном Гуре.

Юрий Жигалкин:

Неочевидные результаты саммита в Шарм аш-Шейхе, и продолжение израильско-палестинских столкновений заставляют сейчас американских наблюдателей говорить о том, что надежды на достижение мирного соглашения нужно похоронить надолго, и, быть может, готовиться к худшему. Согласны ли вы с такой интерпретацией?

Ден Гуре:

Нет, я не думаю, что мирный процесс окончательно прерван. Я разделил бы, правда, понятия "мир" и "мирный процесс". В то время, как израильско-палестинские столкновения могут продолжаться, это не означает того, что будут прерваны всяческие переговоры между двумя сторонами. Я думаю, что лидеры и Израиля и палестинской автономии поймут, что, в конце концов, им придется договариваться, и несмотря на то, что последние события наверняка отбросили заключение окончательного мирного договора на годы, я уверен, что контакты будут продолжаться точно так, как они продолжались даже во время так называемой "интифады". Сейчас стало очевидным, что одним из основных препятствий для заключения мира оказался тот факт, что палестинцы, если можно так выразиться, недостаточно устали от этого конфликта. Они все еще готовы преследовать цели, которые однозначно неприемлемы для Израиля, который также не готов уступить в принципиальных вещах, завоевав такое право, отразив несколько нападений арабских соседей, пытавшихся уничтожить еврейское государство. Словом, обе стороны все еще готовы к конфликту, и я полагаю, что он будет продолжаться в некоем вялотекущем виде, а одновременно будут вестись и переговоры.

Юрий Жигалкин:

Если оглянуться назад, то можно ли сказать, что США, Белый Дом совершили ошибку, пытаясь ускорить мирный процесс и, выступив в роли, по сути, единственного посредника, маргинализировав, как обвиняют некоторые, Россию и ООН?

Ден Гуре:

Единственной ошибкой, если это можно назвать ошибкой, была неверная оценка того, насколько обе стороны были готовы к заключению мирного соглашения. Президент Клинтон верил, что психологически и израильтяне, и палестинцы однозначно настроены на мир, что они пойдут на серьезные компромиссы ради достижения этой цели. США верили, что необходима так сказать "смазка" в виде материальной помощи, дипломатической и политической поддержки, для того, чтобы мирный процесс набрал силу. Такая интерпретация ситуации оказалась верной лишь отчасти. В том же, что касается единоличного посредничества с США в этом процессе, то, во-первых, нельзя забывать, что такую форму предпочли сами израильтяне и палестинцы, а во-вторых, опыт говорит о том, что коллективный способ решения таких проблем гарантировал лишь бы одно: нескончаемые переговоры. То есть, я думаю, что вывод, который мы можем сделать из всего произошедшего, заключается в том, что нам придется быть, в основном, сторонними наблюдателями, в то время, когда израильтяне и палестинцы будут искать новый баланс в своих отношениях. Впереди период нестабильности, которую могут усугубить любые неожиданности, например, желание палестинцев провозгласить собственное государство.

XS
SM
MD
LG