Ссылки для упрощенного доступа

Роль Ясира Арафата в нынешней ситуации на Ближнем Востоке


Редактор Радио Свобода Дмитрий Волчек беседует с заместителем директора Радио Свободный Ирак Камраном Карадаги.

Дмитрий Волчек:

Господин Карадаги, говоря о психологическом портрете Ясира Арафата: создается впечатление, что он принадлежит к числу политиков, которые прекрасно чувствуют себя в ситуации конфронтации, ЧП и довольно беспомощны во всем, что касается банальной, обыденной мирной жизни, о чем свидетельствует находящаяся на нуле экономика Палестины. Верно ли такое суждение, или оно вам кажется чересчур резким?

Камран Карадаги:

Я думаю, что в этом портрете есть доля истины. Ясир Арафат почти всю свою жизнь провел в таких ситуациях, начиная с самого начала своей борьбы, потом в Иордании, потом в Ливане, потом после этого... Поэтому мне кажется, что в таких ситуациях он чувствует себя лучше. Надо запомнить, что в последние годы, даже и после Осло, и после всех соглашений с Израилем, Ясир Арафат всегда говорил о "джихаде", и он никогда не бросал этот тезис, и постоянно, в каждом случае, он говорил о том, что "палестинский народ должен пойти по пути "джихада", и в свое время, когда ему делали замечания в связи с этим, говоря, что есть мирный процесс, соглашения с израильтянами, и так далее - он всегда объяснял это тем, что "джихад" - не такое плохое слово, как думают на Западе, что это чисто религиозное слово, и что "джихад" не обязательно означает вооруженные столкновения". Однако, сейчас мы видим, что он готовился именно к такому "джихаду", как мы сейчас видим.

Дмитрий Волчек:

Создается впечатление, что в последнее время ООП приобретает черты декоративной организации, которая представляет Палестину на международной арене, но пользуется все меньшей популярностью в самой Палестине. Может быть, чтобы не потерять популярность среди палестинцев Арафат и вынужден говорить о "джихаде", апеллировать к радикальным требованиям и становиться на позицию самых радикальных палестинских представителей? Не так ли это?

Камран Карадаги:

Конечно, в Хартии этой организации существуют положения о борьбе за Палестину, вооруженной борьбе за это государство, правда, одно время Арафат вынужден был, как бы, заморозить это, но фактически этот принцип никогда не был аннулирован. Правда, надо учитывать, что вообще в арабском мире, и особенно - в палестинском движении, существуют организации - ООП и другие, но главный игрок всегда был один, и им был, есть и пока остается Арафат. Сама по себе организация не отделяется от Арафата. Поэтому, когда Арафат хочет, чтобы у нее был мирный облик, так и будет, захочет, чтобы у нее был боевой облик - так и будет. Пока еще Арафат является главным игроком и организатором движения.

Дмитрий Волчек:

Есть ли какая-то серьезная оппозиция Арафату со стороны палестинских организаций, борющихся за независимость, например, таких организаций левого толка, как "Народный Фронт Палестины", "Демократический Фронт Палестины" - можно ли говорить о том, что они пользуются серьезным влиянием?

Камран Карадаги:

Я думаю, что они существуют, но у них среди палестинцев нет серьезного влияния. Они существуют давно, начинали вместе с Арафатом, и поэтому у них есть, как бы, традиционное историческое влияние, но на самом деле, Арафат контролирует все. Как мы видели, когда взял верх мирный процесс и шли переговоры с Израилем, эти организации стали, как бы, более замкнутыми и изолированными, главным образом они ограничивались периодическими боевыми заявлениями. Кое-где на палестинских территориях они имеют какое-то влияние, но я думаю, что в последние годы контроль и влияние, настоящее влияние на палестинское общество все-таки было у Арафата, и единственной другой организацией, имевшей влияние, была исламская организация "Хамас", а другие организации, я думаю, не имеют большого влияния. И вряд ли в таких условиях Арафат позволит им приобрести его.

Дмитрий Волчек:

Арафат - немолодой человек - есть ли у него какой-то преемник, наследник?

Камран Карадаги:

Трудно говорить об этом. В арабских, палестинских кругах на эту тему говорили очень часто. Исторически, конечно, его преемником должен быть Махмуд Аббас Абу-Мазен - он самый видный деятель, и в организации "Фатах", и в палестинском движении, он, конечно, считается, с палестинской стороны, как бы, "инженером" соглашений в Осло. С другой стороны, время от времени в арабских и палестинских кругах высказывалось мнение о том, что преемником Арафата может быть кто-то из круга Организации безопасности Арафата, и что сам Арафат готовит кого-то к этой роли. Хотя, надо сказать, что в арабском мире вообще появляется тенденция, что лидеры не готовят себе преемников, и я думаю, что Арафат - не исключение.

XS
SM
MD
LG