Ссылки для упрощенного доступа

ООН и комиссия по расследованию событий в Дженине


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Нью-Йорке и в Тель-Авиве - Юрий Жигалкин и Виктория Мунблит.

Петр Вайль: Начало работы комиссии ООН по расследованию событий в Дженине задерживается из-за несогласия Израиля с ее составом и мандатом. Об этом ясно заявили израильские представители в ООН. Подробнее о ситуации рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин: 19 апреля Совет Безопасности ООН при поддержке Соединенных Штатов и полном согласии Израиля (израильский министр иностранных дел Шимон Перес незадолго до этого заявил, что Израилю нечего скрывать), одобрил краткую резолюцию, согласно которой Генеральный секретарь ООН получил разрешение послать в Дженин комиссию, облеченную правом расследовать события происшедшие во время операции там израильской армии. Но в этой краткости документа, как выяснилось, и была заложена проблема. В резолюции не был определен ни ясный мандат комиссии ООН, ни ее четкие цели. Совет Безопасности вверил все организационные вопросы Генеральному секретарю, а тот, исходя из давнего опыта подобных миссий, назначил в комиссию трех политиков и дипломатов, чьей задачей, как и случалось прежде, должен был стать подсчет числа жертв операции в Дженине и составление заключения о происшедшем. Но, если основываться на прошлом, в таких экстремально конфликтных ситуациях даже математика становится субъективной наукой. Палестинцы и их союзники в Совете Безопасности утверждают, что израильская армия совершила в Дженине бойню, они настаивали на включении в резолюцию ООН этого определения, Совет, в конце концов, одобрил нейтральные формулировки, предложенные США.

Израиль утверждает, что палестинские жертвы - неизбежный результат военной операции, которую начали палестинские боевики, что среди убитых именно они составляют подавляющее большинство. Сможет ли комиссия, в которой доминируют люди, по долгу службы, занимавшиеся защитой прав человека, объективно оценить ситуацию последних недель в Дженине с учетом всех деталей? Сможет ли она отличить бойню от боя? Этот вопрос, судя по всему, больше всего беспокоит Израиль. И Генеральный секретарь ООН, встретившийся в среду с израильскими представителями, подтвердил, что он включил в состав комиссии в качестве главного советника отставного американского генерала Уилльяма Нэша и не исключает расширения комиссии за счет других экспертов в области антитеррористических операций. Хватит ли этого для того, чтобы уверить израильтян в сбалансированности взглядов членов комиссии? Израильтяне призывают Совет Безопасности разработать резолюцию с четким описанием мандата комиссии. Палестинцы требуют от Совета Безопасности заставить Израиль допустить комиссию в Дженин без промедления.

Чем обернется этот фрагмент израильско-палестинского конфликта - пока неясно. Генеральный Секретарь ООН продолжает говорить о том, что миссия ООН находится, по сути, на пути в Израиль, а тот не готов пока допустить ее членов. Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что американская администрация считает, что ООН должна предпринять эту миссию, одновременно признавая весомость аргументов Израиля. Как сказал Пауэлл, Израиль и члены совета Безопасности согласились с тем, что миссия ООН в Дженине должна представлять из себя не инквизицию, а комиссию по расследованию фактов.

Петр Вайль: В прямом эфире Радио Свобода - наш корреспондент в Тель-Авиве Виктория Мунблит. Вы слышали, как и мы все, репортаж Юрия Жигалкина, и теперь - что думают в Израиле о вообще допущении этой комиссии в Дженин и возможности объективного расследования?

Виктория Мунблит: Как правильно отметил Юрий Жигалкин, изначально в Израиле отнеслись весьма позитивно к прибытию специальной комиссии ООН, и министр иностранных дел Шимон Перес, с санкции Ариэля Шарона, дал согласие на прибытие комиссии. А заместитель министра обороны Далия Рабин-Философ даже заявила, что контролеры ООН должны прибыть сюда и увидеть, что в Дженине происходило не убийство, не бойня, а война со всеми ее страшными последствиями. Но позитивное отношение к прибытию комиссии довольно быстро сменилось в Израиле самыми мрачными предчувствиями, а сегодня в Иерусалиме считают, что Израилю уготована международная ловушка, что заключение комиссии станут предлогом для отправки в регион контингента международных наблюдателей, а если противники Израиля еще и постараются, то и предания офицеров Армии обороны Израиля суду как военных преступников.

Причина перемены настроений, действительно, заключается в том, что Израиль не согласился с составом комиссии, в которую изначально не вошел ни один профессиональный военный и ни один представитель США, зато вошел бывший президент Красного Креста Корнелио Саммаруга. Надо учесть, что израильтяне давно уже утверждают, что машины и представительства Красного Креста не раз использовались в нынешнем конфликте отнюдь не только для оказания медицинской помощи палестинцам, но и для перевозки патронов и взрывчатки. Израиль потребовал от Кофи Аннана, чтобы Саммаруга был исключен из состава комиссии, а его место занял американский генерал Уилльям Нэш. Кофи Аннан отклонил требование об исключении Саммаруги, но Нэш включен в комиссию.

Во-вторых, израильтяне настаивали на том, что для получения объективной картины комиссия должна расследовать не только события в Дженине, но и теракты в Дельфинариуме, в ресторане в пасхальную ночь, и так далее, ибо Дженин явился прямым следствием этих терактов. Кстати, сходное требование высказали в среду и некоторые американские сенаторы во время выступления Госсекретаря США Колина Пауэлла в Сенате. Это требование Израиля пока не нашло понимания.

И, в-третьих, Израиль считает, что на комиссию будет оказывать давление все более ожесточающаяся и все более отличная от позиции США позиция Европы, где уже заранее считают, что выводы комиссии ООН будут слишком мягкими, что Европарламент должен выслать свою альтернативную комиссию, что на Израиль надо наложить ряд санкций, в том числе эмбарго на поставки оружия. И стоит отметить, что особо активную позицию при этом занимает Франция. Пока же израильтянам удалось уговорить Кофи Аннана отсрочить на два дня выезд в регион комиссии, которая должна была прибыть сюда в субботу. В четверг начались переговоры израильской делегации с представителями ООН. Остается надеяться, что эти переговоры все-таки приведут стороны к некому единому знаменателю.

Петр Вайль: Виктория, а в самом Израиле, в Кнессете, например, существуют ли разногласия по поводу того, что произошло в Дженине?

Виктория Мунблит: Нет, я бы не сказала, что существуют разногласия. Наоборот, операцию, проведенную в Дженине в частности и во всей Палестинской автономии, оценивают очень высоко. Правда, критерии оценки разные. Если право-национальный лагерь оценивает как результат количество уничтоженных террористических сетей, то лево-либеральный лагерь при этом делает ударение и на то, что при столь сложной операции Израилю удалось добиться минимального, в данном контексте, количества жертв среди населения Палестинской автономии.

XS
SM
MD
LG