Ссылки для упрощенного доступа

Израильско-палестинский конфликт и США


Ведущий итогового информационного часа Андрей Шароградский:

Соединенные Штаты рассматриваются многими ближневосточными столицами как сила, способная оказать влияние на развитие израильско-палестинского конфликта. Умеренные арабские режимы призывают Вашингтон оказать давление на Израиль, в то время, как представители Палестинской администрации обвиняют США в пособничестве Израилю. Как оценивают ситуацию американские наблюдатели? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует со специалистом по Ближнему Востоку сотрудником фонда "Heritage" Джеймсом Филипсом:

Юрий Жигалкин:

Уже в течение одиннадцати месяцев израильско-палестинский конфликт лишь усугубляется. Некоторые арабские лидеры считают, что решительные дипломатические усилия Белого Дома могли бы изменить ситуацию к лучшему. Однако администрация Буша не желает брать на себя такую миссию. Как вы это объясняете?

Джеймс Филипс:

Соединенные Штаты отошли в сторону со времени ухода из Белого Дома президента Клинтона и, как мне кажется, это разумный шаг. Кэмпдэвидские переговоры показали, что палестинцы не были готовы к заключению полномасштабного мирного соглашения, я думаю, что преждевременные попытки принудить их подписать договор в тот момент в большой мере спровоцировали возобновление конфликта. Сегодня стал очевидным факт, что во всеобщих интересах было бы более медленное, постепенное развитие переговорного процесса, в то время, как администрация Клинтона развила в последние месяцы своего пребывания у власти исключительную дипломатическую активность, отчасти это было отражением политических нужд президента Клинтона.

Юрий Жигалкин:

Но у прежней администрации была, по крайней мере, ясная стратегия действий, в то время, как нынешняя администрация ограничивается в основном лишь сбалансированными заявлениями по поводу происходящего. Как бы вы определили стратегию правительства Буша?

Джеймс Филипс:

Соединенные Штаты поддерживают так называемый план Митчелла и соглашение о прекращении огня, достигнутое при участии директора ЦРУ Джорджа Тенета. Американские дипломаты пытались посредничать в осуществлении обоих предложений, однако, судя по всему, палестинцы в данный момент не готовы их принять, поскольку они надеются на то, что интифада, постоянная угроза терактов заставит израильтян уступить. Учитывая потери, понесенные обеими сторонами и уровень враждебных чувств, спровоцированных этим конфликтом, трудно рассчитывать на скорый прогресс.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, может ли в данной ситуации оказаться к всеобщей пользе посредничество иных сил, например, России, которая в прошлом пыталась играть более видную дипломатическую роль в регионе?

Джеймс Филипс:

Если бы ситуация, так сказать, созрела для такого вмешательства, любое стороннее посредничество можно было бы только приветствовать. Но я убежден, что такое время еще не подошло. В данную минуту вмешательство Москвы может внушить палестинцам несбыточные надежды на то, что продолжение конфликта может принести плоды. Они могут рассчитывать на то, что к дипломатическому посредничеству присоединятся другие страны, могут появиться некие новые идеи урегулирования, которые могут позволить им добиться уступок со стороны Израиля, сохранив за собой право атаковать Израиль. Я думаю, что любой прогресс может быть достигнут лишь тогда, когда палестинцы осознают, что насильственные действия должны быть остановлены.

XS
SM
MD
LG